Приморское краевое отделение

Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» – Общество изучения Амурского края (ОИАК)

 

690091, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 4  

 Тел./факс 226-81-93, эл. почта: oiak@bk.ru

История метеостанции «Гора»

Актив музея МБОУ СОШ №2 г. Владивостока: Сергей Грудина, Егор Мацак, Эдуард Че.

Руководители - члены Приморского краевого отделения РГО-ОИАК И.Г. Дергачёва, А.С. Новик. 

23 марта – Всемирный день метеорологии, утверждённый в 1950 году по инициативе Всемирной метеорологической организации (ВМО). Эта организация, объединяющая 184 страны, является особой межправительственной структурой ООН. Каждый год Всемирный метеорологический день проходит под определённым девизом. В этом году он звучал так: «Жарче, суше, влажнее. Смотреть в будущее». 

Наша школа №2 расположена в Голубиной пади, старейшем историческом районе города. В 2017 году у нашей школы юбилей, ей исполняется 110 лет В школе есть музей, в котором мы собираем документы, фотографии, воспоминания об истории нашей Голубинки. Одна из достопримечательностей района – знаменитая метеостанция на сопке Буссе, которую местные жители называют просто – метеостанция «Гора». 

Чтобы узнать историю нашей метеостанции, пришлось обратиться к различным источникам. Мы узнали, что история Гидрометеорологической службы России (Росгидромета) началось в апреле 1834 года, когда согласно «высочайшему соизволению», имевшему силу закона и подписанному императором Николаем I, в Санкт - Петербурге была учреждена Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория . Метеорологическая сеть России начала вести регулярные метеорологические и магнитные наблюдения по единому руководству. В ХХ веке в нее входило свыше 1400 метеорологических наблюдательных станций. 

Со времени основания поста, крепости, города Владивостока возникла система метеонаблюдений и у нас. Первые метеостанции обслуживали военные ведомства. В 1873 году создана первая в Приморье метеостанция на северном берегу бухты Золотой Рог.  В 1898 году начала работу вторая метеостанция – «Владивосток – железная дорога». Она просуществовала три года. Третьей  пункт наблюдений был открыт в 1905 году на сопке , разделяющей бухты Большой Улисс и Патрокл, и назывался «Владивосток – воздухоплавательная рота». Через 8 лет стацию перенесли ближе к бухте Большой Улисс, а в 1918 году закрыли. 

29 декабря 1916 года была организована станция  «Владивосток-обсерватория». Метеорологическая площадка была размещена на западном склоне сопки Орлиное Гнездо, выше жилых домов. В феврале 1959 года станция была перенесена из-за застройки окружающей территории жилыми домами на северо-восточный склон сопки Рабочая (Буссе), где она работает и по сей день. Сегодня её официальное название – Морская гидрометеорологическая станция 2 разряда «Владивосток».

Согласно школьной программе, на уроках географии ученики 5-6 -х классов нашей школы ежегодно совершают учебные экскурсии на метеостанцию, где знакомятся не только с историей метеостанции, но и составляют отчеты об экскурсии. Ребята начинают понимать значимость изучения климатических и погодных особенностей родного города, осознавать значение нашей метеостанции, по данным которой Примгидромет составляет прогнозы погоды, выпускают штормовые предупреждения, от которых зависит режим работы многих предприятий и служб обеспечения города. 

Литература.

1.      Августовский, Б,; Калягин В.; Крушанов А. и др. «Владивосток, штрихи к портрету», Издательство: Владивосток  дальневосточное, В1985 г., 304 стр.

2.      Кобылинский Л.В. «История создания и развития Гидрометеорологической службы в России и на Дальнем Востоке» 2004 г.

3.      Газета  «Приморье», 1988 г., №16 (116)

4.      Газета АИФ «Приморье»,2008 г. март

5.      http|www.primgidromet.ru/news/meteostancii_vladivostok._95_let/- заголовок с экрана, режим доступа свободный.