Приморское краевое отделение

Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» – Общество изучения Амурского края (ОИАК)

 

690091, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 4  

 Тел./факс 226-81-93, эл. почта: oiak@bk.ru

ГИМНАЗИЯ И СЕМИНАРИЯ НА СЕДАНКЕ В 1918-1923 гг.

В первые десятилетия XX в. в городах Приморской области среднее образование можно было получить в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетском корпусе. Особенно популярными среди учащихся и родителей были гимназии, где можно было получить классическое среднее образование. С 1917 г. с уничтожением сословных препон и привилегий открывались новые гимназии, куда принимались дети без сословных ограничений. Главными бедами вновь открывавшихся учебных заведений были: отсутствие собственных помещений, нехватка средств на их содержание и жалование преподавателей, а также недостаточная квалификация учительского персонала. Самой большой проблемой было отсутствие собственных помещений, т.к. строительство школьных зданий не велось совсем.

В 1918 г. в пригороде Владивостока на разъезде Седанка открылась Седанкинская смешанная гимназия в составе 2-х классов. Средства на ее открытие были собраны частными лицами и частично дачными потребительскими товариществами. Кроме детей дачевладельцев, в гимназию поступили дети работников железной дороги и фанерного завода наследников Л.Ш. Скидельского. В 1919 г. благодаря притоку денежных средств от дачевладельцев и заводчиков, а также частично от общества благоустройств, появилась возможность расширить гимназию до 4-х классов: трёх младших и приготовительного. В связи с чем был арендован архиерейский дом с более обширным помещением недалеко от домовой церкви епископа[1]. В гимназии обучалось 100 детей в год создания и 160 детей в 1919-1920 учебном году. Она содержалась исключительно за денежную плату, лишь 44 ученика учились за счет города. Плата за обучение в начале 1919 г. составляла 400 рублей в год. Однако, ввиду прогрессирующей инфляции, её пришлось увеличить вначале до 2-х, а позднее до 4-х тысяч рублей в год[2].

Несмотря на увеличение платы за обучение, занятия зимой 1919-1920 гг. не начались из-за отсутствия топлива. Произошло это из-за того, что Седанкинская учительская семинария и 44-е городское начальное училище, арендовавшие помещения гимназии для своих занятий, не внесли свою долю топлива.

Гимназия находилась в тяжелейшем финансовом кризисе, и дни ее были сочтены. На помощь пришла Приморская областная земская управа. Единственным выходом из трудной ситуации была передача гимназии на государственное обеспечение.

25 марта 1920 г. было принято Постановление № 157 Приморской областной земской управы, согласно которому часть городских учебных заведений была принята на государственное обеспечение: Владивостокское и Никольск-Уссурийское коммерческие училища, Владивостокское реальное училище, Владивостокская торговая школа и Седанкинская смешанная гимназия[3]. Седанкинская смешанная гимназия была принята на государственные средства по штатному расписанию для высших реальных училищ с 1 февраля 1920 г.[4] В марте 1920 г. была выдана субсидия в размере 200 тысяч рублей[5]. В апреле 1920 г. Приморская областная земская управа выдала единовременное пособие в размере 250 тысяч рублей на организацию при гимназии учебно-воспитательных занятий по сельскому хозяйству[6].

Не остались в стороне от нужд гимназии различные общества. Общество благоустройств, пойдя навстречу гимназии, пожертвовало для постройки собственного здания недостроенное здание курзала на архиерейском участке, которое по законам бывшего Временного правительства (А.Ф. Керенского) должно было отойти городу, а затем передано гимназии. Стоимость строительных материалов, пожертвованных обществом благоустройств, превышала полмиллиона рублей. Однако на строительство здания необходима была сумма в несколько раз больше. Необходимые средства предполагалось собрать с родителей, а также с частных лиц и учреждений в виде благотворительных взносов. Общество благоустройств уступило гимназии также земельный участок площадью не менее 6 десятин, в том числе сад и огород для опытных практических занятий.

Cельскохозяйственное общество передало гимназии богатый плодовый сад с оранжереей, находившийся на небольшом расстоянии от архиерейского участка. Садоводство и огородничество взялся вести бывший директор мужской гимназии И. Горяинов, перешедший преподавать в Седанкинскую смешанную гимназию[7].

Местный драмкружок принимал в этом деле горячее участие. 70% сборов от постановок спектаклей и вечеров решено было отдавать на постройку нового здания гимназии.

В отличие от городских гимназий, персонал и родительские комитеты которых встретили в штыки сообщения о предстоявшей школьной реформе, Седанкинская смешанная гимназия поддержала ее. 19 февраля 1921 г. состоялось заседание педагогического совета гимназии. Заслушав сообщение члена совета М.К. Костина о проекте положения о единой трудовой школе (далее ­ ЕТШ), педагогический совет констатировал, что «предполагаемые реформы вполне отвечают давно назревшей потребности в изменении строя школы; работа в Седанкинской смешанной гимназии происходят именно в направлении приближения к типу трудовой школы… ввиду несовершенства традиционной»[8]. Для перехода гимназии в единую трудовую школу совет избрал комиссию из трёх человек, которым поручили разработку вопросов и практических шагов к осуществлению реформы. Однако переход к ЕТШ не осуществился по различным причинам. И только в 1923 г. Седанкинская смешанная гимназия была преобразована в школу II ступени в составе двух концентров*, в которой к тому времени обучалось 165 учащихся[9]. С 1923 г. в ней впервые в г. Владивостоке началось обучение по американской методике ­ Дальтон-плану[10], проводившееся довольно успешно по 1927 г.

Другим известным учебным заведением на Седанке была учительская семинария, бывшая Владивостокская церковно-учительская школа.

2 ноября 1917 г. в «Декларации прав народов России» провозглашалась отмена всех религиозных привилегий и ограничений, устранение церкви из гражданской и государственной жизни. В декабре 1917 г. СНК принял постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата просвещения». 20 января 1918 г. Декретом СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» школа была отделена от церкви, становилась светской, как в большинстве стран Европы и мира. Первым делом Наркомпросу были переданы все образовательные учреждения, находившиеся под управлением Синода. На Дальнем Востоке их насчитывалось около 200, в них обучалось 9 тысяч детей[11].

Из учебных планов был убран Закон Божий, был введен запрет на профессию учителя и преподавателя для священников всех вероисповеданий, в том числе для православных. Началось введение светского образования в стране с тысячелетней традицией ортодоксального христианства ­ православия. Из учебно-воспитательной системы было изъято идеологически «вредное» религиозное мировоззрение и оказавшееся ненужным религиозно-нравственное воспитание. Их место постепенно заняли атеистическое мировоззрение, коммунистическая идеология и воспитание.

25 февраля 1918 г. приказом № 33 Дальневосточного краевого комитета советов и самоуправлений об отделении школы от церкви и упразднении должности законоучителя с 1 марта 1918 г. отменялось преподавание религиозных вероучений и отправление религиозных обрядов во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях Дальнего Востока. 22 марта 1918 г. в приказе № 47 из программы занятий средних учебных заведений были исключены уроки законоведения, а с 1 апреля прекращалась выдача жалования преподавателям этого предмета[12].

Во Владивостоке епархиальный училищный совет был ликвидирован, все дела были переданы земской управе. Однако в Приморской области, оккупированной интервентами, уроки Закона Божьего и религиозные обряды в школах проводились до 1922 г., а в вузах преподавалось религиоведение до 1920 г.

На разъезде Седанка до марта 1919 г. работала Владивостокская церковно-учительская школа. Здание школы было построено на средства Владивостокской епархии и отчасти на личные пожертвования архиерея Феофана и находилось на территории архиерейской усадьбы. Обучение в школе было платным: около 3500 рублей в год. Городом было отдано 15 десятин земли для постройки духовной семинарии. Весной 1919 г. церковно-учительская школа была принята в ведение МНП Временного Сибирского правительства и преобразована в Седанкинскую учительскую семинарию[13].

Семинария состояла из трёх классов и двух отделений начальной показательной школы, содержалась за счёт государственной казны. С сентября 1920 г. семинария перестала платить за аренду (около 3500 рублей) и ремонт здания, за сторожей, задолжав Седанкинской смешанной гимназии более 30 тысяч рублей[14]. Ввиду того, что в Приморской области имелись Никольск-Уссурийская, Спасская и Шкотовская учительские семинарии, предполагалось перевести Седанкинскую семинарию в г. Иман (ныне г. Дальнереченск)[15]. Позже она была закрыта японскими властями.

История создания и выживания в годы гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке одних из первых загородных учебных заведений ­ смешанной гимназии и учительской семинарии на разъезде Седанка ­ стирает еще одно белое пятно в истории образовательных учреждений г. Владивостока.

 

Список использованной литературы и источников.

1. ГАПК. ­Ф. 756. Оп. 1. Д. 1. С. 2.

2. РГИА ДВ. ­Ф. 28. ­Оп. 1. Д. 26. Л. 27-27 (об).

3. РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 874. Л. 27 (об).

4. Дальсовнарком. Сборник документов и материалов. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1969. ­374 с. ­С. 86, 96.

5. Вестник Временного Правительства Дальнего Востока Приморской областной земской управы. Владивосток. ­1920. ­№ 12. ­28 марта. С. 1.

7. В Седанкинской гимназии // Эхо. Владивосток. ­1920. ­28 января. ­С. 3.

8. Гимназия на Седанке // Эхо. ­1920. 21 янв. ­С. 3.

9. К вопросу о введении Дальтонского плана в педтехникумах // Вопросы просвещения на Дальнем Востоке. 1925. ­№ 7. ­С. 47.

10. Маленков В.В. Отделение школы от церкви на Дальнем Востоке России (1922-1928 гг.) // Дальний Восток России в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история, экономика, культура (Третьи Крушановские чтения, 2006 г.). ­Владивосток: Дальнаука, ­2006.­ 636 с. С. 533.

11. Постановление № 119 от 9 марта 1920 г. // Вестник Временного правительства Дальнего Востока ­ Приморской областной земской управы. ­1920. ­№ 7. 11 марта. С. 2.

12. Постановление № 157 от 25 марта 1920 г. // Вестник Временного правительства Дальнего Востока ­ Приморской областной земской управы. 1920. № 12. 28 марта. С. 1.

13. Постановление № 250 от 27 апреля 1920 г. // Вестник Временного правительства Дальнего Востока Приморской областной земской управы. № 20. 1920. 29 апреля. С. 1.

14. Религиозные организации Приморского края: Словарь-справочник / С.М. Дударёнок, М.Б. Сердюк, Д.А. Владимиров // под ред. Е.А. Поправко. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. – 376 с. С. 96.

15. Седанкинская гимназия // Эхо. 1920. 26 марта. ­С. 2-3.

16. Седанкинская гимназия о реформе школы // Дальневосточная трибуна. ­1921. 22 февр. ­С. 4.

17. Труды первых краевых научно-методических съездов преподавателей школ повышенного образования Дальневосточного края 20-30 июня 1928 г. - Вып. 1. Владивосток. 1928. 280 с. С. 15.

18. Учительская семинария // Эхо. ­1920. 27 марта. С. 3.



[1] Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (с 1906 г.) на разъезде Седанка имел резиденцию – архиерейское подворье. В 1918 г. он уехал в Москву и назад в Приморье не вернулся.

[2] В Седанкинской гимназии // Эхо. Владивосток. ­1920. 28 января.  С. 3; Седанкинская гимназия // там же. ­26 марта.  С. 2-3.

[3] Постановление № 157 от 25 марта 1920 г. // Вестник Временного правительства Дальнего Востока ­ Приморской областной земской управы.  1920. № 12. 28 марта. С. 1.

[4] Вестник Временного Правительства Дальнего Востока ­ Приморской областной земской управы. 1920. № 12. 28 марта. С. 1.

[5] Постановление № 119 от 9 марта 1920 г. // Вестник Временного правительства Дальнего Востока ­Приморской областной земской управы. 1920. № 7. 11 марта. С. 2.

[6] Постановление № 250 от 27 апреля 1920 г. // Вестник Временного правительства Дальнего Востока ­Приморской областной земской управы. № 20. 1920. 29 апреля. С. 1.

[7] Седанкинская гимназия // Эхо. Владивосток. 1920. ­26 марта. С. 3.

[8] Седанкинская гимназия о реформе школы // Дальневосточная трибуна. 1921. ­22 февр. С. 4.

[9] ГАПК. Ф. 756. ­Оп. 1. Д. 1. ­С. 2. *Концентр –  отделение старших классов школ II ступени.

[10] К вопросу о введении Дальтонского плана в педтехникумах // Вопросы просвещения на Дальнем Востоке. - 1925. - № 7. - С. 47; Труды первых краевых научно-методических съездов преподавателей школ повышенного образования Дальневосточного края 20-30 июня 1928 г. Вып. 1. ­Владивосток. ­ 1928. ­С. 15. Дальтон-план ­– метод индивидуализированного обучения, осуществлявшийся в США и других странах мира в 1920-1930-х годах.

[11] Маленков В.В. Отделение школы от церкви на Дальнем Востоке России (1922-1928 гг.) // Дальний Восток России в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история, экономика, культура (Третьи Крушановские чтения, 2006 г.). ­Владивосток: Дальнаука, 2006. 636 с. ­С. 533.

[12] Дальсовнарком. Сборник документов и материалов. ­Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1969. ­374 с. С. 86, 96.

[13] РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 26. Л. 27-27 (об).

[14] РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 874. Л. 27 (об); Гимназия на Седанке // Эхо. Владивосток. ­1920. ­ 21 янв. ­С. 3.

[15] Учительская семинария // Эхо. Владивосток. 1920. 27 марта. С. 3.