Юрий Ведерников. Памяти павших на водах...

Поминовение в православной традиции – это молитва, испрошение у Господа упокоения для умерших и дарования им Царствия Небесного. Молитва совершается в храме, в часовне, у креста или иного памятного места.

Православная традиция увековечивания памяти погибших на море при помощи установления в храме именных досок возникла в XIX веке. С точки зрения истории, первым случаем такого увековечивания следует считать мемориальные плиты с именами 841 жертвы крушения линейного корабля «Лефорт» в 1858 году, установленные в церкви Кронштадта.

Храм Спаса на Водах , построенный в Санкт-Петербурге, в1911 г., стал символом братской могилы моряков, погибших без погребения в Русско-Японскую войну. На стенах храма были нанесены названия кораблей и судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, и имена 8269 погибших моряков. Иконы, размещенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасенные экипажами и поднятые с затонувших кораблей. При храме был открыт музей, в экспозиции которого были военные награды, документы, фотографии и личные вещи погибших моряков. За время Первой Мировой войны в церковь поступили новые реликвии: в 1914 году – икона Христа Спасителя, чудом уцелевшая при гибели со всем экипажем крейсера «Паллада», и в 1915 году - икона Николая Чудотворца, с минного заградителя «Енисей», при гибели которого спаслось 20 моряков из трехсот с лишним членов экипажа.

Морской Николаевский Собор, построенный в 1913 году в Кронштадте, был задуман как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски с именам павших. Черные - с именами морских офицеров, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга, белые – с именами священнослужителей, погибших в море. Нижние чины шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно.

Полагаем, что первые памятные доски, содержащие только имена кораблей, были установлены в 1927 г. в русском православном храме в Бизерте. Данный список содержал имена 33 кораблей и судов Белого Черноморского флота, в1920 г. покинувших Родину и нашедших прибежище в этом далеком североафриканском порту.

Однако, по вполне понятным причинам, к современности накопилось мало примеров увековечивания памяти павших людей и кораблей в составе храмового комплекса.

Так, духовно-патриотический ансамбль памяти моряков-подводников создан в Сестрорецке. История его возведения относится к 2001 году, когда в годовщину гибели подводной лодки «Курск», на месте испытания «потаенного судна» - первой русской подводной лодки Е. Никонова, была поставлена часовня Николая Чудотворца, в память о погибших подводниках всех поколений. В современности, в дополнение к часовне, ансамбль объединяет храм Петра и Павла, стену славы, содержащую имена погибших подводников – Героев Советского Союза и георгиевских кавалеров, и названия всех погибших российских субмарин и макет «потаенного судна».

На южном берегу Крыма, недалеко от Алушты, в 2004 году был создан духовно-мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах»). В его состав входят храм, звонница - маяк и музей. На стенах храма размещены доски с именами кораблей и судов, погибших в Черном море. Инициаторами создания выступили родственники пяти с лишним тысяч погибших на госпитальном судне «Армения» (1941 г.). Затем к ним присоединились родственники погибших на пароходе «Адмирал Нахимов», подводных лодках «Комсомолец» и «Курск».

Иной пример духовного увековечивания памяти кораблей – это памятная плита с именами кораблей Пинской флотилии, в полном составе погибшей при обороне Киева в 1941 году. Плита установлена на стене церкви Николая Чудотворца, сооруженного на искусственном основании непосредственно в Днепре, недалеко от места гибели флотилии.

Память павших на водах не чужда и иным конфессиям. В 2012 г. на территории одной их казанских мечетей установлен памятный знак 122 жертвам крушения теплохода «Булгария». А на берегу Волги у места трагедии, по соседству были возведены православная часовня и мечеть.

В современности, во Владивостоке нет собора, в котором была бы увековечена память павших на море. И мы выражаем Надежду, что составленный нами мартиролог погибших тихоокеанских кораблей и дальневосточных судов, послужит песчинкой в море памяти, относящей молитвы к Господу - за здравие плавающих на зыбких водах и упокой павших на море.

 

 

 

Ю.В. Ведерников, действительный член

Русского Географического общества – Общества

Изучения Амурского края

 

Владивосток

НАШИ ПАРТНЕРЫ