Владивостокская крепость сегодня: успехи и проблемы реставрации

Для всех, кто интересуется историей Владивостокской крепости, её настоящим и будущим, прошла встреча, организованная действительным членом Русского географического общества – Общества изучения Амурского края Артуром Романенко, председателем Владивостокского диггер-клуба, с Анной Мялк, начальником отдела реставрации Дальневосточного филиала Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры и преподавателем ДВФУ Виталием Тепловым.

 

Владивостокская крепость – одна из самых мощных морских крепостей мира, уникальный исторический и архитектурный памятник. До 1990-х годов практически неизвестный и недоступный для широкого круга людей, сегодня – это предмет гордости жителей Владивостока и один из самых посещаемых туристских объектов.

 

Об успехах и проблемах реставрации объектов крепости, их сохранности, перспективах дальнейшего использования говорила Анна Вадимовна Мялк: «Самый значительный успех - это внесение изменения в проект, по которому мост через пролив Босфор Восточный был «передвинут» на 50 метров, т.к. проходил по территории Назимовской и  Новосильцевской батарей и фактически уничтожил бы их. Теперь же, Новосильцевская батарея не только сохранена, но и отреставрирована, а благодаря прекрасной видимости с нового моста и относительной доступности, стала местом массового туризма, оборудована новыми информационными щитами».

 

 Но, наверное, одним из самых посещаемых мест на о. Русский этим летом стала Ворошиловская батарея - филиал музея Тихоокеанского флота.

 

Всего же объектов Владивостокской крепости, а это знаменитые форты, береговые батареи, капониры, пороховые погреба – более 120. Оставленные военными около 20 лет назад, они нуждаются в реставрации, документальном оформлении и заботливом хозяине. Сейчас, например, полностью готов проект реставрации для Поспеловского форта, в работе ещё 20 проектов. А ведь есть объекты, которым нужно срочное вмешательство: форт Линевича оказался в черте гаражной застройки, новая трасса на о. Русский разрезала на отдельные участки рокадную дорогу, более 130 лет связывавшую все крепостные объекты, строящийся океанариум «втиснулся» между батареями №12 и №13. Знаменитый искусственный канал, разделивший о. Русский и о. Елены, теперь «ничей», его предлагают тоже включить в состав крепости. И самая большая беда – вандалы.

 

Директор Владивостокского диггер-клуба, действительный член Русского географического общества, Артур Романенко рассказал, что, приехав с японским корреспондентом на одну из батарей, буквально нос к носу столкнулся с командой мародёров, приехавших на грузовике, с газовыми баллонами и инструментами. Он предупредил, чтобы обо всех подобных случаях сразу сообщали полиции или диггерам, дал нужные телефоны.

Виталий Теплов отметил, что в отношении жителей к крепости, как к памятнику истории и культуры, в последнее время произошли изменения: все больше волонтёров выходит на уборку мусора, да и вообще в крепости стало чище, люди начинают понимать, какое сокровище оставили нам наши предшественники.

НАШИ ПАРТНЕРЫ