Русские в Харбине
В субботу состоялась очередная краеведческая встреча, гостем которой стал Сергей Юрьевич Ерёмин, член Русского клуба в Харбине, руководитель Исторической секции, наблюдатель Координационного совета соотечественников в Китае.
Много лет Сергей Юрьевич занимается исследованием истории Харбина и непростых судеб русских эмигрантов, живших в городе на Сунгари. Историческая секция, которую он возглавляет, состоит из разных людей, это - студенты, члены русско-китайских семей и те, кто приехал сюда для работы и бизнеса. Объединяет их желание сохранить память о российском присутствии и историческом наследии в Харбине и Северо-Восточном Китае.
Судьбы людей, оказавшихся в вынужденной эмиграции в Харбине, полны драматических, а часто, и трагических событий. Члены секции взяли на себя благородную миссию по восстановлению захоронений наших соотечественников.
Имена на могильных плитах побуждали больше узнавать историю их владельцев. А иногда и имён не оставалось, как вышло с захоронением генерала В.О. Каппеля. Сергей Юрьевич рассказал, как впервые увидел место захоронения генерала в 2004 году у стен полуразрушенной Иверской церкви: «Куча строительного мусора и бытовые отходы на месте могилы. Загаженные, в прямом смысле этого слова, окрестности храма…».
В Харбин гроб с телом генерала перевезли оставшиеся в живых сослуживцы осенью 1920 года, при подходе частей Красной армии к Чите. До этого оно уже дважды подвергалось перезахоронению. В 2007 году, благодаря действиям инициативной группы Русского клуба, состоялся последний перенос праха генерала Каппеля. Он вернулся в Россию и был погребён на кладбище Донского монастыря рядом с могилой генерала А. И. Деникина.
В.О. Каппель,1919 г. Памятник на могиле Каппеля
Фото с сайта "100 великих полководцев."
На православном участке харбинского кладбища Хуаншань были восстановлены два захоронения участников русско-японской войны. Одно из них принадлежало владивостокскому офицеру А.А. Корнильеву. В ходе поисков удалось выяснить, что Корнильев прослужил во Владивостоке 14 лет. Его именем назван мыс в бухте Стрелок залива Петра Великого. В 1903 году Корнильев был направлен в Порт-Артур, где стал капитаном миноносца «Решительный» и участвовал в первом бою с японской эскадрой.
В этом бою Корнильев был контужен, попал в ледяную воду и сильно простыл. Тяжёлая пневмония быстро перешла в туберкулёз, врачи отправили его на лечение в Россию, но смогли довезти только до Харбина, где Корнильев скончался. На его памятнике из темно-серого мрамора на Покровском кладбище издалека был виден крупный православный крест. Вокруг него были установлены четыре якоря, перевитые корабельной цепью.
В конце 1950-х годов китайские власти объявили о закрытии русского кладбища. Заботу о переносе останков капитана Корнильева и его памятника на кладбище Хуаншань взяло на себя советское консульство в Харбине. «Трудами» руководителей из этого ведомства, принимавших решения по обелиску Корнильева, он был практически осквернен. На месте креста был поставлен герб Советского Союза, а венчала памятник красная звезда… По старым фотографиям и описаниям, а позже – от найденного внука Корнильева удалось узнать об историческом облике обелиска и восстановить его.
«Главное, чтобы в России знали о простых солдатах, матросах и офицерах, лежащих здесь, далеко от родных мест, – отметил Сергей Юрьевич. – Чтобы российские туристы приезжали на кладбище Хуаншань вблизи Харбина и вспоминали забытые имена героев той войны».
Ещё много имён прозвучало на встрече, о каждом была своя история. По результатам своих находок Сергей Юрьевич разработал экскурсию по Харбину с посещением не только мемориальных, но и других, знаковых только для русских туристов мест, например, пяти православных храмов города или домов, где жили А. Несмелов или Л. Андерсен. На эту экскурсию он пригласил всех, кто будет в Харбине. В конце встречи желающие смогли приобрести книгу «Любимый Харбин», подписанную автором.