Через багульниковые мари за открытиями

Недавно из экспедиции на север Хабаровского края вернулись члены Русского географического общества, сотрудники лаборатории газогеохимии Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН: заведующий лабораторией, д.г.-м.н. Анатолий Обжиров, д.г.-м.н. Ренат Шакиров, их коллега – ведущий инженер Иосиф Югай, а также заведующая лабораторией тектоники осадочных бассейнов Института тектоники и геофизики ДВО РАН к.г.-м.н. Елена Развозжаева (г. Хабаровск).

В марте 2016 года они выполняли газоснеговую съёмку в районе городского поселения Новый Ургал на Восточном участке БАМа. Работы велись на двух структурах – Адниканской и Дубликанской (по названию речек, притоков реки Бурея) Кындалского грабена Буреинского осадочного бассейна. 

«Любопытно, что в переводе с эвенкийского, «ургал» значит – «черт». Вот мы и работали, по геологической традиции, «как черти», – рассказывают участники экспедиции. – Нельзя было упустить хорошую погоду, при снегогазовой съемке желательно, чтобы метеоусловия были неизменными».

Суть этого метода в том, что, если в недрах земли есть залежь углеводородов или существуют зоны разломов, то снежная толща накапливает мигрирующие газы (метан, этан, пропан, бутан, углекислый газ). Из нижних слоёв снега, которые за зиму впитывают газы, отбираются пробы.

Район работ представлял замерзшие мари с кочками, заросшие брусничником, травой, багульником и редкими лиственницами. Летом мари заболочены, пеший маршрут здесь не проложить. Поэтому зима – самое подходящее время для газогеохимического прогноза залежей углеводородов и картографирования зон разломов.

Глубина снега во время работ была около 40 сантиметров. Исследователям приходилось передвигаться на охотничьих лыжах след в след. За время экспедиции пройдено около 80 погонных километров по профилям с отбором проб газа и снега. 

Сейчас анализ проб уже закончился, выполняется их интерпретация. На её основе будет сделан прогноз расположения возможной залежи углеводородов и зон разломов по «снегогазовому» методу. Также будут намечены участки возможных выбросов углеводородных газов в атмосферу при таянии снежного покрова. 

Такое явление уже было зафиксировано на Камчатке. При таянии снега накопившийся углекислый газ высвобождается в приземную атмосферу, и попавшие в эту зону мелкие животные могут погибнуть. Поэтому снегогазовая съёмка актуальна для многих районов, в том числе и для Приморского края.

Работы в Хабаровском крае планируется продолжить в 2017 году, а первые результаты будут доложены в сентябре этого года на конференции «Косыгинские чтения -2016» в Хабаровске.

После экспедиции, какой бы напряжённой она ни была, всегда есть воспоминания, которые согреют душу. «Кода шли на лыжах по заснеженной мари, заросшей болотным багульником, то первому, конечно, было нелегко, – вспоминает Ренат Шакиров. – Ему приходилось давить багульник лыжами, зато замыкающий буквально «плыл» в густом аромате. На Дубликанской структуре мы собрали ветки багульника, привезли домой и поставили в воду. Через четыре дня багульник «проснулся» и расцвел красивыми цветками».

А перед отъездом учёные посетили маленький, но замечательный музей и библиотеку в Новом Ургале. «Чувствуется, что люди любят свой суровый край и при этом активно читают книги, что в наше время не так часто встретишь» – отметили они. 

Вскоре отряду лаборатории газогеохимии предстоит морская экспедиция в Южно-Китайском море и полевые работы в Северном Вьетнаме, но это уже другая история.

НАШИ ПАРТНЕРЫ