Урок истории от члена РГО Ольги Карелиной

В канун Дня учителя в Москве прошли два завершающих этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации», который проводил Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ.  И вот приятная весть. Его победительницей по Дальневосточному федеральному округу стала член РГО, преподаватель истории Ольга Владимировна Карелина из Хорольской средней школы № 3. Сразу же после ее возвращения из столицы редактор газеты «Рассвет» Хорольского муниципального района Шумкин Владимир Юрьевич встретился и побеседовал с ней.

– С победой вас, Ольга Владимировна. Москва опять вами покорена. Говорю «опять», потому что десять лет назад, в июне 2007 года, вы ездили в столицу вместе со своим учеником Павлом Горбуновым на финальный тур Всероссийского конкурса «Права человека – глазами ребенка» и вернулись с первым местом. Завидная нацеленность на успех! Ну а что побудило вас к участию в этом конкурсе?

– Конкурс привлек меня актуальностью темы – Великая российская революция 1917 года. Подходов к ее освещению сегодня немало, как и точек зрения о пути развития России. Мы отошли от насаждавшихся десятилетиями догм, попытались беспристрастно разобраться в революционной ситуации.

Были и у меня свои мысли на этот счет, основанные на тщательном изучении исторического материала, свои наработки в его подаче ученикам. Вот и решила попробовать свои силы.

Фото из личного архива О.В. Карелиной

– Давайте вначале об условиях конкурса.

– Проходил он в три этапа.

Первый – отборочный – был заочным. Предлагалось заполнить и отправить в Москву в электронном виде анкету, вопросы которой охватывали всю педагогическую деятельность с указанием личных достижений и успехов учеников.

Надо было также подготовить и краткое эссе об основных принципах и подходах к преподаванию истории революции 1917 года.

– И каково ваше видение темы?

– Я выделила четыре основных принципа.  Во-первых, признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной России. Во-вторых, осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войной.

Третьим принципом стало уважение к памяти героев обеих сторон этой войны, искренне отстаивающих свои идеалы и не виновных в массовых репрессиях. И, наконец, осуждение идеологии террора как политического инструмента – и революционного, и контрреволюционного.  Убеждена: необходимо относиться к событиям столетней давности с должным уважением и перестать их рассматривать через призму идеологии.

Видимо, смогла заинтересовать организаторов конкурса, поскольку пришел вызов в Москву для участия в очных этапах. Все расходы при этом – дорога, проживание, культурная программа – взяла на себя принимающая сторона.

Фото из личного архива О.В. Карелиной

– Надо полагать, собралась в столице внушительная компания лучших историков.

– Участие в конкурсе приняло по нескольку педагогов от каждого федерального округа, в общей сложности 70 человек. Разместили нас в гостинице на Воробьевых горах, рядом с Московским государственным университетом. Отсюда утром 2 октября мы отправились   в Государственный архив Российской Федерации, на выставку «В.И. Ленин». Участие в этом мероприятии приняли председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и бывший премьер РФ Михаил Фрадков, ныне глава службы внешней разведки России, и директор российского института стратегических исследований.

А после обеда поехали в Российское историческое общество на второй тур конкурса.  Он заключался в 5-7- минутной презентации своей педагогической деятельности и методов преподавания. Успешно прошедшим презентацию вручался конверт с заданием, содержащим какую-либо педагогическую ситуацию, связанную с преподаванием революции 1917 года. Получила такой конверт и я. А на следующий день уже надо было выполнять задание.

–То есть, никакого времени на серьезную подготовку?

– Вечер и ночь, так что надо было быстро собраться с мыслями.  Моим заданием стало провести урок по теме «Политические альтернативы развития России в 1917 году». Его я решила построить в форме ролевой игры. Я допускала четыре возможных варианта: власть берет Временное правительство, Петроградский совет, большевики или военная диктатура, поэтому в моей ролевой игре должны были быть и Милюков, и меньшевик Чхеидзе, и Ленин, и идущий на Петроград Лавр Корнилов.

Предполагалось, что исполняющие их роли ученики выступали со своими программами, а остальные должны были им задавать самые разные вопросы, в том числе и каверзные.

– И не факт, что победил бы Ленин?

– Не факт. Событие на уроке могли развернуться по самому неожиданному сценарию, как, впрочем, и в России 1917 года.

Теперь оставалось ждать итогов конкурса, и они были подведены 5 октября, в День учителя, в здании Министерства образования и науки РФ при участии министра образования О.Ю. Васильевой и председателя Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» А.О. Чубарьяна, академика РАН, автора многих учебников по истории.

Мне были вручены диплом за 1 место среди конкурсантов ДФО (1-3 места присуждались по каждому округу) и денежная премия.

А вечером все мы отправились на концерт в честь Дня учителя в Государственный Кремлевский дворец. Конечно, приятно встретить свой профессиональный праздник в главном концертном зале страны. А когда объявили: «Президент Российской Федерации Владимир Путин», все мы испытали волнение и еще раз испытали гордость за свою профессию. Присутствие главы государства на празднике учителей – высокая оценка их труда.

Фото из личного архива О.В. Карелиной

– Ольга Владимировна, лучший урок истории по ДФО существует пока

в проектном виде. Не думаете ли применить его на практике?

– Такие планы есть, при изучении данной темы предполагаю провести его со старшеклассниками.

Хочу отметить, что хотя моя «московская командировка» длилась всего пять дней, она дала много полезного.

Уже само общение с коллегами – школа опыта, много интересной информации получили и от организаторов конкурса. Например, имеются планы включить в ЕГЭ историю в качестве основного предмета, и планы не столь отдаленные.

Много говорилось об одной из главных проблем образовательного процесса: дети в своем большинстве сегодня не обладают навыками осознанного чтения, и здесь педагогам предстоит напряженно потрудиться. Ну а меня к этому обязывает еще и победа в конкурсе. Будем работать!

Беседовал редактор газеты «Рассвет» Хорольского муниципального района Шумкин Владимир Юрьевич


Больше фото в фотоальбоме

Фото из личного архива О.В. Карелиной

НАШИ ПАРТНЕРЫ