Новая экскурсия «От Балтики до Тихого»

В уходящем 2017 г. была разработана новая экскурсия исторической направленности, подготовленная Тимчук Мариной Михайловной, экскурсоводом Исторического парка «Россия – моя история» (г. Владивосток), членом секции Экскурсоведения и краеведения. 

Марина Михайловна окончила Дальневосточный государственный университет, историк, преподаватель истории, в 2017 г. получила дополнительное образование в школе экскурсовода при Приморском Государственном Музее им. В.К. Арсеньева, прошла добровольную аттестацию экскурсоводов.

Тема экскурсии: «От Балтики до Тихого». Экскурсия освещает зарождение и становление такой крупной компании как Добровольный флот, его роль в освоении нашего города и появлении всем известной компании ДВМП. Это пешеходно-автобусный маршрут - начинается на площади железнодорожного вокзала, следует по ул. Алеутской, Светланской, заканчивается на площади Луговой. 

После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. по стране начался сбор средств, на которые закупили гражданские суда и, вооружив их, выставили против противника на Черном море. После стабилизации военно-политической обстановки все эти суда были разоружены и переданы Морскому ведомству для налаживания торгово-пассажирского сообщения из центральной России на российский Дальний Восток. 

Первым судном Добровольного флота, открывшим регулярную прямую товаро-пассажирскую линию Одесса — Владивосток, стал пароход «Москва», под командованием капитан-лейтенанта Сергея Николаевича Чирикова, потомка открывателя Аляски, до этого три года прослужившего на клипере «Гайдамак» в составе Сибирской флотилии. Первые контракты заключались с МВД на доставку на Сахалин ссыльных и каторжных и с Военным министерством на перевозку во Владивосток солдат и военных грузов. С 1883 г. пароходы общества начали перевозить на Дальний Восток и переселенцев. Только за первые 10 лет Добровольным флотом перевезено 3325 семейств переселенцев, свыше 39 тыс. пассажиров и военнослужащих, а также доставлено почти 5,3 млн. пудов грузов различного назначения. С середины 80-х годов началась Доброфлотом перевозка почты из европейской России во Владивосток, почтовый обмен сократился до 45-50 дней. Существенную роль сыграли пароходы Доброфлота и при строительстве УЖД, КВЖД, крепости Владивосток, доставляя строительные материалы и мастеровых, рельсы, паровозы, всё необходимое оборудование.

С 1909г Добровольный Флот передаётся Министерству торговли и промышленности и признаётся не военным, а коммерческим учреждением. Два года спустя, под командованием контр-адмирала в отставке Трояна, пароход «Колыма» достиг устья Лены – началось освоение Северных линий, Крайнего Севера и Арктики. Так Добровольный флот на Дальнем Востоке стал основным морским транспортным предприятием, обеспечивающим внутренние и внешнеторговые связи нашего края на протяжении многих лет. С годами Доброфлот вырос в мощную организацию, постоянно пополняющуюся новыми судами. К началу Первой мировой войны он имел около 50 пароходов, многочисленную недвижимость в России и за рубежом: дома, складские помещения, причалы, плавучие портовые средства. И все это рухнет после октябрьского переворота 1917 г. Возрождение Добровольного флота уже под советским флагом начнется в 1922 г, а на материальной базе этой компании в 1924г появится дальневосточное отделение конторы Совторгфлот. После реорганизации в 1935г. контора станет Дальневосточным Государственным Морским Пароходством, продолжающей свою работу по сегодняшний день. 

Новый экскурсионный маршрут будет замечательным подарком жителям и гостям нашего города и вызовет несомненный интерес у любителей истории нашего края. 

Текст: Тимчук М.М., Ильяшенко Е.С.

Фото: Ильяшенко Е.С.

НАШИ ПАРТНЕРЫ