Виртуальная экскурсия на тему: «Поэма о разбуженном океане»

24 марта 2018 года состоялась виртуальная экскурсия «Поэма о разбуженном океане», подготовили и провели мероприятие экскурсовод Найден Тамара Федоровна и экскурсовод Мартемьянова Людмила Ивановна. Кроме членов секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК в числе гостей присутствовали: профессор Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, почетный член ПКО РГО – ОИАК, яхтенный капитан Лысенко Л.К., капитан теплохода «Коля Мяготин» Цикунов В.А. и курсанты МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Впервые историю освоения Северного морского пути «Поэмой о разбуженном океане» назвал начальник Дальневосточного пароходства Гончаров Андриян Артамонович (1929-1935гг.), так поэтично начала свое повествование Тамара Федоровна. Так чем же уникальна эта судоходная магистраль и почему нас интересует необыкновенная история ее освоения?! Северный морской путь (СМП) считается главной и важнейшей магистралью российского судоходства в Арктической зоне. Данная морская магистраль соединяет порты, расположенные в Европейской и Дальневосточной частях России. Начинается СМП в Карских Воротах, а заканчивается в Бухте Провидения. Общая длина Северного морского пути – порядка 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП составляет свыше 14000 км (для сравнения, через Суэцкий канал – свыше 23000 км).

Collin Knopp-Schwyn and Turkish Flame Северный морской путь (обозначен си-ним)

Collin Knopp-Schwyn and Turkish Flame. Северный морской путь (обозначен си-ним)

Тамара Федоровна увлекательно рассказывала об основных этапах изучения Северного морского пути, иллюстрируя свое повествование географическими картами и фотографиями.

До ХХ века СМП называли Северо-Восточным проходом. Впервые о возможности практического использования Северо-Восточного прохода было высказано русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525 году – при этом он опирался на результаты плавания поморов еще в ХIII веке.

Освоение морского побережья и арктического велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми» ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных судах. Так плавание летом 1648 года из устья реки Колымы к реке Анадырь якутского казака С.Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес М.В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с Востока на Запад, кроме того, ученый разработал классификацию льдов. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под началом В.Беринга, высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-Восточная – И.Биллингса – Г.Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством П. Анжу и Ф. Врангеля. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства СМП. В 1878-1879 годах шведская экспедиция А. Норденшельда, снаряженная на средства золотопромышленника А. Сибирякова, на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Веги» не был поддержан царским правительством России, отказавшимся вкладывать средства в развитие северного мореплавания. Среди научных экспедиций того периода выделяются: на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. Макарова, на шхуне «Святая Анна» - экспедиция Л. Брусилова, на судне «Геркулес» - А. Русанова, полюсная экспедиция Г. Седова на шхуне «Святой Фока». На ледокольных пароходах «Вайгач» и «Таймыр» под руководством Б. Вильницкого была осуществлена экспедиция, в ходе которой в 1913 году была открыта Северная Земля и совершено сквозное плавание с востока на запад с зимовкой.

До 1917 года из 122 Карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55000 тонн различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала.

После Октябрьской революции началось планомерное освоение Северного морского пути, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Так с 1921 года успешно осуществляются советские Карские экспедиции, а с 1923 года – Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 году экспедиция на ледокольном пароходе «А.Сибиряков» во главе с О. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933 г.) и «Литке» (1934 г.) еще раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались в 1935 году.

Продолжая «Поэму разбуженного океана», экскурсовод Мартемьянова Людмила Ивановна рассказала нам о трагических и вместе с тем героических страницах истории освоения Северного морского пути – экспедиции парохода «Челюскин» под руководством члена-корреспондента АН СССР О. Шмидта.

2 августа 1933 года пароход «Челюскин» (полярный капитан В. Воронин) вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «А. Сибиряков».

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти 5 месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу, вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили, однако затем судно было увлечено назад в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен и в течение 2 часов затонул. Еще заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Могилевич (который погиб при затоплении судна). На лед удалось перенести кирпичи и доски, из которых потом строили бараки. В результате на льду оказалось 104 человека. В правительстве была образована специальная комиссия, которую возглавил В. Куйбышев. Скупые слова, констатирующие эти печальные факты, не в состоянии передать всю тяжесть создавшегося положения людей. Предстояла эвакуация людей, это было под силу только авиации. Только 5 марта летчик А. Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льда 10 женщин и 2 детей. А следующий рейс был совершен 7 апреля и всю последующую неделю летчики вывозили челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. В город Владивосток спасенные челюскинцы были доставлены на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» 7-9 июня 1934 года. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. Летчики, спасавшие челюскинцев, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза (это были первые Герои Советского Союза).

Вот их имена: А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Камынин, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин. Непосредственные участники зимовки, кроме 2 детей, были награждены орденами Красной Звезды.   

Закончив рассказ, Людмила Ивановна предоставила слово профессору МГУ Леониду Константиновичу Лысенко, который познакомил присутствующих с капитаном дальнего плавания В.А. Цикуновым. Валентин Алексеевич продемонстрировал из своего личного документальный фильм о летней навигации по Северному морскому пути судов Дальневосточного пароходства, в то время он был помощником капитана теплохода «Коля Мяготин».

Очень эмоционально и красочно капитан дальнего плавания рассказал нам, как закончилась летняя навигация 1983 года для судна «Коля Мяготин».

Осенью 1983 года в Чукотском море, примерно в том же районе, где почти полвека назад дрейфовал «Челюскин», оказались в угрожающем положении одновременно несколько десятков судов и ледоколов. Льды крушили борта судов, даже атомоход ломал здесь лопасти, а каждый из 3 его винтов имеет в диаметре 6 метров. Тридцать четыре судна тогда получили повреждения. В их числе теплоход «Коля Мяготин», полураздавленный, почти легший на борт, был спасен ценой неимоверных усилий экипажа. В этой схватке со льдами не пострадал и не погиб ни один моряк, а это уже позволяет говорить о победе. Напором льда был выведен из строя главный двигатель, частично разрушено рулевое устройство, и в образовавшуюся течь хлынула заборная вода, уровень которой вскоре достиг 4 метров. Большую часть экипажа пришлось снимать вертолетом и высаживать на находившиеся поблизости ледоколы. Несмотря на повреждения, корпус теплохода устоял, позволив морякам продолжать борьбу за сохранение судна. Почти в лежачем положении, это судно на буксире было доставлено в безопасное место, удивляя встречных массой фонтанов, взимавших над ним при откачке затопленных трюмов.

В описанных эпизодах было уже все иначе, чем на «Челюскине», и это означало, что его опыт был учтен в полной мере. И, конечно, люди наши, которые на своей арктической службе сохранили лучшие качества полярников, заложенные поколениями предшественников, включая челюскинцев.

Будущие мореплаватели с огромным интересом слушали капитана, кому как не им продолжать «Поэму о разбуженном океане». 

Текст: Е.Луговская

НАШИ ПАРТНЕРЫ