Слово о Валентине Пикуле

13 июля наша страна отметила 90-летие со дня рождения Валентина Саввича Пикуля. Дань уважения выдающемуся русскому писателю отдала газета «Утро России». 2 августа на ее страницах опубликована статья исполнительного директора ПКО РГО – ОИАК Владимира Тыцких с необычным названием «Слава и гордость прекрасных эсминцев». Автор статьи рассказывает, как получил в дар от Валентина Пикуля книгу «Богатство» с дарственной надписью: «Авторский экз. Владимиру Михайловичу Тыцких – автор, в память о службе на прекрасных эсминцах. Вал. Пикуль. 18.02.79. Riga.»

С В. Пикулем В. Тыцких лично знаком не был. Но многие годы общался с другом Валентина Саввича – капитаном 1 ранга, главным редактором киностудии Министерства обороны СССР, членом общества советско-японской дружбы Виталием Гузановым. Вскоре после ухода знаменитого писателя из жизни, Виталий Григорьевич издал в типографии «Московской правды» очерк «Правда о жизни и смерти Валентина Пикуля», экземпляр которого прислал из Москвы во Владивосток. Владимир Тыцких рассказывает читателям «Утра России»: «В повествовании Виталия Григорьевича мне было (по его прежним рассказам) знакомо всё, кроме хроники погребальных дел и картины похорон в Риге. Примчавшийся туда из Москвы Гузанов принимал в них участие на правах друга Валентина Саввича и описал их буквально по минутам.

Они были не просто друзьями. Оба мальчишками на Соловках носили флотские ленточки с бантиками и золотыми словами «Школа юнгов ВМФ» (Так тогда писали и говорили: «юнгов»). Оба прошли войну на боевых кораблях в Заполярье. Оба стали писателями.

Пикулю, с пятью классами школы, фантастическое трудолюбие и самообразование позволило заслужить у современников славу «человека очень высокого интеллекта и большого таланта». Гузанов окончил военно-морское училище в Ленинграде и знаменитый ВГИК, в котором, кстати сказать, тесно общался с Василием Шукшиным. Виталий Григорьевич по-флотски, по-братски поддерживал Валентина Саввича, в чем Пикуль очень нуждался. Как почти всегда случается с выдающимися людьми, мир по отношению к писателю разделился надвое. «От первых, – писала Гузанову супруга Валентина Саввича Вероника Феликсовна, – мы получаем прекрасные письма с большой благодарностью…»  От вторых – «…угрозы, обещания уничтожить, убить и Валю, и его проклятую Веронику». Жестокая, нечеловеческая, безжалостная травля не прибавила здоровья и жизни ни Валентину Саввичу, ни Веронике Феликсовне. Словами дело не ограничивалось. После публикации романа «Нечистая сила» Пикуля жестоко избили. Вероника Феликсовна вскоре умирает. В 17 лет гибнет сын последней супруги Пикуля Антонины Ильиничны – при странных, невыясненных обстоятельствах Виктор тонет на пляже в Дзинтари (часть Юрмалы и Рижского взморья). Это был тяжелейший удар для матери и Валентина Саввича, хотевшего и готовящегося усыновить Виктора…

Критики из «вторых» предъявили писателю пышный букет обвинений – одно нелепее и подлее другого. Скажем лишь о том, что нашлись обличители, раскопавшие в творчестве писателя «клеветничество и коньюнктурность в угоду советской власти». Проницательные товарищи «не заметили» очевидного факта: антипикулевская компания разворачивалась сверху, в частности, по указке главного советского идеолога, члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова! Пикуль писал другу: «Дорогой Виталий! Спасибо тебе за всё. Не отвечал, но живу в стрессах. Меня перестали печатать. Как жить – не знаю. Писать хуже не стал. Просто не нравлюсь Сов. Власти! Твой Валя. XX век».

При всем притом, 20 миллионов экземпляров – прижизненный тираж книг Валентина Пикуля в родной стране. Были еще публикации в журналах, были издания за рубежом. Владимир Максимов (исключенный из Союза писателей СССР, в 1974 г. эмигрировал, скончался в 1995-м, похоронен в Париже на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа) свидетельствовал: «За границей Пикуля читают, пожалуй, больше, чем в России…»

Ныне произведения Валентина Саввича переиздаются из года в год многотысячными тиражами.

Так чем же раздражал Пикуль «Сов. Власть» и многочисленных «вторых», о которых писала Гузанову Вероника Феликсовна? Всё уникальное по объему и тематике творческое наследие писателя абсолютно внятно показывает то главное и, по большому счету, единственное, ради чего Валентин Саввич писал свои удивительные книги. Об этом бывший юнга Пикуль не однажды говорил с бывшим юнгой Гузановым. Виталий Григорьевич записал слова друга: «История неотделима от воспитания чувства национальной гордости. Она требует от нас и уважения к себе, и вполне понятного желания приумножить все великое, что оставили в наследство нам предки наши… Память о предках – главное и необходимое условие патриотизма».

В этом всё дело. Писатель-историк, баталист и маринист Валентин Пикуль – последовательный, несгибаемый патриот Отечества. И на войне, и во времена мирные. И в жизни, и в творчестве. Святые для него понятия – родная история, народ, Родина, служение словом и делом любимой Отчизне – и сегодня у некоторых сограждан, тех самых «вторых», вызывают мозговую судорогу. Их, по всему видно, стало теперь больше, чем было при жизни писателя. Они продолжают свою войну. Однако есть и «первые»! В июле страна Россия отметила 90-летие со дня рождения Валентина Саввича. Писатель Лидия Сычева пишет коллегам во Владивосток о том, как чествовали память выдающегося мариниста в Москве в рамках масштабных мероприятий, организованных Общероссийским движением поддержки флота по инициативе председателя Движения капитана 1 ранга Михаила Ненашева: «Добрый день! Была сегодня у Ненашева на Пикулевской кают-компании. Всё сделано отлично было! Умеют флотские! С ув., Л.С.»

Михаил Петрович прошлой осенью прилетал в Приморье. Тогда москвичи планировали провести Пикулевские чтения во Владивостоке. Не сложилось. За морем телушка полушка, да рубль перевоз. Однако на берегах Тихого океана следовало и без помощи столицы достойно отметить 90-летие выдающего писателя-мариниста. Может быть, и отметили, не знаю…

Первое произведение Пикуля прямо связано с нашим краем – в 1950 году опубликован рассказ «Женьшень». Перу Пикуля принадлежат дальневосточные романы: «Богатство», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», «Каторга». Мало кому из писателей-дальневосточников удалось создать сравнимое количество (о качестве не говорим) произведений о Тихоокеанской России.

На знаменитой Ворошиловской батарее на Русском острове снимались сцены фильма «Моонзунд». Много лет назад Драматический театр Тихоокеанского флота поставил пьесу по мотивам романа «Крейсера». Теперь – уже не один год – с неизменным успехом идет одноименный спектакль на сцене Приморского краевого академического театра им. Горького, на премьерном показе восторженно встреченный и московскими зрителями…

Автор беспрецедентного в современной отечественной литературе собрания исторических романов, слава и гордость прекрасных эсминцев, на которых воевал юнга Пикуль, стал славой и гордостью дальневосточного края, о котором писатель Пикуль рассказал в своих книгах. И, конечно, Валентин Саввич Пикуль в не меньшей мере слава и гордость североморцев и балтийцев, всех флотских и не флотских, всех соотечественников и всей земли нашей от Калининграда до Камчатки».

К этим словам автора статьи, под которыми без раздумий могли бы подписаться миллионы благодарных читателей Валентина Пикуля, можно, пожалуй, уже ничего больше не прибавлять.

Эльвира Кочеткова

НАШИ ПАРТНЕРЫ