Дальний Восток – Монголия – Сибирь (по Монголии)

Экспедиция, стартовавшая 23 июня из Уссурийска, продолжается. 28 июня была пересечена монгольская граница. Затем наши друзья на некоторое время выпали из связи, подав сигнал из Улан-Батора, и затем снова удалились в степи. 7 июля вышли на связь. Монгольская симка была, поэтому периодически узнавали, что у группы всё нормально.

Границу переходили в Кяхте. Пункт пропуска работает круглосуточно и без выходных. Приехали утром, но попали в пересменку, поэтому задержались. На русской границе попросили вытащить почти все вещи, но в целом воспоминания остались позитивные. Персонал благожелательный и помог справиться с пограничными формальностями. Прошли границу за три с половиной часа.

На монгольской границе с переходом проще. Экипаж Сергея Вакуленко попал к таможеннику, заядлому рыбаку. Полчаса ушло на показ удочек и блесен, а также просмотр его фотографий с трофеями. В общем, рыбак рыбака видит издалека.

От границы сразу направились в столицу. Впечатлений набралось море!

Если кратко о первых эмоциях. На улицах в глаза бросилось обилие «Приусов». Новый автомобиль в переводе на наши деньги здесь обойдётся в 320 тысяч рублей. Причина цены в отсутствии таможенных пошлин, как выяснили из беседы с местными жителями. Второе, на что обратили внимание – пробки. Современные города без этого ни куда. Третье удивление было от цен. Практически все товары дешевле в три раза. Стоимость номера гостиницы в центре Улан-Батора примерно 1500 рублей. Прогулялись по городу. Зашли в православный храм.

Бензин есть везде по пути следования. Как и везде – дешевле соляры.

После столицы направились к монументу Чингисхану в Цонжин-Болдог. До него надо проехать более 40 км за город. Дорога вся разбитая, но на ней ведутся ремонтные работы, надо полагать, что на следующий год будет замечательная трасса.

40-метровая статуя повелителя мира впечатляет. Под ней расположен музей. Экспозиция простая, но достаточная для понимания той эпохи. Можно подняться по лестнице на голову лошади и осмотреть окрестности.

По пути в деревушке увидели скопление народа. Остановились, решили заглянуть. Там проходили соревнования по стрельбе из лука. Стреляют метров на 80 по целям. Судьи стоят в метре сбоку от мишени, и по их виду не скажешь, что кто-то боится летящей стрелы. Затем увидели конные упражнения, но начался дождь и решили двигаться дальше.

Монголия радует своим радушием и красотой. Удивило, что в стране плотно занимаются и развивают туризм. Нам есть чему поучиться у монголов.

На въезде в каждый город установлены красивые стелы или арки. Встретили каменную черепаху, по сути близкую уссурийской. Прям, какая-то связь с чжурчжэнями почувствовалась. Пища очень вкусная и дешёвая. Порции очень большие, но преобладает мясо. Так что вегетарианцам там будет сложно. Перевалы живописные. На одном встретились с местными жителями, пришлось соблюсти их дружелюбные традиции, за которые наши бы автоинспекторы уж точно добрых бы слов не сказали.

Поражают красотой места по дороге к озеру Хубсугул, которое называют младшим братом Байкала. Во многих местах стоят передвижные посты полиции. Наши экипажи ни разу не остановили и не проверили. Правда Сергея один раз тормознули и когда начал останавливаться, сразу замахали, мол, проезжай дальше. Проехали насквозь страну и ни разу не было никаких (!) проблем. Ни с кем.

Ещё на Родине закачали Монголию в навигатор. В целом – неплохо. Но дорогу с ним всё-таки потеряли. Хорошо, что на глаза попались столбики кабеля связи, по ним и вышли в город, а там уж на дорогу. Но сначала перевал преодолели по обычной тропинке.

Вообще, встречи на дороге – это отдельная глава приключений. Чего и кого только не увидишь. Однажды встретились почти с соседями – 24 регион. Экипаж, в дугу наполненный монгольским гостеприимством, прорывался домой в Красноярск. На одном ручье остановились отдохнуть и встретились с немым пастухом. Удивительно, но с ним общались очень долго. У пастуха 150 яков и 200 коров. Из ручья можно пить, но нельзя мыться. Охотиться в этих местах тоже нельзя – штраф 8,5 миллионов и сразу тюрьма. Рассказал, где лучше всего ловить рыбу. В общем, общение получилось насыщенным. Затем встретили одинокого немецкого мотопутешественника. Монгольская степь – это не пустынное место.

8 июля перешли границу. В планах пройти по Чуйскому тракту, сравнить наш Алтай с Монголией.

Подводя итог первому посещению Монголии, следует отметить, что туда хочется вернуться и это можно сделать весьма свободно.

Больше фото в фотоальбоме

Текст: А. Мезенцев, председатель

Уссурийского местного отделения ПКО РГО – ОИАК.

Фото: С. Вакуленко и участников путешествия

НАШИ ПАРТНЕРЫ