Слово о друге

1 августа под таким заголовком вышла в газете «Утро России» литературная полоса «Приморская лира», подготовленная к печати Студией «Паруса» ПКО РГО – ОИАК.  Она посвящена члену Студии со дня ее основания Юрию Кабанкову, которому 21 июля исполнилось 65 лет.

В статье коллег-писателей, исследующих творчество юбиляра, говорится, в частности, о большом внимании к Юрию Кабанкову со стороны отечественных и зарубежных критиков и ученых: «Феноменальность этого таланта подтверждается авторитетными исследователями-литературоведами: москвичами Ларисой Барановой-Гонченко и Сергеем Казначеевым, белорусом Анатолием Иващенко, ученым-филологом из Варшавы Людмилой Луцевич, нашей землячкой Ией Пермяковой, Валентином Курбатовым из Пскова – мощнейшим в России современным литературным критиком. Стоит, наверное, сказать, в какой ряд поставил Юрия Кабанкова Валентин Яковлевич Курбатов, исследовавший творчество Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Василия Шукшина, Семена Гейченко, Захара Прилепина…»

«Приморская лира» отмечает: «…сквозной темой поэтического творчества автора является смысл бытия человеческого. Поэт размышляет о главном, и за ним хочется идти. Даже если понимать, что ответов нет и быть не может, идти всё равно хочется… Сам поиск у Кабанкова имеет удивительную эстетическую форму, и искушённый, подготовленный читатель идёт на звук кабанковской флейты-дудочки-арфы-виолончели и, думается, ничуть об этом не жалеет. Ведь в конце пути у Кабанкова нас встречает Господь Бог. И это просветляющее хождение за поэтом вызывает у трудолюбивого читателя благодарность. Просветляющий эффект придаёт творчеству Кабанкова особый гуманизм, заставляя любить жизнь, даже если сама жизнь, порой, не даёт для этого повода».

В юбилейной публикации, увы, есть грустная нота: «Юрий Николаевич прочтет «Приморскую лиру» много после того, как она выйдет в свет. Экземпляру «Утра России» придется еще лететь-ехать в Крым, к новому месту жительства писателя. Нет смысла судить-рядить о мотивах, заставивших человека, во всех отношениях, кажется, вполне устроенного, в зрелом уже возрасте вдруг решиться покинуть насиженное место, оставить землю, на которой родился. Но никуда не денешься от вопросов, возникающих всякий раз, когда Владивосток навсегда покидают люди, не обязательно такие значительные, как писатель и ученый Юрий Кабанков, но так или иначе могущие быть полезными краю – люди, которыми Приморье может гордиться и должно дорожить».

Авторы статьи размышляют о месте Юрия Кабанкова в приморской, дальневосточной поэзии, о значении его творчества для современной русской литературы в целом: «Если справедливо утверждение (весьма распространенное), что наш город является поэтической столицей Дальнего Востока, то этот статус в течение нескольких десятилетий поддерживался Юрием Кабанковым более чем кем бы то ни было другим. Среди коллег-преподавателей Дальневосточного федерального университета вровень с Кабанковым поставить некого. Юрий Николаевич – не преподаватель. Он – Учитель. Это далеко не одно и то же. В ДВФУ теперь нет писателей. Члены Союза писателей да, есть, но это, опять же, не одно и то же.

Масштаб литератора Кабанкова определяется не только его редким природным даром. К нему, как, может быть, ни к кому другому из дальневосточников, применима известная формула Евгения Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт». Из сотен поэтов, связанных с Приморьем, начиная от Николая Матвеева и Павла Гомзякова, евтушенковской формуле, по большому счету, соответствуют двое – Павел Васильев и Юрий Кабанков. В почти бесконечном общем поэтическом ряду их выделяет сказочная образность, фантастическая метафоричность. Но недосягаемо поднимает над иными всеми особое местоположение даже не в литературе, а в культуре в целом – в той культуре, которая отражает и формирует мировоззрение, национальное самосознание, определяет и сохраняет основополагающие духовные и нравственные ценности народа.

Потрясающий лирик Павел Васильев есть первый евразийский поэт, средствами поэзии, не прямолинейно, но целеустремленно и горячо утверждающий в читательском сознании идею тюрко-славянского единства, без которого вряд ли возможно существование многонациональной державы.

Интеллектуал, энциклопедист Юрий Кабанков есть первый писатель постперестроечной России, с невероятной художественной выразительностью соединивший в своем многообразном творчестве литературу, гуманитарную науку и православную веру. Глубокое уважение в обнимку с удивлением внушает способность – драгоценная и редкая способность! – Юрия Кабанкова сохранять в почтенном поэтическом возрасте звучность и чистоту слова, что читатель увидит в подборке новых стихотворений нашего замечательного земляка».

«Приморская лира» печатает поэтическую подборку Юрия Кабанкова, которую открывает стихотворение «Плач по солдату Оловянкину, хранителю времени»:

 

Я точно знаю: это навсегда –

как медный плач «Прощания славянки»:

и время иссякает, и вода,

и плавится  солдатик Оловянкин –

на солнцепёке, с думою в очах

о пенной кружке  солнечного сидра,

всю вечность простоявший на часах –

песочных, каменных,

при облачных клепсидрах, –

«в ружье и кивере»…



И обнажилось дно –

и циферблат похож на незабудку,

им, стойким, оловянным – всё одно

в который час трубить свою побудку,

поскольку времени – и не было, и нет

ему названия, и, видимо, не будет,

и захлебнувшийся пространством интернет

стоит, как перст, – «непокровен и необувен»...

…и – вспыхивает соло на трубе,

исполненное медными слезами;

и просыпаюсь, светел, – весь в Тебе,

и бабочки трепещут пред глазами…

……………………………………………………

…чего не может быть – и не бывает!

И сердце, бедное, беспомощно кивает…

 

22 (9) ноября 2018,

Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

[…комнатного формата утреннее сфумато]

Студия «Паруса» еще раз поздравляет Юрия Николаевича Кабанкова с 65-летием, желает ему всего самого доброго на легендарной крымской земле и ждет новых встреч во Владивостоке, на улице Петра Великого, 4.

Текст, фото: Эльвира Кочеткова, из архива Студии «Паруса»

НАШИ ПАРТНЕРЫ