Виктор Ананьевич Панов. К 165-летию со дня рождения

Историческая справка:

Виктор Ананьевич Панов (родился 8 августа 1854, Санкт-Петербург – скончался 8 ноября 1922, Владивосток). Окончил Техническое училище Морского ведомства и вступил в действительную службу (1 июня 1871, Кронштадт). Служил в Сибирской флотилии (20 декабря 1875 - 23 декабря 1878), переведен обратно в Сибирскую флотилию (31 августа 1879). Соредактор газеты «Владивосток» (1885). Заведовал мореходными картами и инструментами при управлении дирекции маяков и лоции Восточного океана (8 марта 1886 - 6 марта 1893). Директор маяков и лоции Восточного океана (30 июня 1887 - 1 мая. 1889). Заведующий Владивостокскими Александровскими мореходными классами (1890-1902). Ответственный редактор и издатель газеты «Дальний Восток» (25 октября 1892 - конец января 1920, нерегулярно в 1921 и 1922). Уволен в отставку по прошению с мундиром и с производством в капитаны корпуса флотских штурманов (12 июля 1893). Городской голова Владивостока (1903-1905). Деятельно работал в Обществе изучения Амурского края: секретарь (с 11 марта 1890 - конец 1891). Опубликовал много статей на исторические, востоковедческие политические и культурные темы в газете «Дальний Восток», которые затем напечатал отдельными оттисками.

 

В молодом городе Владивостоке, еще не облагороженным культурными традициями, военные и чиновники становились главными носителями местной культуры. У Виктора Панова, когда он еще был морским офицером, возник большой интерес к журналистике и печатному делу. Этот путь оказался для него довольно легким и простым, и до конца своей жизни он был верным «рыцарем Прелестной Дамы – Свободного и Независимого Слова». Вначале желание писать и быть опубликованным привело Панова к сотрудничеству в газете «Владивосток», появление которой в апреле 1883 г. развеяло всеобщую скуку жителей отдаленного провинциального города. Виктор Ананьевич принимал горячее участие в издании газеты с самого ее основания (с первого номера), став одним из часто публиковавшихся авторов. Как публицист он дебютировал с четвертого номера, написав статью «По гидрографии и метеорологии».

Виктор Ананьевич Панов

В связи с ликвидацией в 1883–1884 гг. корпусной системы, офицерам упраздненных корпусов Морского ведомства было предоставлено право оставаться в кадрах до достижения возраста и получения пенсии. Бывший старший штурман Панов воспользовался этой возможностью и в последующие годы занимал массу других должностей, но больше не ходил в море.

В это время В.А. Панов стал принимать еще более активное участие в газете «Владивосток». В конце июня 1884 г. он получил от редактора-издателя Н.В. Соллогуба предложение принять на себя обязанность соредактора, помимо его, ответственного редактора газеты. Соллогуб хотел открыть в ней специальный морской отдел и добавить в заголовке слова «морская и литературно-общественная газета». 28 июня Виктор Ананьевич оформил прошение и заявление, а 12 июля Н.В. Соллогуб попросил согласие главного командира портов Восточного океана контр-адмирала Фельдгаузена. Добившись его, Соллогуб обратился в Главное управление по делам печати, отправив вместе с собственным прошением резолюцию контр-адмирала Фельдгаузена, прошение и заявление В.А. Панова, и его полный послужной список. Начальник Главного управления по делам печати Е.М. Феоктистов доложил министру внутренних дел 15 декабря, который дал свое разрешение 19 декабря.

Статьи Панова о проблемах заселения и устройства Амурского края, за свободу торговли и сохранение порто-франко (беспошлинного ввоза и вывоза товаров) на Дальнем Востоке вызывали большой интерес. Оппонентом Виктора Ананьевича по сохранению порто-франко был другой сотрудник «Владивостока», подполковник И.П. Надаров, который брал на себя защиту русского купечества.

Береговая работа создавала больше возможностей для журналистской деятельности. В марте 1885 г. появилось сообщение от министра внутренних дел об утверждении в звании соредактора для ведения морского отдела газеты «Владивосток» В.А. Панова. Хотя формально редактор Н.В. Соллогуб отвечал за все другие части газеты, интенсивная работа Панова в газете не ограничивалась морским отделом. Виктор Ананьевич вспоминал, что он «в этот год буквально тащил [газету] на своих плечах, так как не раз случалось выпускать №, написанный от начала до конца [его] рукою». Однако, 13 декабря Виктор Ананьевич отказался далее быть соредактором газеты, т.к. предполагал выехать из Владивостока. Но выезд не состоялся, и Панов продолжал снабжать газету интереснейшими полемическими материалами до конца 1889 г., подписывая их «В.П.».

От этого времени сохранилась докладная записка Н.В. Соллогуба в Главное управление по делам печати от 15 октября 1888 г., в которой он сообщал о своем предположении, в будущем году, передать в собственность издание газеты «Владивосток» поручику КФШ Виктору Ананьевичу Панову. Соллогуб интересовался, следовало ли ему входить заново с ходатайством об утверждении Панова в звании редактора газеты или можно ограничиться утверждением, полученным в конце 1884года. Начальник управления, Е.М. Феоктистов, ответил, что необходимо представить удостоверение военного губернатора Приморской области о неимении препятствий к утверждению Панова редактором газеты. По неизвестным нам причинам, передача газеты «Владивосток» не состоялась.

Сотрудничество в газете «Владивосток» принесло В.А. Панову несомненную пользу. После смерти Н.В. Соллогуба в 1893 г., Виктор Ананьевич теплыми словами вспоминал его и газету. «Почти все сотрудники покойного во “Владивостоке” впервые выступали на литературном поприще и здесь учились работать. С другой стороны, почти все, кто испробовал свои силы в этом направлении, уже не бросали более публицистики, но здесь, или в других изданиях продолжали дело, на которое направил их Николай Варламович, открыв им впервые страницы своей газеты. И “Дальний Восток”, в этом смысле, мы совершенно искренне считаем созданием покойного, хотя во многом мы расходились с его взглядами».

1892 г. стал водораздельным для Виктора Ананьевича Панова, потому что вся последующая его жизнь была посвящена главным образом его детищу – газете «Дальний Восток». Основанная Пановым, когда он еще состоял на морской службе, и редактируемая им в течение 30-ти лет, эта газета стала одной из самых крупных в Приамурье и оставила заметный след в истории русской провинциальной журналистики.

Интересна история ее создания. Виктор Ананьевич и его жена Евгения Алексеевна решили зарегистрировать новое издание на ее имя. 24 декабря 1891 г. военный губернатор Приморской области П.Ф. Унтербергер отправил прошение Е.А. Пановой об издании газеты Приамурскому генерал-губернатору А.Н. Корфу. Через три недели Унтербергер получил извещение от и.д. генерал-губернатора А.С. Беневского, что прошение Пановой было предоставлено министру внутренних дел И.Н. Дурново. Пановы же об этом узнали лишь 4 февраля 1892 г. через Владивостокское городское полицейское управление. Наконец, 2 мая из Санкт-Петербурга начальник Главного управления по делам печати Е.М. Феоктистов отправил телеграмму: «Министр внутренних дел разрешил жене штабс-капитана Евгении Пановой издавать под редакцией ее и мужа ее подцензурную газету «Дальний Восток» по проектированной просительницею программе». А 23 июля по почте пришли сами документы о разрешении. Расписку в получении дал В.А. Панов, так как его жена была больна.

В.А. и Е.А. Пановы с детьми

В августе Е.А. Панова подала прошение о желании открыть типографию. 24-го числа военный губернатор Унтербергер выдал ей разрешительное свидетельство на право торговли и промыслов. Первоначально В.А. и Е.А. Пановы планировали начать выпуск газеты в сентябре.

На какие же средства собирались они открыть свое дело? К счастью, в одном из своих последних очерков Виктор Ананьевич сам рассказал, откуда он получил необходимые ему деньги. «Мне лично пришлось сделаться местною юридическою знаменитостью, – вспоминал в 1922 г. Виктор Панов, – среди тогдашних офицеров и чиновников морского ведомства по этому животрепещущему для них вопросу о “пятилетках” [речь идет о двойных прогонных и других льготах, для удержания служащих в малолюдном крае на более долгие сроки – И.Ф.], потому что в отношении себя я выиграл дело в Сенате, посрамив старого петербургского юрисконсульта морского министерства. Долго рассказывать эту историю; но суть ее в том, что, зная о существовании в морской библиотеке полного собрания законов (101 том), я проследил всю историю законодательства и его мотивы о здешних льготах. Это дало мне возможность доказать неправильность существовавшей практики и выиграть через Сенат лишнюю «пятилетку», какой до меня никто не получал. Эта лишняя «пятилетка», получение которой совпало с получением обычных прогонных денег при отставке, дала мне возможность начать в 1892 г. издание газеты “Дальний Восток”».

Типография «Дальний Восток». Из Альбома «Дальний Восток». 1892 – 1917

Первый номер газеты появился 25 октября 1892 г. В отличие от газеты «Владивосток» (которая до 1899 г. субсидировалась морским ведомством), газета Пановых была полностью частная. Она была одной из шести новых газет, которые возникли в том году в Российской империи.

Новая газета быстро привлекла внимание. 27 декабря (1892) редакция получила от Приамурского генерал-губернатора барона А.Н. Корфа телеграмму: «Редактору “Дальнего Востока”. Предлагаю высылать вашу газету Государю Наследнику Цесаревичу, так как Его Высочество, на мой вопрос – не благоугодно ли разрешить выслать Ему газ. “Дальний Восток” – изволил милостиво ответить, что будет читать ее с особым интересом. Телеграмму эту разрешаю напечатать в вашей газете». Вспомним, что Николай Александрович стал получать газету «Владивосток», когда он посетил город в 1891 г.

Типография «Дальний Восток». Из Альбома «Дальний Восток». 1892 – 1917

Первая типография газеты «Дальний Восток» была маленькой с небольшим штатом служащих в 12 человек. Находилась она в доме Встовского, рядом с Полицейским управлением, а редакция располагалась в доме директора женской гимназии Е.Н. Семеновой. В первые два года существования газеты ходили слухи, что газета существовала благодаря участию и поддержке подрядчика Д.Ф. Коморского, торговых домов «Кунст и Альберс» и «Линдгольм и Ко.». Но начатое В.А. Пановым дело с каждым годом все росло и крепло, сделавшись одним из самых крупных полиграфических предприятий на далекой окраине России.

Редакция и типография газеты «Дальний Восток»

Хотя организация полиграфического заведения была сопряжена со значительно большими трудностями, Панов не щадил средств на оснащение газеты самым современным оборудованием (от немецких фирм «Bohn&Herber», «Krause» и др.) и создал обширное графическое предприятие с всесторонними его отраслями. Со временем в этой образцовой типографии, хромолитографии, фотоцинкографии с переплетной и картонажной мастерскими работало свыше 100 человек.

Типография «Дальний Восток». Из Альбома «Дальний Восток». 1892 – 1917

Газета «Дальний Восток» (как упоминалось на первой странице в месте со сведениями о газете, редакторе, и т.д.) была «посвящена интересам Приамурского края». Кроме обыкновенных новостей, рецензий, там публиковалось немало интереснейших краеведческих материалов и исследований, особенно в области истории, географии, естественных богатств края, климата, быта коренных народностей и т.д. Наряду с подготовкой очередных номеров газеты редакция «Дальнего Востока» с 1912 г. по 1916 гг. осуществляла издание еженедельного бесплатного иллюстрированного приложения.

Говоря о политическом направлении газеты, дореволюционная социал-демократическая пресса считала В.А. Панова не просто консервативно настроенным буржуа, а «блюдолизом», «черносотенцем по найму». Советские историки продолжали это однозначное причисление «Дальнего Востока» к числу правых газет, называя ее то-ли «либеральным органом крупной буржуазии», то ли «черносотенной газетой». Сам же Панов считал, что его газета проводит сугубо прогрессивную, передовую политику. Он подчеркивал, что страны с высокой культурой проводят социальную революцию не разрушением, а созиданием. О направлении своей газеты и ее роли перед обществом и правительством Виктор Ананьевич писал так: «Пред одним мы должны быть выразителями его действительных нужд и стремлений, его прав на общую долю государственного внимания и участия; другому мы обязаны дать в руки тот материал, в котором возможно полно и всесторонне выразились бы, не стесняясь формой, все своеобразности и отклонения местной жизни от типа общегосударственной». Даже некоторые советские историки газетного дела вынуждены были признать, что «с первых дней своего появления эта газета […] довольно широко и квалифицированно вела разборку местных проблем, ставила их, с точки зрения либерально-буржуазных газет, остро, проблематично».

Острое внимание редактора В.А. Панова к некоторым местным проблемам вызывало недовольство разных властей. Вскоре после выхода второго номера газеты за 1893 г. появился приказ командира Владивостокского порта на арест на пять дней при портовой дежурной комнате штабс-капитана Панова за якобы «неправильное напечатание известий».

Но смелый Виктор Ананьевич не боялся, ни угроз, ни санкций, считая, что вопросы затрагивающие интересы края должны подлежать гласному обсуждению. Однажды редактору Панову пришлось заплатить за свой газетный материал не штрафом, а физической расправой, со стороны старшего адъютанта Управления Уссурийского казачьего войска, Филиппа Александровича Мазуркевича. Такая хулиганская выходка породила только негодование общества и редакций газет «Владивосток» и «Восточный вестник». К счастью, редактор Панов никогда больше не подвергался такому виду мщения.

Не меньшее неудовольствие властей было вызвано практикой строптивого редактора Панова печатать статьи, вычеркнутые цензурой.

Празднование 25-летия газеты «Дальний Восток». 1891 – 1916 гг.

25-летие существования газеты «Дальний Восток», столь редкостное явление для дальневосточного периодического издания той эпохи, было отпраздновано 31 декабря 1916 г. выпуском юбилейного фотоальбома и торжественным ужином. Подводя итоги, В.А. Панов отметил: «Сегодня мы, бывшие и настоящие работники газеты, имеем право сказать, что пред жизнью и обществом мы все сообща сдали большой экзамен и сдали не за страх, а за совесть, как понимали свой долг и верили». А вот таким образом отозвались на юбилейном ужине служащие типографии о Викторе Ананьевиче: «За 25-летнее существование Вашего дела мы часто видели и убедились в Вашем бескорыстии к нам труженикам; этому могут служить доказательством те служащие, которые поступили к Вам юношами-учениками и служат по сие время, но уже отцами семейств. Много мастеров разбрелось по свету, получив свое знание в стенах Вашей типографии».

Редактор Панов мечтал отдаться всецело научному труду и передать «бразды редакторства» своему старшему сыну Николаю, который был талантливым журналистом, фельетонистом, знатоком газетного дела. Николай Викторович вернулся во Владивосток из Петрограда по вызову своего отца в июне 1914 г., чтобы помочь ему в ведении газеты и типолитографского дела «Дальний Восток». Он начал публиковаться в «Дальнем Востоке» в 1915 г., а 22 декабря 1916 г. стал соредактором.

В начале октября 1917 г., впервые после закрытия «Дальнего Востока» в конце августа, газета снова стала появляться. Но, опасаясь активизации революционных сил и общего системного экономического кризиса, 4 октября В.А. Панов продал свое предприятие и имущество Иосифу Романовичу Коротю, после того как отклонил предложение японца И. Иманиси. Он отказался, однако, продать Коротю домашнюю библиотеку. Издание газеты «Дальний Восток» прекратилось 7-го числа, а подписчикам, срок подписки которых еще не истек, предлагалось получить причитающуюся им разницу подписной платы в конторе типографии.

Несмотря на политические и экономические проблемы газета «Дальний Восток» продолжала выходить с 20 июля 1918 г. по 31 января 1920 г., с 11 июня по 17 июня 1921 г. Тогда В.А. Панов стал публиковаться в вечерней газете «Руль». Там и работал его старший сын Николай, писавший фельетоны под разными псевдонимами и исполнявший обязанности редактора.

Справа стоит Н.В. Панов. Из Альбома «Дальний Восток». 1892 – 1917

16 июня 1922 г. в последний раз возобновилось издание «Дальнего Востока» с экстренного выпуска. Контора и редакция газеты разместились по адресу ул. Светланская, № 12 – в том же здании что и редакция «Руля». В предыдущие недели газета «Руль» опубликовала шесть с половиной очерков из цикла В.А. Панова «Старый Владивосток». Теперь оставшиеся очерки были изданы в собственной газете.

25 октября 1922 г. у В.А. Панова случился инфаркт миокарда при вступлении во Владивосток частей Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Вскоре последовало воспаление легких. После долгой и тяжелой болезни, Виктор Ананьевич скончался 8 ноября в 3 часа дня. На следующий день в газетах «Голос Родины», «Мир», «Новая вечерняя газета» и «Руль» появились скорбные строки о его смерти, помещенные родными, а также типолитографией Иосифа Коротя. В 4 часа дня, состоялась панихида на дому. Затем 10 ноября, в 1час дня, тело покойного вынесли из квартиры. После отпевания в Покровской церкви, В.А. Панова погребли на городском Покровском кладбище. Невозможно сказать, где его могила, так как кладбище снесли в 1935 г.

 Текст: Ив Франкьен, правнук В.А. Панова (Сан-Франциско),

Амир Хисамутдинов, председатель архивно - библиотечного совета ПКО РГО – ОИАК (Владивосток),

Фото: личные архивы Ива Франкьена и Амира Хисамутдинова, архив ПКО РГО – ОИАК

Приложение. Публикации В.А. Панова в фондах ОИАК. Составлено Т.В. Дёминой.

  1. Американские подложные документы. Владивосток: Типолит. Иосифа Короть, 1918. 19 с. (Перепечатано из №43 - 46 газеты "Дальний Восток" от 4 - 8 дек. 1918 г.). № 10643;
  2. Дальневосточное положение: (Очерк Приамурья). Владивосток: Электротиполит. газ. "Дальний Восток", 1912. 119 с. (Извлечено из №№ 179 - 205 газ. "Дальний Восток" за 1912 г.). № 15320;
  3. Историческая задача Общества Изучения Амурского края: (Речь, сказанная на торжественном заседании Общества 30-го сентября 1915 г.) // Музей Общества Изучения Амурского края за первые 25 лет своего существования: Юбилейный сборник. XXV / Под наблюдением А.В. Гребенщикова. Владивосток: Тип. "Далекая окраина", 1916. С. 76 - 85. № 33304;
  4. Историческая ошибка. Владивосток: Типолит. газ. "Дальний Восток", 1908. 43 с. (Газ. "Дальний Восток", №№ 23-47). №.17931;
  5. К дальневосточному положению. (По поводу "открытого письма" г. Меркулова). Владивосток: Типолит. газ. Дальний Восток, 1912. 7 с. (Отд. оттиск из газ. "Дальний Восток", № 210, 212 за 1912 г.). № 10943;
  6. К истории народов Средней Азии. I: Сюн-ну (Хунну). Турецкое происхождение народа Сюн-ну (Хунну) китайских летописей. Владивосток: Изд. А.В. Даттана,1916. 83 с. № 10606. Дар В.А. Панова;
  7. К истории народов Средней Азии. II:1. Древнейшие китайские сведения о народах Монголии, Манджурии и Кореи. 2. История Сюн-ну (Хун-ну) в Монголии. 3. Народы Юэ-ши и Сэ. 4. Гянь-гунь и Дин-лин. 5. Древний народ Жун-ди. 6. Общие выводы. Владивосток: Изд. А.В. Даттана,1918.-168 с. № 10607. Дар В.А. Панова;
  8. К организации кредита в Приамурье: (Мнение, высказанное на съезде биржевых комитетов во Владивостоке). Владивосток: Электротиполит. газ. "Дальний Восток", 1914. 23 с. № 10605. Дар В.А. Панова;
  9. Как быть дальше? (Дальневосточный вопрос). Владивосток: Типолит. и фотоцинкография И. Короть, 1921. 27 с. № 10938;
  10. Кризис (К Дальневосточному положению). Владивосток: Электротиполит. газ. "Дальний Восток", 1913. 29 с. (Газ. "Дальний Восток", №№ 8258-267). № 14112. Дар Н.В. Кирилова;
  11. На новом пути. Владивосток: Типолит. газ. "Дальний Восток", 1914. 43 с. (Газ. "Дальний Восток", №№ 84-96). № 17857. Библиотека З.Н. Матвеева.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ