«Многогранный педагог». Обзор библиотеки Льва Павловича Сольского

3 февраля 2020 года исполнилось 140 лет со дня рождения Льва Павловича Сольского. К этой дате библиотека ПКО РГО – ОИАК подготовила книжную выставку. На выставке представлена небольшая часть уникального книжного наследия Л.П. Сольского.

Педагог, краевед и книголюб, Лев Павлович Сольский большую часть жизни преподавал естествознание: в Николаевском-на-Амуре, а затем в Никольск-Уссурийском реальном училище, в коммерческом училище, позже - в школе на Седанке. Он был в числе первых преподавателей Владивостокского педагогического института: читал сначала здесь, а потом в Дальневосточном государственном университете лекции по истории искусств и вёл латинский язык.  Увлекался декоративным цветоводством, участвовал в озеленении города. Состоял в Обществе изучения Амурского края и завещал ему свою библиотеку. Более 1,5 тысячи книг, около 400 журналов, а также 144 папки и альбома получило Общество в дар после смерти Льва Павловича. Книжная коллекция Сольского универсальна и богата по содержанию.  Много книг по истории и географии Земли и народов, её населяющих, по естествознанию, искусству. Много переводных книг и книг на иностранных языках, а также энциклопедий и справочников. Большую часть фонда составляют издания XIX века, что придаёт особую ценность его библиотеке.

Книги с дарственными надписями и штампами

Мы очень мало знаем о его жизни - всего лишь несколько фактов из биографии, но можно с уверенностью сказать, что он был человеком широкого кругозора. Об этом говорит его универсальная библиотека, которую он собирал всю жизнь. Многое можно узнать о человеке по тому, что его интересует, какие книги привлекают его внимание. Да и сами книги иногда несут на себе информацию о владельце: дарственные надписи, штампы книжных магазинов, экслибрисы помогают раскрыть его внутренний мир и жизненные перипетии.

Из книги О.Б. Лынши (История образования в Никольске-Уссурийском. 1882 – 1922 гг. – Владивосток, 2018.) узнаём о том, что выпускник Киевского университета Л.П. Сольский стал преподавателем естествоведения Никольск-Уссурийского реального училища, а затем перешёл в коммерческое училище. Косвенным подтверждением пребывания Льва Павловича в Никольске-Уссурийском могут служить книги со штампом книжного и писчебумажного магазина Г.П. Федоренко и Я.Д. Баглай, бывшего Т.Д. М. Пьянков с Бр. г. Никольска-Уссурийского (Кочетов, Н. Очерк истории музыки. – М., 1913; Шмейль-Фитчен. Школьный определитель наиболее распространённых дикорастущих и культурных растений. – М., 1912). Книги путешествуют вместе с человеком, и штампы книжных магазином свидетельствуют о месте их приобретения.

В библиотеке Сольского имеются книги со штампами киевских и житомирских книжных магазинов, магазинов Омска, Харбина, Москвы и Ленинграда. Теперь невозможно установить путь книги к владельцу, зато можно поразмышлять о переплетении судеб книги и человека. Но особенно красноречивы дарственные надписи на книгах.

Так, из надписи на вклейке сборника научных трудов Киевского политехнического института мы узнаём, что Сольский был его выпускником: «Воспитаннику Киевского ордена Ленина политехнического института инженеру Сольскому Льву Павловичу. В память пятидесятилетия Киевского ордена Ленина политехнического института от имени коллектива института прошу Вас принять прилагаемый «Сборник научных трудов». Директор Киевского ордена Ленина политехнического института». (50 лет Киевского ордена Ленина политехнического института: Сб. науч. тр., посвященных юбилею. (1898 – 1948). – Киев, 1948.)

О том, что он преподавал естествознание в Николаевском-на-Амуре реальном училище и был членом педагогического совета, узнаём из надписи на книге Р. Гессе «Строение и жизнь животных в их взаимном соотношении. Тело животного как самостоятельный организм» (СПб, 1913.).

Книга часто является напоминанием о каком-то значимом событии, дружеских чувствах и привязанностях. «Многоуважаемому и дорогому Льву Павловичу Сольскому на память о приятнейшем знакомстве в 1958 г. в Киеве», - пишет Н.В. Орнатский, один из авторов книги (Иванов, Н.Н., Орнатский, Н.В., Бабков, В.Ф. IV Международный конгресс по механике грунтов и фундаментостроению (Лондон, 1957 г.). – М., 1958.). Видимо, в 1958 году Лев Павлович посетил родные места, потому что дарственные надписи на книгах упоминают город Канев Киевской области: «Дорогому Лёве от Алёши. Канев. 27-VII-58» (Маковский, Б.А. Моря, созданные человеком. – М., 1958.); «Я всегда буду вспоминать Канев. 1958 г. Каля.» (Прахов, Н.А. Страницы прошлого: Очерки – воспоминания о художниках. – Киiв, 1958.). Иногда невозможно расшифровать подпись дарителя, можно лишь узнать, что это коллега: «Старшему товарищу, многогранному педагогу Льву Павловичу Сольскому от узкого специалиста. 6 октября 1942 года, г. Владивосток». Так подписан третий том педагогических сочинений Яна Амоса Коменского, великого чешского педагога. (Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том III: Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни. - М., 1941.). Идея энциклопедического образования, которую проповедовал гениальный педагог, была близка и Сольскому, человеку разносторонних знаний. Другая дарственная надпись неизвестного коллеги присутствует на книге, раскрывающей одно из увлечений Льва Павловича Сольского, - озеленение и декоративное цветоводство: «Милому collegʼir Льву Сольскому от (?) 1906 г. Кiевъ».  Книга, изданная на немецком языке, посвящена альпийской флоре и снабжена красочными иллюстрациями. (Schröter, L., Schröter, C. Taschenflora des Alpen-wanderers. – Zürich, 1900.). Статья Сольского «Опыт школьного цветоводства» (Уссурийское садоводство и огородничество, 1927, № 2 – 3) свидетельствует о том, что он преподавал естествоведение в школе-девятилетке на Седанке. В статье он утверждает, что разведением цветов в «учащихся легко можно возбудить некоторые эстетические стремления и запросы». Известен также факт участия Сольского в озеленении города и пропаганде цветоводства. И это не могло не найти отклика у специалистов-единомышленников. «Глубокоуважаемому Льву Павловичу Сольскому на память от автора. 22/VI 1928 г.», - пишет Б. А. Ивашкевич (Ивашкевич, Б.А. Леса Северного Сахалина. – Л.,1927.).

А вот дарственная надпись А.И. Куренцова: «Глубокоуважаемому Льву Павловичу Сольскому от искренне преданного автора. 17 III 58. г. Владивосток.» (Куренцов, А.И. Животный мир Приморского края. – Владивосток, 1951.). «Курс генетики» Э. Синнота и Л. Денна подарил в 1935 году Ким Хен Сек, студент одного из учебных заведений Владивостока (М., 1934.). «Преподаватель - Сольский! Даю Вам на вечную память» - так сформулировал он своё послание.

А вот дальневосточный писатель Василий Трофимович Кучерявенко был большим другом семьи Л.П. Сольского. Каждая надпись на подаренной книге (а их всего четыре) – признание в любви и уважении: «Дорогим моим Нине Александровне и Льву Павловичу Сольским - от всего сердца, искренне с любовью и уважением от автора. Василий Кучерявенко. 24 апреля 1955 г., г. Владивосток (Кучерявенко, В. «Перекоп» ушёл на юг. – Владивосток, 1955.). Но самыми дорогими, наверное, для Льва Павловича были дары внуков. Они знали, что для дедушки книга является лучшим подарком, и знали, какие книги будут ему интересны. Лев Павлович был богатым на внуков: «Дорогому дедушке от Юры. 1/I 1957 г., г. Ленинград» (Ленинградский метрополитен имени В.И. Ленина. – Л., 1956.); «Дедушке от внучки Ляли Сольской. 1954 г.» (Форш, О. Михайловский замок: Роман. – Л., 1953.); «Дорогому дедушке от ангарчонка Бори. VII. 1959 года.» (Павличенков, В.И. Ангарск. Планировка и застройка города. – М., 1958); «На память дорогому дедуле от Бэца. 6/III 39 г.» (Матвеев, А. Растрелли. – М., 1938); «На память дорогому дедуле Левушке от Людашки, Гриши и Гали. 2/II-36 года, г. Владивосток» (Даннеман, Ф. История естествознания. Т. II: От эпохи Галилея до середины XVIII века. – М.; Л., 1935.).

Книги по искусству

Известно, что Лев Павлович Сольский был среди первых преподавателей Владивостокского педагогического института, а затем Дальневосточного университета (см. монографию О.Б. Лынши). Его предметами были латинский язык и история искусств. Университетское образование плюс увлечение искусством позволили Сольскому преподавать эти дисциплины. А в его библиотеке литература по искусству занимает основное место. Архитектура, живопись и графика, музыка, театр, скульптура – все виды искусств достойно представлены здесь. Это многотомные исследования, солидные монографии и небольшие работы по частным вопросам искусствознания, изданные в следующих сериях: «Массовая библиотека», «Мастера современной живописи", «Художественное наследство» и др.

Обращают на себя внимание фолианты по архитектуре. О духовной силе и красоте Владимирского собора в Киеве рассказывается в книге, изданной С.В. Кульженко (Собор святого князя Владимира в Киеве. – Киев, 1898). Это подробное описание истории замысла, строительства и художественного оформления собора. Называются все лица и общества, участвовавшие в создании этого шедевра, приводятся иллюстрации религиозных картин, орнаментов, церковной утвари. В последней главе указывается стоимость собора общая и по отдельным работам.

Необычна книга Г.К. Лукомского «Памятники старинной архитектуры России. Ч. 1-я: Русская провинция» (М., 1916). Здесь впервые исследуются архитектурные памятники провинциальных российских городов, ранее никому не известные, но имеющие несомненную художественно-историческую ценность. Автор надеется «убедить в том, что надо признать художественным сооружением не только церковь, дворец или даже фасад университета, но что красивым может быть … и простой домик, и беседка, и биржа, и богадельня, и даже амбар или колодец». В книгу вошли и несколько строений из Иркутска как оригинальные образцы провинциального зодчества.

Книга «Памятники русского зодчества» М.И. Рзянина (М.,1950) рассказывает о развитии русской архитектуры на примере сохранившихся памятников в наших древних городах. Архитектурные ансамбли древних кремлей, усадеб и монастырей представлены в богатом разделе иллюстраций.

Книга А.В. Бунина и М.Г. Кругловой «Архитектура городских ансамблей» исследует архитектуру итальянского Ренессанса. Здесь не просто собраны замечательные памятники городов Италии: их изображения сопровождает графический материал и рисунки, разработанные авторами.

Архитектура более древнего периода представлена в альбомах, посвящённых Венеции и римскому Колизею. В книге о Венеции (Венеция: Архитектурные памятники. – М., 1938.) помимо иллюстраций даётся исторический очерк о городе, о его основании и развитии. Отмечается особенность архитектуры Венеции, которая заключается в том, что архитектурные памятники разных стилей и эпох эффектно сочетаются: «история как бы сгладила различие отдельных стилей и свела их к некоторому единству».

Книга о Колизее (Цирес, А.Г. Архитектура Колизея.  -   М., 1940.) начинается с объяснения понятия римского амфитеатра, его назначения. Далее идёт история самого памятника: его название, этапы строительства, устройство и конструкция, время постройки, реконструкции и т.д. Прилагается большое количество рисунков и фотографий отдельных деталей и общих планов памятника.

«Архитектурные памятники Самарканда» С.Н. Полупанова (М., 1948) знакомит с сохранившимися зданиями XIV и XV веков, в архитектуре которых получили отражение все достижения предшествовавших времён. Показаны образцы декоративной отделки орнаментом, в котором преобладали растительные мотивы, майоликовой мозаикой.

Замечательные архитектурные памятники представлены в фотоальбоме «Прага» Карела Плицки (Прага, 1957). Высококачественные снимки запечатлели великолепный архитектурный ансамбль, являющийся высочайшим художественным достижением европейской культуры. Очень много книг по архитектуре отечественных городов в следующих сериях: «Сокровища зодчества народов СССР» (Бухара, Ургенч, Чернигов, Рига, Нарва); «Сокровища русского зодчества (Звенигород, Ярославль, Тула и др.); «Архитектура городов СССР» (Новосибирск, Уфа, Свердловск и др.).

Не менее богата коллекция литературы о живописи и графике. «Искусство рококо» В. Гаузенштейна (М., 1914) рассказывает о французских и немецких иллюстраторах XVIII столетия с приложением иллюстраций с гравюр на меди, офортов и рисунков. «Вечное в искусстве» С.К. Исакова (СПб., 1911) носит просветительский характер и знакомит с произведениями искусства из разных музеев и картинных галерей. Каждая картина подвергается описанию и анализу с точки зрения единства формы и содержания.

Авторы огромного альбома «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909) ставили своей задачей показать картину развития русской живописи в собрании братьев Третьяковых. С этой целью чёрно-белые репродукции картин даются в сопровождении пояснительного текста.

Подборка книг о мастере гравюры И.Н. Павлове говорит об особом интересе Льва Павловича к этому русскому самородку: «Гравюры И.Н. Павлова (1886 – 1921)» (М., 1922), «Пейзаж в цветных гравюрах на дереве» И. Павлова (М.; Птг., 1923), «Старая Москва: Гравюры на дереве» И. Павлова (М., 1924) и др. «Русский орнамент» Н.Н. Соболева (М., 1948) показывает образцы русского национального искусства. Немало книг посвящено памятникам скульптуры. «Греческая скульптура в её главных произведениях» О. Вазера (М., 1914) является верным спутником и неназойливым руководителем при первом знакомстве с греческим искусством. В живой и популярной форме автор помогает разобраться в художественных впечатлениях, в то же время вырабатывая привычку смотреть на всё своими собственными глазами. В «Римской портретной скульптуре в Эрмитаже» О.Ф. Вальдгауер (Птб., 1923), характеризуя портретную скульптуру Рима, проводит сравнение между греческой и римской скульптурой, устанавливая различие в изображении человека. Немалая часть искусствоведческого фонда посвящена музыкальному искусству.

Это книги по истории музыки («Музыкальная культура Древнего мира». Л., 1937; Л.А. Саккетти. «Очерк всеобщей истории музыки». СПб., 1912; В.В. Березовский. «Русская музыка». СПб., 1898 и др.), книги по музыкальному образованию (В.Г. Вальтер. «Музыкальное образование любителя». СПб., 1911; «Музыкальное образование». СПб., 1903 и др.), книги, посвящённые отдельным операм и другим музыкальным произведениям. Украшением коллекции является большой капитальный «Музыкальный словарь» Г. Римана (М., 1904).

Книги по истории

Историю искусства невозможно изучать вне знания мировой и отечественной истории. Книги по истории занимают значительное место в библиотеке Сольского. Здесь и учебники по истории, и монографии, и многотомные издания. Красочное 10-томное издание «Москва в её прошлом и настоящем» посвящается памяти историка Москвы И.Е. Забелина. Основная мысль издания: «Прошлое Москвы – это почти прошлое России. Их очень трудно отделить друг от друга». Юбилейное издание «Отечественная война и русское общество. 1812 – 1912» (Т. I. - М., 1911) даёт широкую панораму отношений России и Франции, начиная с эпохи Петра I. Это попытка дать объективную оценку одному из самых драматических и значительных моментов русской истории. Многотомное издание богато иллюстрировано, а некоторые картины были написаны художниками специально для этого труда.  Девятитомник «История России в XIX веке» Т-ва «Бр. А. и И. Гранат и Ко» выходил отдельными выпусками, которые вместили в себя описание российской действительности во всей её полноте с приложением портретов выдающихся личностей в разных областях деятельности. 

Нельзя не сказать и о таком фолианте, как «История Византийской империи» Ф.И. Успенского (Т. 1-й. – СПб., 1912). Результат 40-летней работы, этот трёхтомник, по замыслу автора, «не есть исчерпывающее изложение всех событий», автор намеревался «дать соотечественникам цельную систему в такой области», которая является, по его мнению, «наиболее важной после отечественной истории для национального самосознания культурного русского обывателя». Много книг по истории Древнего мира - Египта, Древнего Рима и Греции и др. Следует отметить такие, как «Ассирия и Вавилония» К. Бецольда (СПб., 1904), «Эллада. (Очерки и картины Древней Греции для любителей классической древности и для самообразования)» В. Вегнера (СПб.; М., 1900) и подобное  издание этого же автора -  «Рим. История и культура римского народа для любителей классической древности и для самообразования» в 2 т. (М.; СПб., 1910).

Окончание следует

Материал подготовлен библиотекарем ПКО РГО - ОИАК Л.Ф. Юриновой

НАШИ ПАРТНЕРЫ