Завершен четвёртый этап SUP-экспедиции – пройден Амур

Член ПКО РГО – ОИАК Максим Харченко завершил очередной этап «SUP-экспедиции по следам адмирала Невельского. Амур». За 20 дней, с 20 июля по 8 августа, спортсмен преодолел 298 километров и совершил переход из села Мариинское (ранее Мариинский Пост, основанный в 1853 году экспедицией адмирала Невельского на правом берегу Амура) до Николаевска-на-Амуре (ранее Николаевский Пост, основанный в 1850 году экспедицией адмирала Невельского).

По словам Максима, данный этап был сложен как физически, так и психологически. Часто сильные встречные ветра не позволяли идти быстро и на преодоление короткого отрезка пути уходило много сил. Порой за день удавалось пройти всего несколько километров, даже когда маршрут проходил по протокам.

Особую угрозу представляли медведи. Самые опасные встречи с медведями произошли 24  и 25 июля во время ночёвок между посёлками Савинское и Богородское.

«В первую ночь (в двух километрах от поселка Савинское) я проснулся около полуночи от того, что буквально в 3-х метрах от палатки медведь рылся в камнях, в месте, где могли остаться рыбные кости после ужина. Я начал хлопать в ладоши и кричать, чтобы его отпугнуть, но медведь вообще не реагировал. С собой у меня был фальшфейер, с большим трудом удалось его зажечь и выкинуть на метр от палатки. Но это не сильно отпугнуло медведя, как я планировал, – он просто отошел примерно на 6-8 метров от палатки и начал ходит вокруг. Фальшфейер прогорел, я начал думать, что делать дальше… И тут где-то рядом начал «кричать» медвежонок, я зажег второй фальшфейер и услышал как медведь с медвежонком удаляются. Уснул я только под утро, когда рассвело.

Следующей ночью (у поселка Богородское) в два часа медведь пришел к палатке, обнюхал ее и начал изучать SUP, царапать его и брякать карабинами. Я опять выкинул фальшфейер из палатки, в этот раз помогло, медведь сразу ушел.

На рассвете, в 4 часа утра, тот же медведь вернулся к палатке и снова стал изучать лагерь и доску, но в этот раз вёл себя более агрессивно. Я решил использовать последний фальшфейер, это отпугнуло медведя, но фальшфейеров у меня больше не осталось…» - рассказывает Максим.

С этого момента Харченко, по возможности, старался разбивать лагерь на ночевку только вблизи населенных пунктов или в местах стоянок рыбаков. Часто знакомился с местными жителями. Они делились припасами, угощали свежей рыбой, приглашали на ночевку в свои дома и, что было крайне необходимо, снабдили несколькими фальшфейерами, т.к. в поселковых магазинах приобрести их Максиму не удалось (в наличии были только световые охотничьи отпугиватели).

На маршруте Мариинское – Николаевск-на-Амуре Максим Харченко обследовал различные острова и речные бухты. Часто в песке на берегу обнаруживал осколки старинной керамики и другие интересные вещи.

Одним из исторически значимых мест, связанных с Амурской экспедицией адмирала Невельского, которое путешественник посетил в начале августа, является Тырский утёс и поселок Тыр. Именно в этих местах Геннадий Иванович Невельской встретился с маньчжурами, гиляками и мангунами и объявил им, что эти земли являются Российскими владениями.

Из книги Г.И. Невельского «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России (1849-1855 г.)»:

«12 июля [1850 года], следуя северным фарватером, я вошел из лимана в Амур и поднялся вверх по нему до мыса и селения Тыр, лежащего на правом берегу реки, против устья реки Амгуни, в расстоянии около 100 вёрст (106  км) от устья Амура…

…Подойдя к мысу Тыр, я увидел на берегу нескольких маньчжуров и толпу гиляков и мангунов до 200 человек; они, повидимому, были озадачены появлением нашей шлюпки. Выйдя здесь на берег в сопровождении переводчиков Позвейна и Афанасия, я подошел к старшему из маньчжуров, которого гиляки называли джангин, что значит богатый старик; купец; этот маньчжур сидел с важностью на обрубке дерева и тем оказывал свое начальническое влияние на окружавшую его толпу маньчжуров и гиляков. Он важно и дерзко спросил меня, зачем и по какому праву я пришел сюда. В свою очередь и я спросил маньчжура, зачем и по какому праву он здесь находился. На это маньчжур с ещё большей дерзостью отвечал, что никто из посторонних, кроме них, маньчжуров, не имеет права являться в эти места. Я возразил ему, что так как русские имеют полное и единственное право быть здесь, то я требую, чтобы он, со своими товарищами маньчжурами, немедленно оставил эти места. На это маньчжур, указывая на окружавшую его толпу, потребовал от меня, чтобы я удалился и что, в противном случае, он принудит меня сделать это силой, ибо никто, без дозволения маньчжуров, не может сюда являться. Вместе с этим он дал знак окружавшим его маньчжурам, чтобы они приступили к исполнению его требования. В ответ на эту угрозу я выхватил из кармана двухствольный пистолет и, направив его, на маньчжур, объявил, что если кто-либо осмелится пошевелиться, чтобы исполнить его дерзкое требование, то в одно мгновение его не будет на свете. Вооружённые матросы, по моему знаку, немедленно явились ко мне. Такой совершенно неожиданный для всех поступок так ошеломил всю эту толпу, что маньчжуры сейчас же отступили, а гиляки, отделившись от них, начали смеяться над их трусостью и, видимо, были довольны этим действием, давая тем понять, что будут на моей стороне. Джангин побледнел, немедленно соскочил с своего места и, кланяясь мне, объяснил, что желает со мной быть в дружбе и просит меня к себе, в палатку, в гости. Я согласился и узнал от него: 1) что им запрещено спускаться сюда по Амуру, что они бывают здесь самовольно, с ведома только лишь мелких чиновников города Сен-зина 84 (около 300 вёрст от устья Сунгари), за что этим чиновникам они дают взятку соболями, которых выменивают у гиляков, гольдов и мангунов на товары и большей частью на водку (араки); 2) что на всём пространстве по берегам Амура до Каменных гор (Хинган) нет ни одного китайского или маньчжурского поста. Что все народы, обитающие на этом пространстве, по рекам Амуру и Уссури, до моря, не подвластны китайскому правительству и ясака не платят, и 3.) что река Амур при устьях впадающих в неё рек Сунгари и Уссури, а равно и эти последние вскрываются ото льда гораздо ранее, чем река Амур, в этих местах 85.

Гиляки и мангуны, прибывшие сюда с юго-западного берега Сахалина и берегов Татарского пролива, сообщили, что ранней весной ежегодно в Татарский пролив приходят большие суда, останавливаются часто у берегов, берут насильно у них рыбу и делают различные бесчинства, за которые их никто не наказывает.

Вследствие этих сведений я объявил маньчжурам, гилякам и гольдам, что хотя русские давно здесь не бывали, но всегда считали реку Амур от Каменных гор (Хингана), а равно и всю страну вдоль моря, с островом Карафуто (Сахалином), своей принадлежностью. Что же касается прихода в эту страну иностранных судов и причиняемых ими жителям насилий, то они решились принять против этого меры и поставить вооружённые посты в заливе Искан (Счастья) и в устье Амура для защиты всех обитающих в упомянутом крае жителей, которых русский великий царь (Пила-пали джавгин) принимает отныне под свое высокое покровительство и защиту, о чем я, как посланный сюда от царя для этой цели, им и объявляю. Для того же, чтобы было известно это и иностранным судам, приходящим к берегам этого края, я приказываю предъявлять им мое объявление.

Это объявление, переданное мною гилякам и маньчжурам, было такого содержания.

"От имени Российского правительства сим объявляется всем иностранным судам, плавающим в Татарском заливе, что так как прибрежье этого залива и весь Приамурский край, до корейской границы, с островом Сахалином составляют Российские владения, то никакие здесь самовольные распоряжения, а равно и обиды обитающим народам, не могут быть допускаемы. Для этого ныне поставлены российские военные посты в заливе Искай и в устье реки Амура. В случае каких-либо нужд или столкновений с местным населением нижеподписавшийся, посланный от правительства уполномоченным, предлагает обращаться к начальникам этих постов".

За сим, уладив к обоюдному удовольствию жалобы гиляков на маньчжуров, с которыми они ко мне тут же обратились, я отправился обратно».

Николаевска-на-Амуре (ранее Николаевский Пост) Максим Харченко достиг 8 августа.

Военно-административное поселение Николаевский Пост было основано 1 августа 1850 года Геннадием Невельским в ходе Амурской экспедиции. При этом, без указания и одобрения свыше, Невельской распорядился поднять русский военный флаг и объявил о состоявшемся присоединении Амурского края к России.

В конце 1850 года Невельской явился в Санкт-Петербург. Его самоуправные действия вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России. Так называемый Особый Комитет счел его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чём и было доложено императору Николаю I. Однако Николай I назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим». Именно тогда прозвучала знаменитая фраза императора: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен».

В Николаевске-на-Амуре Максим Харченко планирует остаться на несколько дней, отдохнуть, выспаться и набраться сил. Следующим – финальным – этапом «SUP-экспедиции по следам адмирала Невельского. Амур» станет переход до Залива Счастья, где 170 лет назад было основано Петровское Зимовье – первое русское постоянное военно-административное поселение вблизи лимана и устья реки Амур.

Фотографии предоставлены Максимом Харченко

Больше фото в фотоальбоме

Первый этап «SUP-экспедиции по следам адмирала Невельского. Амур»

Второй этап «SUP-экспедиции по следам адмирала Невельского. Амур»

Третий этап «SUP-экспедиции по следам адмирала Невельского. Амур»

За оказанную помощь и поддержку в проведении четвёртого этапа «SUP-экспедиции по следам адмирала Невельского. Амур» Максим Харченко благодарит: генерального директора ООО «Нангмар» Перышкова Николая Павловича, генерального директора ООО «ДВ-Ресурс» Малиновского Анатолия Владимировича, главу поселка Де-Кастри Георгиевского Сергея Валентиновича, руководителя муниципального отделения ООД «Поисковое движение России» в Николаевском муниципальном районе Хабаровского края Григоревского Василия Николаевича, заместителя генерального директора Николаевского морского торгового порта Борисова Игоря Анатольевича, директора МБУ «Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е. Розова» Николаевского муниципального района Бабину Ольгу Геннадьевну, а также представителей администраций села Мариинское, села Булава, села Богородское, села Сусанино, посёлка Тыр, села Тахта и города Николаевск-на-Амуре.

«SUP-экспедиции по следам адмирала Невельского. Амур» проходит под флагом Приморского отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края, при поддержке министерства культуры Хабаровского края. Генеральный партнёр проекта — Международный аэропорт Хабаровска имени Г.И. Невельского.

Партнёры экспедиции: научно-производственная компания BASK, SUP-магазин «Третья Волна» (Red Paddle, Sunova), каяк-магазин «Ё-каяк» (Kokatat), сеть магазинов туристического снаряжения «Тибет», аптечный гипермаркет «Монастырёв.рф», рекламно-производственная компания «Лидер-Групп», дизайн-студия «Архитектор», интернет-портал о спорте и молодежных движениях Slenergy.ru.

НАШИ ПАРТНЕРЫ