В зимний Хасанский район

По уже сложившейся традиции на День защитника Отечества Уссурийское отделение ПКО РГО – ОИАК совместно со Спортивно-техническим клубом «Рубеж» проводят туристические автопробеги называемые «Февральский марш-бросок». Основная задача – знакомство с рекреационными ресурсами разных уголков Приморского края. В этом году выбор пал на Хасанский район.

На этот раз группа получилась не большая, всего семь экипажей, но по дороге присоединился ещё один. Утром 22 февраля 2021 г. мы стартовали из Уссурийска. За Раздольным присоединились друзья из Владивостока. Уже давно сложился формат самих экскурсий – по дороге рассказываем по рациям о тех местах, мимо которых проезжаем, а на самых интересных, на наш взгляд, делаем остановки.

В этот раз первая остановка пришлась на Кравцовские водопады. В замерших водопадах своя красота, наверное, поэтому они привлекают людей и летом, и зимой. Дошли до первого водопада, радостно нафотографировались, но желания пробираться дальше не возникло – то ли по причине страха потерять время, то ли морозное утро не внушало оптимизма в подъёмах по крутым ледяным тропам, то ли сочившаяся вода, промочившая уже некоторые ноги, намекала на скорейшее возвращение в тепло. После душевной фотосессии двинулись обратно к машинам. По пути встретили семью самодеятельных туристов, которые удивились нашему столь раннему визиту к водопадам, хотя, со своей стороны, мы также могли удивиться их визиту.

Следующая остановка была сделана в Барабаше. Понятно, что мимо барабашевских пирожков и чебуреков сложно проехать – не удержались и мы, но основной была вторая остановка в селе – в Визит-центре «Земли леопарда». Давно сюда не заглядывали, поэтому приятно были удивлены маленьким музеем древних и старинных вещей, собранных в окрестностях Барабаша. К ним бы ещё добавить этикетки и музейчик станет более привлекательным. Но даже и в таком виде он заинтересовал нескольких наших участников марш-броска. А вот сувенирная лавка никого не оставила в покое, благо сувениров здесь на любой вкус цвет. Прикупили себе на память что-то материальное к предстоящим эмоциям, которые собирались получить от экологической тропы.

Сотрудники сразу предупредили, что финальный участок тропы не очищен от снега, но это никого не испугало. А если передать личные ощущения от этого участка, то возникло ощущение прогулки по настоящему зимнему лесу, не тронутому рукой человека. Может быть, зимой даже есть смысл в таких вот естественных тропинках. Это так, идея вслух для сотрудников визит-центра.

Сама же тропа по-своему прекрасна. Пояснительные таблички, интересные познавательные блоки, замечательные видовые площадки, живописные мостики и удобные скамейки. В начале тропы трудно пройти без фотографии мимо фигуры леопарда. Привлекли внимание несколько упавших деревьев, видимо последние тайфуны не прошли бесследно. Вероятно, по этой причине или же из-за людского вандализма исчезли некоторые таблички рядом с растениями. Правда их заменили временные, но хочется верить, что прежняя красота будет восстановлена. А в целом – тропа принесла массу положительных эмоций и мы не пожалели об остановке здесь.

Из Барабаша направились к посёлку Приморскому. С одной стороны, это было обусловлено коммуникационной спецификой Хасанского района, в котором, по сути, одна дорога туда и обратно, поэтому стремились разнообразить путь. С другой стороны, ближе к морю тоже есть что посмотреть. В самом Приморском на постаменте можно увидеть восстановленный танк МС-1. Маленький, но легендарный танк, участник Хасанских событий в 1938 г. И пусть там катки от не менее легендарного трактора ДТ-75, спасибо умельцам, которые восстановили танк. Понятно, что оригинальные детали сегодня найти сложно или вообще не возможно, но тем на Руси и славились всегда, что любую проблему русские мужики могли решить смекалкой и руками, растущими, откуда надо. Единственное, что нам помешало на пути к танку, так это проезд под железной дорогой. Ручей наморозил хорошую наледь, и самый высокий джип у нас просто не прошёл. Пришлось вкруговую объезжать весь посёлок.

После Приморского маршрут привёл нас на бывший военный аэродром Сухая Речка – тот самый, который обстреляли американцы в 1950 г. Памятник по-прежнему ухоженный, но удивило отсутствие таблички. Ну и не удержались мы от соблазна прокатиться по бывшей взлётной полосе заброшенного аэродрома.

После аэродрома, миновав Перевозное, добрались да Безверхово. У каждого из любителей истории края свои предпочтения в Безверхово. У нас каждое приморское село по-своему уникально, но здесь уровень уникальности просто зашкаливающий. Из всего безверховского разнообразия мы сделали остановку на склепе Бринера и поднялись к памятнику М.И. Янковскому. На тропе между склепом и памятником нашли несколько фрагментов керамики раннего железного века и маленький обломок каменного топора. А через окна автомобилей на ходу осмотрели погреб Гека, фундамент дома Янковского, кедровую аллею, а также место самых первых в Приморье археологических раскопок.

Дальше наш путь лежал в Андреевку. По пути сделали санитарную остановку, где к нам присоединился экипаж москвичей с большой эмблемой Русского географического общества на капоте. В прибрежное село прибыли все вместе, где расположились на базе «Каноэ-клуб». От базы у нас остались самые лучшие впечатления.

Утром 23 февраля решили отоспаться. После сытного завтрака появилась идея прокатиться до мыса Гамова. Как обычно, сделали массу фотографий на видовых площадках над бухтой Витязь. Однако совсем не ожидали, что у сопки Змеиной на наши планы было своё мнение. Обледенелая и припорошенная снежком дорога на склонах не позволила всем автомобилям прорваться наверх. Решили оставить эту затею до теплых времен и отправиться в Посьет.

По пути заправились в Зарубино и по живописным местам вдоль берега моря вышли к Гвоздево, а затем в Посьет. Первая остановка была у местного музея. В его дворе стояли и лежали раритетные экспонаты, но сам музей был закрыт. По объявлению поняли, что день сегодня у музея не рабочий, но режим работы и дежурные телефоны сфотографировали, вдруг, кому пригодится.

Дальше направились к местному пляжу, через который можно выйти на Посьетскую пещеру – интересный археологический памятник. Строго говоря – это грот, но это не делает памятник менее интересным. На краю пляжа нам дорогу преградил приличный сугроб прямо на асфальте. Уже было собирались оставить машины и прогуляться пешком, как заметили чуть сбоку двигающийся в нашу сторону грузовичок. Развернулись, выехали на соседнюю дорогу и ахнули. Прорубленная в сугробе дорога напоминала, скорее, какой-то сахалинский или камчатский, но никак не приморский пейзаж. Бурно обсудив увиденное диво, выкатились на парковку.

Посьетский берег был противоположностью андреевскому. В Андреевке мы катались по лужам, и было относительно тепло, а море почти безо льда. Здесь же бухта Экспедиции была покрыта крепким белым панцирем, над которым дул пронизывающий холодный ветер. Некоторые из участников пробега решили, что останутся в машинах, ибо быть сегодня покорителем северного или южного полюса в планы не входило. А любознательные же любители экстрима, застегнувшись на всё, что можно, словно французы под Москвой, двинулись супротив ветра.

В самой пещере, на удивление, было не только безветренно, но и даже тепло, по сравнению с улицей. После рассказа о раскопках и фотографирования выдвинулись обратно. Пока находились в пещере, вроде бы и забыли о погоде, но как только вышли на лёд, ветер тут же напомнил, что на улице февраль.

На обратном пути почти все фотографировались в снежном тоннеле, ибо не так часто такое можно увидеть в Приморье. Может для посьетцев это обыденное явление, но для нас было диковинкой.

Дальше наш путь лежал в Краскино. Когда-то, на заре освоения края, это был самый большой населенный пункт Приморья. Но сегодня нас интересовали не только старинные здания, а, в первую очередь, сопка Крестовая с самым известным памятником Героям Хасана. Здесь тоже бушевал ветер, но серию замечательных фотографий с памятником и окрестностями, здесь сделали, наверное, все.

Сделали остановки на братских могилах, как Второй мировой, так и пограничных конфликтов 1936 и 1938 годов. Первый памятник стоит на месте погребения 658 советских воинов, погибших в августе – сентябре 1945 г. Второй мемориал включает три погребения. В первой покоится командир взвода Краскин М.В. со своими товарищами, погибшими 25 марта 1936 г. во время Хунчунского боя. Вторая могила с маленьким памятником принадлежит красноармейцу Белову С.А., погибшему в 1938 г. А в третьей с таким же памятником, как и у Краскина, похоронен старший политрук Герой Советского Союза Пожарский И.А.

После Краскино отправились в обратную дорогу. В Уссурийск прибыли в девятом часу уже по темноте.

За два дня путешествия нам удалось прикоснуться не только к красотам хасанской природы, но и к истории самого южного района российского Дальнего Востока.

Больше фото в фотоальбоме

Текст, фото: А.Л. Мезенцев,

председатель Уссурийского местного отделения ПКО РГО – ОИАК

НАШИ ПАРТНЕРЫ