Экскурсионный маршрут «Сибирская флотилия. Честь имею» представили турсообществу Владивостока

Экскурсионный маршрут «Сибирская флотилия. Честь имею» презентовали во Владивостоке. Его первыми участниками стали представители туркомпаний и экскурсоводы.  Этот проект наиболее полно раскрывает историю морского офицерства в обустройстве Владивостока. После доводки и шлифовки новая экскурсия «выйдет в свет».

Владивосток – город у моря. Здесь все говорит об этом: история, топонимика, памятники, музеи, архитектура, образовательные учреждения. И если история Сибирской флотилии берет свое начало задолго до появления Владивостока на карте России, то история города на берегу Золотого Рога фактически с самого начала тесно связана объединением военных кораблей и судов на Дальнем Востоке России.

В марте презентация этого нового для Владивостока маршрута «Сибирская флотилия. Честь имею» прошла на площадках выставок «Интурмаркет» и MITT. Интерес был налицо. Нынешняя апробация экскурсии позволит туркомпаниям понять его особенности, вписать в перечень предложения для гостей города. Стоит отметить, что экскурсия будет интересна российским туристам и иностранным, детям и взрослым. Более того, это еще своеобразная романтика (а разве море может быть без романтики), дух приключений (где из подростков не бредит дальними странами, путешествиями, открытиями, парусами) и профориентация (здесь любовь к морю и кораблям может перерасти в серьезное увлечение и стать уже поводом для выбора профессии).

Экскурсия берет начало на центральной площади Владивостока возле стелы, являющейся символом воинской славы города. И неспроста. Ведь в истории города у моря много имен и страниц, которые создали ему славу восточного форпоста России. Сама флотилия берет начало в 1856 году, база– Николаевский пост (г. Николаевск-на-Амуре). Правда, иностранцы скептически относились к этому формированию на Тихом океане – порт не имел глубоководных подходов, протяженный длительный ледостав, значительное удаление от южных районов Дальнего Востока. И в 1871 году главный порт Сибирской флотилии «переехал» во Владивосток. И уже через год Владивосток стал основным пунктом базирования флотилии, в составе которой насчитывалось около 20 кораблей. Корабли Сибирской военной флотилии несли дозорную службу, проводили гидрографические работы, основывали военные посты на побережье Японского моря.  В 1875 году Владивосток официально было объявлен городом, ему был присвоен греб, на котором тигр (хозяин тайги) держал за рымы два скрещенных золотых якоря. Герб символизировал неразрывную связь Владивостока с флотом, мореплаванием. Тогда же началось планомерное гидрографическое изучение дальневосточного побережья. Специально созданная организация занималась прежде всего составлением точной карты залива Петра Великого и обобщением результатов произведенных ранее обследований и съемок побережий.

Многие во Владивостоке прекрасно знают про мыс Назимова. Но не все в курсе, что свою судьбу связали с Приморьем трое Назимовых. Это не однофамильцы, а братья.  Старший, Николай – российский контр-адмирал, исследователь Тихого океана. Средний, Павел – русский мореплаватель, адмирал, кругосветный путешественник, исследователь Тихого океана. Его имя носит маяк на острове Назимова в заливе Посьета и коса в бухте Рейд Паллада, а так же бухта на острове Путятина, Младший, Константин – русский мореплаватель, принимал участие в гидрографических работах в Японском море и работах по изучению русского побережья Тихого океана, после чего вернулся на Балтику. Его именем названы мыс и полуостров в заливе Петра Великого.

В 1904 году во Владивостоке появилась первая подлодка. Далее во Владивосток начали прибывать еще субмарины. Их конечной точкой базирования был Порт-Артур, но капитуляция грянула раньше, чем подлодки успели достичь пункта назначения. Поэтому и перенаправили их во Владивосток. На начало 1906 года в отряде Владивостокского порта числилось 13 единиц, но их мощь и возможности были оценены уже намного позже. После окончания русско-японской войны Сибирская флотилия была единственным военно-морским формированием России на Дальнем Востоке.

Маршрут включает в себя достопримечательности города, посещение которых даст возможность лучше узнать историю Сибирской флотилии: Корабельная набережная, ул. Петра Великого, Владивостокский порт, Экипажная, Офицерская и Матросская слободки, здания морского собрания, Штаба флотилии и управления Владивостокского военного порта, памятники адмиралу Геннадию Невельскому, шхуне «Крейсерок», генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому, место бывшего ипподрома, нынешний музей ТОФ и т.д. У каждого здания интересная история. Где-то размещались чайные для офицеров и матросов, где-то экипажи кораблей хранили свои судовые библиотеки, где-то впервые прозвучал знаменитый вальс «Амурские волны». А топонимика? Бухты Аякс, Патрокл, Улисс, Аякс, Парис, залив Диомид? Древнегреческие названия появились на карте Владивостока с легкой руки одного из первых картографов побережья Приморья Василия Бабкина. В честь наименований бригов, входящих в состав российского флота, и были названы бухты в городе. И именно Бабакин озвучил необходимость устройства маяков и прочих знаков навигации вблизи Владивостока.

Наименования улиц – тоже не пустой звук. Именем Евгения Бурачка, который был начальником военного поста, названы улица и сопка. Будучи первым командиром поста, он налаживал жизнь, службу и быт первых его обитателей. В его «багаже» четыре иностранных языка, в т.ч. и китайский, довольно приличные знания в области медицины и инженерные навыки. Именно при нем Владивосток стал порто франко на долгие 50 лет. В 1911 году сюда приехал его сын – Владимир, он подал прошение о службе на Дальнем Востоке.

Одна из улиц дальневосточной столицы носит имя Алексея Шефнера, командира транспорта «Маньчжур». Именно под его руководством в июне 1860 года с борта парусно-винтового судна была высажена на берег команда для строительства поста Владивосток. Ну а модель транспорта «Маньчжур» венчает ростральную колонну при въезде во Владивосток. Или Николай Шкот – под его руководством развернуто первое русское поселение на территории Южного Приморья. Его именем названы полуостров и остров, село и район.

Острова Русский и Попова разделяет пролив Старка. Это настоящее царство морских обитателей. На дне много морских звезд, ежей, мидий, гребешка, трепанга. Но сам пролив носит имя адмирала Георгия Старка, прошедшим все войны начала ХХ века – Русско-японскую, Первую мировую и Гражданскую. Он стал последним российским моряком, ушедшим в плавание под бело-голубым Андреевским флагом. И спустил его лишь в 1923 году – на Филиппинах, куда, не желая служить новой стране под названием СССР, увел остатки Сибирской флотилии. Но на самом деле перечень объектов, географических названий, историй и имен намного внушительнее.

Инициаторами и создателями этого маршрута выступили представители секции экскурсоведения и краеведения приморского отделения РГО ОИАК совместно с приморскими туроператорами и при поддержке ТИЦ Приморья.

«Экскурсионная программа посвящается судьбам морских офицеров и кораблям, на которых они служили России. В задачи «Сибирской флотилии» в разные годы входили дипломатические миссии, охрана лежбищ морских котиков, возведение постов, ставших впоследствии городами. Военные моряки проводили гидрографические работы, называли и описывали заливы, острова, проливы, бухты и мысы тихоокеанской береговой линии. Походы и подвиги моряков «Сибирской флотилии» – яркая страница Тихоокеанского флота. Экскурсия будет жить в нашем городе, где живут имена тех, кто здесь служил, кто формировал славу восточного форпоста России», – считает председатель секции краеведения и экскурсоведения ПКО ВОО РГО-ОИАК и руководитель туристско-информационного департамента Дарья Гусева.

Стоит добавить, что у этой экскурсии есть «фишка». Это не просто знакомство с историческим прошлым города. Это еще и краеведческий филатур- маршрут. Его отличие от обычного в том, что во время его прохождения каждый участник сможет заказать себе филателистический набор, состоящий из марки-виньетки, почтовых карточек со спецштемпелем и 3D деревянные марки-виньетки, посвященных историческим событиям и объектам туристического показа на маршруте. Данные сувениры оснащены QR-кодом с подробным описанием для дальнейшего изучения истории достопримечательностей.

«Экскурсия будет интересна почтовым включением: полиграфические почтовые конверты, специальные почтовые карточки, открытки и марки со штемпелем. Сейчас это все в стадии разработки. И максимум через пару месяцев будет итоговая версия филателистических комплектов. Мы обязательно познакомим с этим наш турбизнес. А наличие QR-кода позволит добавить больше интересной информации. Пока она будет на русском языке, но потом сделаем ее на нескольких языках. Так что у всех появится дополнительная возможность знакомства с материалом», – рассказывает один из организаторов мероприятия Валерий Сушков.

«Хорошая тема, хороший маршрут. У нас уже есть настоящий «кластер» Сибирской флотилии. Ведь весь исторический центр Владивостока – это и есть история Сибирской флотилии, и очень правильно начинать здесь свой рассказ. Уверен, что экскурсия будет интересна всем независимо от возраста, российского региона или страны, откуда приехал гость. А детям это тем более будет интересно – корабли, боевая техника, видовые площадки…. И нужно поймать этот момент, когда они охотно путешествуют с родителями и впитывают информацию об истории своей страны. Информации хватает, но в дальнейшем в процессе работы с этим материалом, могут появиться какие-то дополнения, будет все шлифоваться. Владивосток знаменит своими училищами – это Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. Макарова и Морской государственный университет им. Невельского. И очень важный нюанс – эта экскурсия может стать своеобразной профориентацией для сегодняшних подростков, желающих связать свою судьбу с морем», – отметил председатель сообщества независимых экскурсоводов Владивостока и действительный член Общества изучения Амурского края Виталий Козько.

«И тема интересная, и маршрут интересный. На всем протяжении экскурсии чувствуется масштаб России, страна-то огромная, ее мощь. Экскурсия хороша для патриотического воспитания молодежи, а то часть чужим восхищаемся, а про свое ничего знаем. Ведь все эти люди, о ком идет речь – это гордость Владивостока, Приморья, Тихоокеанского флота, нашей страны. Они не только открыли это место, они его развивали, создали основу для того, что мы сейчас имеем. Конечно, эту экскурсию возьмем в работу. Приближается лето, каникулы, отпуска, туристы поедут. Думаю, что это будет интересно не только местным, но и гостям из западных регионов России. Имена и названия перестанут быть безликими, люди будут понимать, что же это за город Владивосток, и каковы восточные рубежи России», – считает Наталья Сорокина, директор компании «Дальинтурист».

И еще один интересный момент – новая экскурсия уже переплелась с историей русского самовара. Чайные для матросов, чаепития в офицерском собрании – это понятно. Но как оказалось, что летом минувшего года на выставке старинных самоваров из частной коллекции семьи Гетмановых (прим: Александр Гетманов – президент международного клуба культурных инициатив «Русский самовар») организаторы через специальную анкету устанавливали с гостями обратную связь. Анализ результатов анкетирования показал, что многим гостям города было бы интересно получать на руки буклет с информацией о приморских объектах показа, чтобы потом рассказывать другим историю достопримечательностей региона. Итог следующий: карманная-карта буклет готова, она уже начала свою жизнь. Ну а экскурсия про Сибирскую флотилию с лета этого года будет заканчиваться в музейно-выставочном комплексе «Русский самовар», который скоро откроет свои двери. Это будет еще одна интересная страница истории Владивостока.

По материалам сайта prim-travel.ru

НАШИ ПАРТНЕРЫ