К 120-летию со дня гибели вице-адмирала С.О. Макарова

Председатель ОИАК попросил меня написать несколько строк по поводу памятной даты 120-летия гибели Командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала Степана Осиповича Макарова 31 марта 1904 года по ст. ст.  при подрыве на японской мине эскадренного броненосца «Петропавловск».   Я согласился, но о чем написать? Макаров это такая всеобъемлющая личность, что двух страниц повествования о нем, конечно не хватит. Можно было бы рассказать  о проведении  нашей  экспедиции  по поиску останков эскадренного броненосца «Петропавловск» в 2011 году в Люй-Шуне (бывший Порт-Артур), можно было бы в очередной раз перечислить все достижения С.О. Макарова в военной и научной части, можно было бы просто перечислить все корабли, на которых он проходил службу,  можно было бы упомянуть и о том, что С.О. Макаров предсказал войну с Японией сначала за 17 лет, потом за пять, а  за день до её начала сказал  – Завтра, но его никто не услышал ни в первый, ни во второй, ни в третий раз, и начало войны проспали, подарив японцам крейсер «Варяг». Я решил просто порассуждать о том, чего С.О. Макаров точно бы не допустил или постарался не допустить в наши дни.   В центре внимания здесь, конечно, родной для дедушки Макарова и для меня Тихий океан и его Флот.

Бывая иногда в кабинете командующего флотом с времен адмирала Фёдорова В.Д., и, в очередной раз, оказавшись там, при командовании флотом адмирала Авакянца С.И., меня кольнуло то, что портрет С.О. Макарова отсутствовал на своем месте. Его заменили на портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова. Потом, как –то в личной беседа Сергей Иосифович поведал, что он не признает ни Макарова, ни его лозунг «Помни войну». Не мне оценивать деятельность командующего флотом, но думаю, довести флот до такого состояния, в котором он оказался в наши дни, невозможно усилием одного человека, здесь надо было поработать группе товарищей. Меня сразу же попытаются обвинить в непатриотизме, но мы оставим эти заявления на совести патриотов-крикунов в лакированных ботинках.  Почему я вспомнил о ботинках?  Да именно потому, что эти деятели и форму морскую, которая не менялась почти 300 лет, умудрились испохабить.

Так чего бы не допустил С.О. Макаров? Приведу только минимум примеров, а продолжить может каждый, для кого Флот –это не пустой звук.

1. Сосредоточение такого колхоза разнородных сил в б. Улисс, при соседстве с крупнейшей яхтенной мариной во Владивостоке, и в придачу, с судостроительным заводом и каким-то еще странным предприятием, на мой взгляд, это безумие.   Как вы думаете, сколько будет стоить операция противника, по запиранию всей этой «армады» в улисской луже?  Вероятно, не более 500 долларов. А почему, сами порассуждайте. Да, кстати, на противоположном берегу этой военно-развлекательно-судостроительной гавани часть побережья отторгнута от флота под зерновой терминал, слава Богу, что спасателей не тронули.  Экспорт зерна –это сейчас более модно, чем развитие флота. Думаю, что дедушка Макаров, перевернулся бы на дне, узнав про такое.

2. Базирование флота. Если пойти с севера на юг по побережью, от м. Шипунский до о. Скрыплёва из военно-морских баз и пунктов базирования уцелели только Рыбачий, Петропавловск и Стрелок. Знающие люди понимают, о чем я говорю.

3.  Состав флота. Силы флота ни по составу, ни по возрасту кораблей, ни даже по их количеству, давно уже не играют в высшей лиге на Тихоокеанском региональном направлении. Даже в довоенные годы и пунктов базирования и кораблей на флоте было больше, как и судостроительных мощностей. Войну мы встретили при количестве подводных лодок более 70 ед., а сейчас сколько?  Коснусь еще одного класса кораблей для примера. Силы противоминной борьбы, которые на флоте по старинке называют ПМО, пользуясь морально устаревшей классификацией, сейчас составляют примерно 5% от требуемых, да и то, пополняются кораблями пр. 12700, которые автор считает плавающими уродцами, ввиду их низкой эффективности. Перегоняются они на восток из единственного в России судостроительного завода, способного их строить, Северным морским путем и не каждый год.  При этом не так уж давно у Дальзавода оттяпали единственный современный цех, способный заниматься судостроением, и в котором можно было бы легко строить корабли пр. 10750, быстро закрыв задачу укомплектования флота современными тральщиками. Зато, сейчас в этом цеху разместилось предприятие «Солерс» - по сборке японских автомобилей, уходящих в западные регионы страны.

Я оттенил противоминную тематику потому, что до меня по поводу боеспособности нашего Флота все было сказано в двух статьях «Беда на Тихом океане» – издание «Независимое военное обозрение» 21.10.2021 автором Александром Храмчихиным, но в статьях была упущена, к сожалению, эта составляющая, а именно ей С.О. Макаров уделял особое внимание, вот что он думал по этому поводу:

«Никакие средства, никакие затраты на развитие минного дела не считаются чрезмерными. По моему мнению, в будущих войнах минам суждено играть громадную роль».

А теперь о главном. Степан Осипович всю свою службу боролся с тем, что процветает в наши дни.  Главный бич развития флота — это коррупционно-корпоративный метод его формирования, основанный на самообмане и очковтирательстве.  Прикрываясь, якобы, отсутствием финансирования, мы научились хорошо врать. Врем себе, врем народу и Президенту тоже врем, а к чему это приводит, стало ясно из опыта СВО на Черноморском флоте, которому Степан Осипович также отдал многие лета своей безупречной службы.

Напоследок хочу привести отрывок из сценария к фильму «Первый командующий», который нам не позволило окончить военно-политическое руководство Тихоокеанского флота по каким-то особым соображениям:

Россия - Матушка, когда же ты поймешь

Что есть в твоей святой земле пророки

Тогда, наверное, когда ты извлечешь

Войны проигранной кровавые уроки                                   

 

Владимир Карташев, член ПКО РГО – ОИАК,

директор Морского поисково-исследовательского

центра Тихоокеанского флота «Искра»

НАШИ ПАРТНЕРЫ