27 марта - Всемирный день театра. Роль детей в становлении театра для детей – ТЮЗ в СССР и во Владивостоке.

Введение

Я очень люблю бывать на представлениях Приморского драматического театра молодежи. Всегда с любопытством наблюдаю за происходящим. Так и хочется переместиться в ту сказку, которую артисты сейчас разыгрывают на сцене. Раньше он назывался ТЮЗ. Ну, конечно, у меня появились вопросы по поводу этого театра. Как и когда появился театр? Что обозначает слово ТЮЗ? Ведь с него и начинался молодежный театр. Материалы, искала в Интернете, старых газетах, документах, хранящихся в музее имени В.К. Арсеньева. 

В 2016 году в городе Владивостоке праздновали 70-летие ТЮЗа.

В 1946 году Решением исполкома Приморского Совета депутатов трудящихся № 642 от 13 июня 1946 года был организован Приморский театр юного зрителя, и уже 31 января на сцене Клуба моряков был сыгран первый спектакль «Как закалялась сталь» Николая Островского. За годы работы спектакль был поставлен трижды и стал визитной карточкой театра. От этой даты руководители современного драматического молодежного театра и ведут отсчет: сколько лет театру. Но по информации, полученной из литературы, во Владивостоке театр юного зрителя возник значительно раньше, а именно он возник в 1930 году и назывался Детским театром. Он был любительским коллективом, руководил им Борис Мильман. А уже в 17 июня 1935 года управлением Театрально-зрелищными предприятиями Дальневосточного края было выдано удостоверение Вячеславу Даниловичу Колбину, который был назначен директором Театра Юного Зрителя. В 1939 году театр был включен в государственную сеть, а его труппа пополнилась профессиональными актерами. В сезон 1938-1939 гг. коллектив работал как филиал Краевого драматического театра им. Горького, а в 1940 году снова стал самостоятельным, где главным режиссером был И. Самбуров. Великая Отечественная война заставила провести перестройку театральной сети. Из-за отсутствия помещения работа театра юного зрителя временно была приостановлена до 1946 года.

Что обозначает аббревиатура ТЮЗ, хорошо знают наши родители. ТЮЗ – Театр Юного Зрителя. А почему первое название было Детский театр?    

Датой рождения Детского театра считается 1918 год.  Впервые в СССР, возможно, в истории мировой культуры, возникли театры для детей (до этого существовали: детские утренники, домашние и школьные спектакли). Главное, их включили в государственную систему учреждений, осуществляющих комплексное воспитание в коммунистическом духе. Позже в Париже была создана Международная ассоциация театров для детей (АССИТЭЖ). Самое удивительное это то, что и в стране и, во Владивостоке детские театры создали дети.

Цель моего исследования: восстановить роль детей в становлении театров для детей и ТЮЗов.

Задачи исследования: сбор архивного материала, сведений в СМИ, изданиях книг.

Основная часть. Создатель первого детского театра.

Создателем первого детского театра, притом музыкального была юная Наталия Сац! Советский театральный режиссёр, первая в мире женщина - оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, премии Ленинского комсомола. Родилась 27 августа 1903 г., в городе Иркутске.

Наталия Ильинична Сац родилась в семье композитора Ильи Александровича Саца и оперной певицы Анны Михайловны Щастной.

В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Илья Сац тесно сотрудничал с Художественным театром, в 1906 году стал заведующим музыкальной частью, — друзьями дома были К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, В.И. Качалов и другие артисты МХТ, а также композитор Сергей Рахманинов.

Наташа Сац играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила музыкальное образование — в 1917 году окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.

Весной 1918 года 15-летней Наташе предложили поработать в театрально-музыкальной секции Моссовета (Темусек). Наташа думала, что ей дадут работу гардеробщицы или секретаря. Однако ей предложили создать и возглавить детский отдел Темусека.  Задачей Наташи было организовывать по одному утреннику в каждом их 11 районов Москвы каждое воскресенье.

Осенью 1918 года Наташе удалось открыть Детский театр Моссовета в помещении бывшего театра миниатюр. Это было сенсацией: отдельные спектакли для детей до революции еще ставились, но вот специального театра не было. 15-летней девочке удалось выбить в Моссовете 20 саженей дров, которые тогда были на вес золота, починить крышу. И все равно репетировать пришлось в шубах и валенках. Театр просуществовал два года, но его закрытие не выбило Наташу из колеи.

В 1919 году Наташа добилась у наркома просвещения Анатолия Луначарского, чтобы все билеты в Большой театр бесплатно распространялись среди детей. Нельзя сказать, что администрация была этому рада: в бархатные ложи приходили дети из разных социальных слоев, зачастую грязные и невоспитанные, были и беспризорники. Они далеко не всегда понимали смысл спектакля. И тогда Наташа (сама одетая с бору по сосенке – красное шелковое платье с кружевным воротником и полученные по ордеру валенки сорокового размера) поднялась на сцену и произнесла вступительное слово. С тех пор это стало традицией во всех театрах, где она работала. Весной 1921 г. Наташа «захватила» пустующее здание кинотеатра «Арс» на Тверской, 61, и добилась у Луначарского, чтобы его передали ей под новый театр для детей. Уже осенью там вышли первые спектакли. Об атмосфере в новом театре говорит такая деталь: Наташе удалось убедить рабочих сцены, что в детском театре ругаться нельзя, и они в разговорах заменили привычные «определения» именами героев спектакля: «Молчи, Пиноккио несчастный!» Театр был дотационным, к тому же, после спектаклей с маленькими зрителями, надо было приводить зрительный зал в порядок, и работники «Арса» хотели выселить театр. Наташа обратилась к знаменитому публицисту Михаилу Кольцову, он напечатал в главной газете страны «Правда» фельетон «Дети смеются» (1927), в котором доказал, что приобщение детей к культуре важнее прибыли.

В те годы ранней карьерой нельзя было никого удивить: люди смолоду становились самостоятельными. 14-летние мальчишки, например, командовали полками. И все-таки 15-летнему режиссеру понадобилась немалая воля, чтобы не сломаться. Когда Наташа еще работала в Темусеке, ей приходилось уговаривать артистов выступать перед детьми рабочих. Высокомерные артисты не стеснялись взять «заведующую детским отделом» за подбородок, сказать: «это дело поручили вам, так как вы еще сами не вышли из детского возраста». А она по тем временам, действительно считалась ребенком (тогда возрастом совершеннолетия считался 21 год). Когда в 1923 г. Московский театр для детей стал выходить из сметы, Наташа пошла в банк, чтобы получить кредит. Ей отказали, потому что ей было всего 19 лет с половиной, а векселя давали только совершеннолетним. Еще летом 1913 г. Наташа с мамой и сестрой отдыхали на Днепре вместе с известными артистами: Константинром Станиславским, Евгением Вахтанговым. Однажды Вахтангов устроил театральное представление, Наташа ему помогала. И Евгений Багратионович сказал: «Жаль, что ты девочка. Из тебя бы вышел режиссер». Но тогда женщин-режиссеров не было. Однако вскоре произошла революция, которая смела многие предрассудки. Наташа Сац это доказала, став режиссером, ее даже приглашали в Германию.

Как все начиналось

В 80-х годах прошлого столетия, когда пионеры начали поисковую работу, были еще живы артисты довоенного театра для детей. Вот что рассказывал ребятам артист рыбацкого ансамбля Глеб Смехов. Однажды к ним в школу №9 пришел молодой человек, стройный, черноволосый, с глазами, горящими выдумкой. Звали его Борис Мильман. Он собрал после уроков группу ребят, сел на стул и показал, как едет шофер на старом грузовике по разбитой дороге. а потом он был мушкетером, а потом… А потом все заразились игрой в перевоплощение.  В первый же год - грандиозный успех на городском конкурсе школьных спектаклей, жюри… не присудило им места. Строгие члены жюри просто развели руками и сказали: «Вы были вне конкурса». В 1930 году уже было немало Детских театров, и ребята решили создать свой театр. Эту идею поддержи в городском отделе образования. Но денег выделили мало, мол «полагайтесь на собственный энтузиазм».

Началась перестройка сцены в школе №1, появился репетиционный класс для занятий танцами.  Из самодеятельности от «синих блуз» пришла рабочая молодежь, при музыкальном техникуме открылся театральный класс. Известно, что 14 выпускников этого класса после вошли в труппу театра. Велось выявление талантливых ребят, организовывали драматические кружки, проводили с ними занятия.

Те, кто слышал о довоенном ТЮЗе, детском театре, считают его чисто самодеятельным. На самом деле работа всех детских театров, создаваемых в СССР строилась так, что на сцене играли и дети, и взрослые. В музее имени В.К. Арсеньева хранятся документы, вырезки из газет переданные женой директора ТЮЗа Вячеслава Колбина. Вот одна заметка (название газеты не указано). «В крае (в то время Приморье входило в Хабаровский край) три театра Юного зрителя: самый старый во Владивостоке – 4 года, второй в Охе - 3 года, самый молодой в Хабаровске – 4 месяца.  Создан по инициативе ГК ВЛКСМ. Коллектив - из учащихся школ (Цсивицкий, Яншин), школьных драм кружков, 5 профессиональных артистов Корольков, Майдаников, Абашеева, Платонова, Запаров - худрук из Московского художественного театра им. Корш, работник МТюза. Участница последнего спектакля 7-летняя Аня Повринцувя, 8-леняя Роля Дягтяр, 10-летняя Мла Дягтяр. Отмечают 15-летнего Исаака Мазура, Юрия Бахтенко. Первый спектакль «Путь далекий» Николая Шестакова, 8 августа в театре. А.Л. Фролов».

Но как рассказывали, ветераны- актеры, с кем удалось побеседовать в 70-80-х годах прошлого века, то во Владивостокском детском театре, ТЮЗе дети работали не только актерами, но и костюмерами, бутафорами. Даже была такая серьезная секция, как «изучение реакции зрителей».

Много лет спустя, зимой 1984 года, юные театралы, Владивостокские школьники собрались в Доме актера и убедились, что на самом деле существовали когда-то в городе Детский театр. Что подтверждал и профсоюзный билет, выданный 12-летнему школьнику Глебу Смехову, рабочий стаж которого на сцене значился аж с 10 лет.  У Глеба Игнатьевича была и фотография, когда детский театр ехал в Хабаровск на слет пионеров. Они успевали все: совмещать учебу в школе, играть и работать в театре ездить на путину, где днем работали, а вечером давали спектакли.      

Помещения у театра не было. Скитались по рабочим клубам, пионерским лагерям, выступали в школах. Как писала в 1936 году газете «Красное знамя» Т. Строев, «За пять лет театр обслужил более полумиллиона детей и всегда пользовался успехом… Посещаемость спектаклей всегда высокая, ребята любят театр. Но театр не может развернуть настоящую воспитательную работу». Директор ТЮЗа Нил Колбин (Вячеслав Данилович) неоднократно писал в газете «Красного знамя» о бедах театра. Но театр, в котором играли молодежь и дети, с молодым задором продолжал работать, и только война оборвала все планы. Ну, а Глеб Игнатьевич, как и многие мальчишки Владивостока, мечтавший стать моряком, сумел объединить обе страсти - театр и море, и осуществить свою мечту-сказку – увидеть Антарктиду. Когда он встречался с детьми, он был артистом рыбацкого ансамбля «Волна».

Другому юному артисту Ярополку Лапшину справка о том, что он два года играл в Театре юного зрителя, пригодилась при поступлении в 1938 году во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Играл он с восьмого класса. Ему довелось играть, в том числе, и в классических комедиях Лопе де Вега и в спектакле «Любовь Яровая» по одноименной пьесе Константина Гренева. После окончания ВГИКа его направили в Свердловск, где он проработал более 50 лет на Свердловской киностудии, снял более 20 фильмов, экранизировал для телевидения роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» (4 серии, 1968 г.); снял фильм «Приваловские миллионы по роману Мамина –Сибиряка; «Дым отечества» (1980), «Демидовы» (1983). Многие работы режиссера были отмечены высокими наградами на различных конкурсах, сам Ярополк Лапшин был удостоен многих почетных званий: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), Народный артист РСФСР (1989), целый ряд орденов и медалей.

Ярополк Лапшин-академик Академии киноискусства «Ника» и «Золотой орел», был первым секретарем Уральского отделения Союза кинематографистов. С 1981 года был секретарем правления СК РСФСР. Много лет являлся членом комиссии по Государственным премиям РСФСР.

Он стоял у истоков создания Екатеринбургского государственного театрального института. В 1985 году, когда открылся вуз Лапшин был одним из первых мастеров, набравших курс студентов по специальности «Актер драматического театра и кино». 

Актуальность темы

А какова судьба директора ТЮЗа Вячеслава Даниловича (Нила) Колбина? В архивных документах музея имени В.К. Арсеньева, рядом с удостоверением директора ТЮЗа, его статьями о проблемах театра, хранятся и другие газетные статьи, и документы. Нил Колбин обращался в Москву в Наркомпрос РСФСР, в ЦК ВЛКСМ и т.д. Он писал: «Во Владивостоке 23 тысяч детей не имеют ни одного внешкольного учреждения, если не считать, влачащего жалкое существование городского ТЮЗа и городской технической станции. Необходимо поддержать требование Приморского обкома ВЛКСМ о строительстве в 1935 году в городе Владивостоке детского дворца, в котором сосредоточить всю культурную, внешкольную работу… в крайнем случае передаче кинотеатра «Арс»».  Во все свои проекты Н. Колбин включал театр. И он добился. Вначале пришла правительственная телеграмма о передаче бывшего дома губернатора для организации Дома пионеров и школьников, а затем командировки в проектные институты Москвы и Ленинграда.  Построить Дворец пионеров во Владивостоке не удалось. Планам помешала война. Сегодня по адресу Океанский проспект № 43 расположен Центр детского творчества с театральным корпусом. Здесь ежегодно проходят фестивали детских театров «Театр – восьмое чудо света!».

 И моя работа должна помочь сохранить всю историю рождения в нашей стране Детских театров – ТЮЗов, тем более такой замечательной истории, страницы которой создали дети.

Выводы:

1.        В 1918 году впервые в СССР, возможно, в истории мировой культуры возникли театры для детей

2.        Создателем первого детского театра, притом музыкального, была юная Наталия Сац, которой в то время было всего 14 лет.

3.        В 1930 году, во Владивостоке создается детский театр, в котором играли дети и взрослые.  В 1935 году театр стал называться ТЮЗом.

4.        В связи с началом Великой Отечественной войны, осенью 1941 года театр расформировали.

5.        31 декабря 1946 года спектаклем «Как Закалялась Сталь» Николая Островского ТЮЗ возродился вновь.

6.        Я попыталась восстановить забытые страницы уникального театра, где дети были хозяевами своего театра.

7.        Актуальность темы. Ежегодно в Центре детского творчества города Владивостока проходит фестиваль детских театров «Театр –седьмое чудо света». В самом Центре есть великолепный театр на 500 мест.

8.        Мы должны знать историю, чтобы выбирать из нее самое лучшее.

9.        В Центре детского творчества должны идти спектакли детей.

 

Диана Камоевна Симонова, клуб «Юный краевед»,

МБОУ СОШ № 35, 4-Б класс,

Руководитель: Шафигуллина Гульнара Фаридовна,

Куратор: Новик Алла Самаровна

 


Наталия Сац! Советский театральный режиссёр, первая в мире женщина - оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. Народная артистка СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, премии Ленинского комсомола.


Ярополк Лапшин, главный режиссер Свердловской киностудии, школьником играл во Владивостокском детском театре. Снял более 20 фильмов, экранизировал для телевидения роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» (4 серии, 1968 г.); снял фильм «Приваловские миллионы по роману Мамина –Сибиряка; «Дым отечества» (1980), «Демидовы» (1983).


Приморский краевой театр молодежи


Здание, где жил губернатор Приморского края, в котором был городской Дом пионеров и школьников.


Театральный корпус Центра детского творчества Владивостока