Приморское краевое отделение

Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» – Общество изучения Амурского края (ОИАК)

 

690091, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 4  

 Тел./факс 226-81-93, эл. почта: oiak@bk.ru

К вопросу о подводном культурном наследии.

 

Основная задача конференции - обсуждение путей сохранения Морского наследия в музеях страны.

Сначала определимся что такое Морское наследие. На сайте Морского наследия России (http://www.maritime-heritage.ru/) находим расшифровку этого понятия:

ПОД МОРСКИМ НАСЛЕДИЕМ ПОНИМАЕТСЯ:

Культурное наследие (движимые и недвижимые материальные объекты):

    1. морские памятники и мемориальные комплексы (морские храмы, святилища, мемориальные памятники, бюсты, стелы, захоронения и.т.д.);
    2. морские музеи и корабли-музеи, исторические, традиционные суда и их реплики;
    3. исторические фортификационные сооружения, порты, исторические маяки и гидротехнические сооружения;
    4. достопримечательные места (исторические поселения, исторические водные пути, места сражений, дислокации войск и ставок, ведения переговоров, связанные с морской историей и морской славой, места, связанные с историей освоения новых территорий и с жизнью выдающихся мореплавателей и первопроходцев);
    5. места кораблекрушений и объекты подводной археологии, элементы морского культурного ландшафта, связанного с традиционным природопользованием, морские исследовательские станции с районами их исследований, морские коллекции, архивные и библиотечные собрания.

 

Культурное наследие (нематериальное наследие):

    1.  морские традиции
    2. судостроение, мореплавание и природопользование, традиционные знания, технологии и навыки
    3. историческая память, фольклор, обряды,
    4. морское наследие в культуре и искусстве,

 

Природное наследие (морские и приморские уникальные природные объекты):

    1.  исторически значимые и/или особо охраняемые территории (акватории), острова и прибрежные территории,
    2. охраняемые виды животных и растений.

 

В Морское наследие входит и понятие "Подводное культурное наследие", которое Нам очень интересно. Именно на стыке понимания дайвинга, как общественного явления, и подводного культурного наследия, как частице истории нашей страны, надо строить будущие исследования. Исследование затонувших объектов, разработка вариантов использования наиболее интересных и ценных из них - задача, которую необходимо перекладывать на плечи общественности и общественность с удовольствием займется этим. В этой ситуации государство не должно оставаться в стороне, ведь серьезные проекты по сохранению Морского наследия требуют ресурсов, и чем более амбициозен проект, тем большее количество ресурсов требуется на его выполнение. 

Надо отметить что в действующем законодательстве РФ не закреплено ни понятие "Морского наследия", ни понятие "подводное культурное наследие". Первым этапом в процессе формирования комплекса правовых норм по защите подводного культурного наследия в России видится законодательное закрепление понятие "подводное культурное наследие". И опираться в этом надо на конвенцию об охране подводного культурного наследия ЮНЕСКО, принятой в ноябре 2001 года.
 

Для того, чтобы понять о чем идет речь, рассмотрим основные моменты конвенции, ее основные принципы.

- запрет на эксплуатацию подводного культурного наследия в коммерческих целях;

- обеспечение государствами-участниками должного уважения ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах;

- сохранение государствами-участниками подводного культурного наследия на благо человечества;

- принятие государствами-участниками, в зависимости от обстоятельств по отдельности или совместно, в соответствии с конвенцией и международным правом всех надлежащих мер, необходимых для охраны подводного культурного наследия, используя для этого наилучшие имеющиеся в их распоряжении практически применимые средства в зависимости от своих возможностей;

- рассмотрение возможности сохранения подводного культурного наследия in situ (на своем месте) до разрешения любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, или до начала осуществления такой деятельности в качестве приоритетного варианта;

- поощрение ответственного и безвредного доступа с целью наблюдения и документирования in situ подводного культурного наследия в целях информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда такой доступ не совместим с его охраной и управлением.

К сожалению, основные морские державы конвенцию не ратифицировали. Причина проста. Там, на дне морей и океанов, находятся сокровища, стоимость которых просто трудно посчитать. А владельцев этих богатств будут находить в международных судах.

Вот наглядный пример такой ситуации:

"Шхуна «Фрау Мария», которую российские исследователи пообещали поднять со дна моря еще в 2010 году. В трюмах этого корабля лежат шедевры живописи, принадлежавшие Екатерине II и предназначенные для Эрмитажа.

«Стоимость этого груза близка к 1 миллиарду долларов.Но на корабль и груз заявляют свои права сразу несколько государств. Финляндия, в чьих водах лежит судно, Швеция –тогда это были ее территориальные воды, Голландия, которой принадлежал корабль, и Россия, куда направлялся груз. Хотя достоверно известно, что он предназначался Эрмитажу, шедевры купила наша императрица Екатерина II, за все вещи было заплачено». (http://vz.ru/society/2008/12/13/238443.html)

 

Остается добавить следующее - для целей Конвенции "Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

В настоящее время Российская Федерация не является участницей Конвенции 2001 года и в действующем законодательстве не регламентированы вопросы охраны подводного культурного наследия.  Но ассоциация "Морское наследие России" готовит документы по Морскому наследию, которые, будем надеяться в скором времени вступят в силу и будут работать на всей территории нашей страны.

На сегодняшний день основным источником информации о находящихся под водой артефактов различного рода является деятельность аквалангистов. Во время погружений они нередко сталкиваются на дне с археологическими памятниками. Охрана, консервация и управление таким памятниками открывают новые возможности для исследований, а также использования памятников в образовательных и культурных целях.

Одиночные находки, такие как якоря, керамика, пушки и прочее, найденные под водой, из-за риска их расхищения поднимаются на поверхность, сопровождаясь указанием точных обстоятельств обнаружения и гарантией, что они точно являются единичными находками на этом месте.

Раскопки же кораблей и их груза представляют из себя более сложную задачу. Подъем и экспонирование древних судов представляют из себя сложную и дорогостоящую задачу. Настолько, что во многих случаях проще провести спасательные работы, поднять груз, а корпус оставить на дне. При этом, если корпус решено оставить на дне, ученые должны озаботиться возможностью его защиты от внешних факторов, основным из которых является разграбление и растаскивание "на сувениры".

Многие страны имеют законодательную базу, которая позволяет археологам включать области, содержащие подводные археологические объекты, в реестр охраняемых государством территорий и вводить специальные регламенты, запрещающие судоходство на данной акватории.  Можно сказать что по охране и управлению подводным культурным наследием накоплен богатый опыт, который и хотелось бы рассмотреть. 

В Италии на протяжении более чем 20 лет Министерство окружающей среды основало 15 природных морских заказников с целью расширения функций и консервации богатого берегового и морского подводного наследия. В отношении судна, найденного в Италии в порту острова Giglio для противодействия постоянным вторжением аквалангистов на место крушения была установлена кабельная система телевидения. Изображение с подводных камер постоянно транслируется в береговой офис и в местный отель, где постояльцы в реальном времени могут наблюдать останки кораблекрушения. Глубина на месте - 38 метров.

Так на базе одного из морских заказников была создана морская исследовательская лаборатория университета Палермо. Основная задача которой - координация всей научной и культурной деятельности, связанной с морем. Интерес к подводной археологии и бум в сфере туризма подтолкнули создать открытую археологическую школу в Устике, где каждое лето проводятся занятия по подводной археологии. Туристы на острове могут посетить лекции по теории и практике подводной археологии, истории торговли и античной навигации, а также провести практические занятия. Уроки проводятся профессиональными археологами-аквалангистами. Многие годы этот заказник является главным финансовым источником жизни острова, и местное население весьма ценит это и сохраняет памятники в наилучшем виде.

Для контроля над подводным культурным наследием во Франции образован специальный государственный департамент подводных археологических исследований. Задачи Департамента - изучать и охранять подводное наследие, в том числе и от грабителей и способствовать росту международного престижа Франции. Сфера его компетенции покрывает все подводные археологические исследования, контроль за соблюдением законов, правил и норм, касающихся управления подводными археологическими исследованиями и открытиями.

Специалисты этого Департамента пользуются всемирным признанием и участвуют в проектах по всему миру.

Права собственности на затонувшее имущество во Франции трактует специальный Декрет о правовом режиме затонувшего в море имущества № 62-1547 от 26 декабря 1961 года.

Согласно закону во Франции со дня публикации о находке у владельца есть три последующих года, если истинный владелец находки не может быть определен, объекты возвращаются в государственную собственность . В этом случае награда присуждается нашедшему. 

Относительно подводного культурного наследия в Англии действуют несколько законодательных актов, регламентирующих аспекты поиска, обследования и использования затонувших кораблей. Основным является акт о морских торговых судах, действующий с конца 19 века. ОН определяет права собственников погибших кораблей и лиц, совершивших находку, предоставляя им коммерческие права на судоподъем, включая право продажи находок с аукциона. Применение акта входит в компетенцию департамента транспорта. Научное же изучение исторически значимых объектов находится в прерогативе Департамента национального наследия. Он руководствуется принятым в 1973 году временным актом об охране затонувших кораблей.  Поскольку области применения обоих актов полностью идентичны, то и конфликты возникают с завидной регулярностью.

Упор в британской политике делается на обязательную декларацию всех находок и их учет, что позволяет выявить объекты, имеющие историческую ценность. За недекларирование находки полагается штраф в размере 2500 фунтов за один утаенный предмет. Контроль за действием дайверов осуществляет Агентство морской и береговой полиции. Были разработаны несколько кодексов, касаемых подводных работ. Один из них посвящен археологическому и научному дайвингу. Кодексы разрабатывались совместно с Британским подводным клубом (BSAC), который является одним из самых уважаемых организаций в мире любительского дайвинга и был организован в 1953 году.

В Швеции, где каждый двадцатый житель страны - дайвер, действуют специальные Правила поиска и подъема затонувших судов, принятые в 1974 году. В соответствии с этими документами затонувшие объекты делятся на три основных категории:

    1. Затонувшие суда, если с моменты их гибели прошло более 100 лет являются недвижимыми памятниками старины и обращение с ними регламентируется законом об охране памятников.
    2.  суда, затонувшие в течении последних 100 лет, памятниками не считаются, и в их отношении действует закон о спасении затонувшего имущества
    3. Отдельные предметы, лежащие на дне не являются памятниками, вне зависимости от возраста

Решения о затонувших суда принимает местный орган власти - правительство области и края (если перевести на Российские реалии).

 

В Норвегии все очень похоже на Швецию, только есть одно отличие. 100 летний срок отсчитывается с момента пуска на воду судна, а не с момента его гибели.

Законодательство Финляндии направлено на поощрение подводных исследований частными лицами, надо лишь взять разрешение музейного ведомства. Обязательное условие получения разрешения - составление отчета о работах.

 

В России термин подводное культурное наследие вообще не используется.  Базовым законом в направдении сохранения памятников истории и культуры на территории РФ является закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия" . Для того, чтобы начать долгий путь к цивилизованному исследованию памятников подводного наследия и его охране, нашей стране надо бы законодательно определить что же это такое - "Подводное наследие России" Мы очень надеемся что ассоциация "Морское наследие" сможет сдвинуть этот камень с мертвой точки и начать процесс законотворчества для того чтобы облегчить деятельность в сфере подводных исследований.

 

В последние годы подводным наследием заинтересовались и в России. В этом направлении происходят значительные сдвиги. Можно сказать что сдвиги в этом направлении напрямую связаны с экономикой. Проект "Северный поток" - газовая труба, которая должна идти по дну Балтийского моря и поставлять газ нашим европейским соседям. В связи с работой по проекту необходимо было определить все возможные объекты, находящиеся на определенном расстоянии от будущей трубы. В связи с необходимостью таких исследований компания North Stream  выделила необходимое оборудование и началась плановая работа в этом направлении. На данный момент проект "Подводное наследие России" работает настолько хорошо, что находит порядка 50 объектов в год. Это, надо сказать, показатель качества поиска. Но с самим понятием подводное наследие нам, в ближайшее время, работать не придется, потому как непонятно когда появится хоть один подзаконный акт, который опишет это понятие на территории нашей необъятной родины. А пока этого понятия нет, как и нет вообще понятия любительский дайвинг в России есть только полная вольница во всем что касается поиска и обследования затонувших судов.