Приморское краевое отделение

Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» – Общество изучения Амурского края (ОИАК)

 

690091, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 4  

 Тел./факс 226-81-93, эл. почта: oiak@bk.ru

Приложение к карте

1. Транспорт «Байкал», 1871 г.

Современник «Паллады» и «Дианы» - парусный  транспорт «Байкал» был флагманом Амурской экспедиции Г.И. Невельского. К исходу 1860  г. транспорт «…по ветхости и гнилости…» был признан негодным к  плаванию и исключен из состава судов Сибирской флотилии с переоборудованием в блокшив.  В марте1871 г. стоя у берега во Владивостоке  транспорт затонул. После его осмотра подъем признали  нецелесообразным,  ограничившись снятием части оборудования. Предполагаемое место затопления – бухта Золотой Рог, береговая черта напротив памятника адмиралу Г.И. Невельскому.

 

2. Парусно-паровая шхуна «Восток»,

1883 г.

Современник и соплаватель фрегата «Паллада» -  парусно-паровая шхуна «Восток» последние годы своей жизни входила в состав  Отдельной съемки Восточного океана. 28.07.1883 г. при промерах возле о-ва Редклиф (ныне - Стенина), шхуна наткнулась на риф у северной оконечности. Сойти с рифа, ни своими силами, ни с помощью подошедших  судов, шхуна  не смогла и затонула.

Поиск шхуны «Восток» производился в  1960-х  гг. группой П.А. Курилова и Г.П. Костина,  и  был  продолжен  в 1980-х гг. аквалангистами Владивостокского клуба ДОСААФ, 178-го  завода и Славянки. Шхуна погибла на каменной косе меняющей свое положение и «жернова времени» уничтожили металлический корпус. На  месте  гибели  были подняты элементы конструкций железного корпуса, но  идентифицировать их принадлежность шхуне «Восток» не  представляется  возможным. Осталась не найденной паровая машина шхуны – технический раритет первой половины XIX века.

 

3. Пароход «Владимир», 1897 г.

Пароход «Владимир» компании «Шевелев и Ко» следуя из  Владивостока в Посьет, утром 21.06. 1897 г.  выскочил на камни м. Гамова. Нос парохода оказался на  берегу,  у отвесной скалы, под кормой же оказалось 5 саженей глубины.  Пароход получил пробоины в носовом трюме, а затем и в машинном  отделении. Прибывшие на помощь в последующие дни ледокол «Надежный», крейсер «Дмитрий Донской», канонерская лодка «Отважный» и  транспорт «Камчадал» оказать существенной помощи не смогли  и  только сняли пассажиров, команду и наиболее ценный судовой инвентарь. В вахтенном журнале «Камчадала» от 24.07.1897 г. отмечено, что: «…«Владимир» стоял на камнях в 1/3 мили к  NO  от мыса Гамова…, пришла шлюпка,  с которой сообщили, что машинное  отделение парохода залито водой…».

В период с 1994-1996 гг. место гибели  парохода  было обследовано В.Ю. Трубниковым на  парусно-моторной  яхте «Командор». Поиск останков «Владимира» увенчался  успехом  - были обнаружены элементы кормовой части корпуса, винто-рулевой группы, паровая машина и вспомогательные механизмы, дельные вещи,  якорь-цепи с адмиралтейским якорем. Летом 1997  г.  на  место гибели «Владимира» на парусно-моторной яхте  «Командор»  выходила экспедиция под вымпелом «Общества изучения Амурского края», с целью картографировать остатки обнаруженного парохода и снять видеофильм, что и было исполнено

 

4. Миноносец №  208,  1904 г.

С целью блокирования действий владивостокских крейсеров, японский флот минировал подходы к Владивостоку. Утром,  4  июля  1904  года,  миноносцы  №№  202, 208, 210, 211 и 209, вышли в залив Петра Великого, для осмотра бухт и островов. В 8 час.18 мин. «208-й»  подорвался кормой на мине. Переборка  машинного  отделения некоторое время держала воду, и удалось снять только пулемет, а спасением команды занялись шлюпки,  подошедшие с других кораблей. Через восемь-девять  минут, «208-й» затонул, встав на корму. На месте гибели миноносца (пеленг  на маяк о-ва Скрыплева NO 38о, дистанция -1,5 мили) был  поставлен красный буек, после чего отряд вернулся во Владивосток. В том же,1904 г. предпринимались безуспешные попытки подъема миноносца, и ограничились снятием 47-мм орудий. В дальнейшем к вопросу о подъеме миноносца не возвращались.

В начале 1930-х гг.  ЭПРОНом были «…приняты меры по установлению точного места, миноносца, затонувшего против Русского острова…» (Цит. по: Отчет начальника ДВ-партии ЭПРОН, начало 1930 гг.  – Ю.В.), но, по-видимому, безрезультатные.

По найденным нами (Ю.В.) архивным документам, в  1987-1990 гг. аквалангистами Владивостокского клуба ДОСААФ и  Клубом подводного поиска «Восток»  были предприняты попытки поиска миноносца,  но  безуспешно. Затем последовали поиски иных дайверов, но с тем же итогом. И только летом 2011 г. судьба улыбнулась Фадееву Р.А., обнаружившему миноносец и снявшему видеофильм.

 

5. Пароход «Принцесса Луиза»,  1905 г.

По данным Отчета начальника ДВ партии ЭПРОН пароход «Принцесса Луиза», водоизмещением 4500 т., затонул у м. Петра (в тексте неразборчиво) о-ва Русский в1905 г. на  глубине семи - восьми саженей.

 

6. Пароход «Варягин», 1906 г.

Осенью1906 г.  «Пароходство прапорщиков», арендовало у владивостокского купца А.С. Варягина пароход  «Варягин», намереваясь использовать его на  каботажных  линиях  Приморья.

Утром  7 октября1906 г., судно, приняв 13 пассажиров первого класса, 210 пассажиров третьего класса и  разнообразный груз вышло в рейс по Приморскому краю. Обогнув м. Басаргина, «Варягин» шел  Уссурийским заливом,  где подорвался на мине и мгновенно затонул. Шлюпки спустить не успели,  и  из  почти 300 человек спаслось не более 15-ти, в том числе  и  капитан судна Овчинников.

Как показало последовавшее следствие, причинами гибели стали  - русская мина заграждения и отсутствие на борту судна карт с  указанием районов минных заграждений времен прошедшей войны.

По окончании следствия Овчинников от ответственности был  освобожден, а в покрытии убытков от гибели парохода купцу  Варягину было отказано. В перечне утраченного при гибели имущества  упоминалось особо ценный груз и 60 000 рублей золотом (второй  позицией перечня утраченного), следовавших в сопровождении чиновника и охраны.

В  последующие годы Овчинниковым была  организована судоподъемная экспедиция. Работая на глубине 13 сажен,  водолазы подняли часть груза. Пароход был основательно замыт песком, а начавшиеся осенние шторма заставили перенести    работы  «на потом». Последовавшие затем войны и смены властей заставили отложить дело, а потом оно само собой забылось за давностью лет…

В конце 1980-х гг. известный приморский краевед А.М. Буяков разыскал в архивах сведения об этой трагедии и сделал ряд газетных публикаций, часть которых использована нами. По слухам,  в 1990-е гг.  было несколько поисковых экспедиций в этом районе и, якобы, пароход был обнаружен, но каких-либо документальных подтверждений этому мы не имеем.

Так же отметим «циркулирующие слухи» об английском пароходе «Гамильтон», затонувшим «с внушительным количеством золота» у Аскольда, о золоте хунхузов у южного побережья Русского острова...

 

7. Пароход «Князь Горчаков»,  1906 г.

Грузовой пароход «Князь Горчаков» Северного пароходного общества,  следуя из Одессы на Владивосток, 18 мая, подорвался  на  мине  носовой частью корпуса на японском минном заграждении. Из-за размеров  пробоины  попытка откачать воду успеха не имела, и через некоторое время судно погрузилось носом по верхнюю кромку форштевня. Команда сошла в спущенные шлюпки и «Горчаков» встав на нос, погрузился в воду. К восьми  часам вечера, команда «Горчакова» на шлюпках подошла к о-ву Попова и была доставлена на следующий день во Владивосток миноносцем. Столб дыма от взрыва судна был замечен  наблюдательным  постом на о-ве Аскольд, сообщившим во Владивосток – «…неизвестный  пароход шедший около (по пеленгу-?) м. Гамова, взорвался на мине на SW  85  град.  от Аскольда…».

По прибытии капитана «Горчакова» во Владивосток, им был  подан  морской протест, успеха, однако, не имевший. Погибших среди экипажа не было. Считается, что пароход затонул на линии между о-вами Стенина и Аскольд. Сведений о  перевозимом грузе не нами обнаружено, хотя известно, что иск Морском ведомству от Страхового товарищества  «Саламандра» составлял серьезную сумму – 1465529 руб. 71 коп.…

 

 

8. Пароход «Лютеция-Виктория», 1906 г.

По сообщениям газеты «Дальний Восток», «…итальянский пароход «Лютеция - Виктория», шедший из Чифу потерпел крушение у SW-ой оконечности м. Вятлина о-ва Русский. Жертв нет. Пароход налетел  носовой оконечностью на утес, и сел всем корпусом на плитняк, весь груз под водой… «Лютеция - Виктория» застрахована на 80 тыс. иен, груз тоже застрахован…».

9. Шхуна «Дельфин», 1909 г.

В газете «Дальний Восток» от 8 апреля 1909 г. было опубликовано объявление «Не откажите поместить на страницах Вашей уважаемой газеты настоящее выражение благодарности командиру военного порта и его младшему помощнику г. Феклину за их содействие по спасению шхуны «Дельфин», а также смотрителю маяка о-ва Аскольд за оказанную помощь потерпевшему аварию судну и заботы об экипаже и пассажирах шхуны за время пребывания их на острове. Примите уверение в совершенном почтении, (капитан)  владивостокской шхуны «Дельфин» В. Рябоконь».

Иными сведениями об этом случае мы не располагаем.

 

10. Пароход «Трувор»,  1911 г.

О крушении этого судна известно, что оно погибло на побережье Приморья в1911 г.

Заметим, что данные  «Отчета начальника ДВ-партии ЭПРОН», содержат сведения о пароходе «Трувор», водоизмещением 2000-3000 т., погибшем  в1917 г. у мыса Поворотный.  Может быть это «одно и тоже»?

 

11. Пароход «Восток», 1922 г.

По данным «Отчета начальника ДВ-партии ЭПРОН» пароход «Восток» 2500 т. водоизмещением, погиб в 1922  г. у мыса  Гамова.

 

12. Моторный катер «Горностай», 1922 г.

При оставлении Белым движением Приморского края, неисправный «Горностай» покидал Владивосток, ведомый на буксире пароходом «Свирь». Недалеко от о-ва Моисеева, катер был оставлен  и позже выброшен на камни этого острова.

 

13. Краболов «Тунгус», 1941 г.

Краболов «Тунгус» подорвался  на  советском  оборонительном минном заграждении  27 июля1941 г.  и затонул в Японском море в р-не  м. Поворотный на глубине120 метров. Вместе с судном погибло 22 моряка.

 

14 и 15. Подводные  лодки «М-49» и «М-63», 1941 г.

Подводные  лодки «М-49» и  «М-63» пропали без вести в период между 10 и 17 августа1941 г. в р-не залива  Посьет. Предположительно, лодки  подорвались на минах советского заграждения. Всего погибло 43 подводника. Известно, что «М-49» ушла 09.08.1941 г. на боевую позицию южнее Уссурийского залива, а сутки позже в море вышла «М-63», патрулируя западнее позиций «49-й». Обе подлодки сообщили о прибытии в районы патрулирования, после чего связь с ними пропала. Поисковые операции результата не дали, «М-49» и «М-63» бесследно исчезли….

 В1987 г. Составитель получил письмо от Б.Г. Масленникова, автора книги «Морская карта рассказывает».  В письме  сообщались  воспоминания одного аквалангиста,  якобы  видевшего в конце 1960-х - начале 1970-х гг. в одной из близлежащих бухт мыса  Гамова затонувшую подводную лодку.  К сожалению,  письмо  не сохранилось, да и иных подтверждений этому тогда найдено не было.

В2002 г.,  «Красная звезда» в публикации от 18 мая сообщала «…что летом 1954 года в заливе Посьета наши сторожевые катера преследовали иностранную подводную лодку. После взрыва глубинных бомб на поверхность всплыли пятна соляра.  Однако, спустившись на грунт, водолазы обнаружили... советскую подлодку времен Великой Отечественной войны. Ее удалось поднять. В корпусе лодки были найдены останки команды, документы, оружие... Судя по имевшимся повреждениям, лодка затонула после подрыва на мине…».

И в современности (2010 г.) главным штурманом ТОФ кап. 1 р. М.И. Сажаевым на базе архивных документов выполнен анализ причин гибели подлодок, из которых  основными считались – подрыв на оборонительных минных заграждениях вследствие навигационных ошибок, подрыв на минах, сорванных с якорей и дрейфовавших через позиции подводных лодок, и снос лодок  на минные заграждения.

В первом случае «… наиболее вероятным местом гибели «М-49» можно считать район радиусом 5 миль с координатами центра 42°29,0' северной широты, 132°12,0' восточной долготы… Наиболее вероятным местом гибели «М-63» можно считать район радиусом 5 миль с координатами центра 42°20,0' северной широты 131°20,0' восточной долготы…». Для поиска лодок районы могут  быть увеличены в сторону берега, где располагались другие линии мин. 

Во втором случае наиболее вероятными районами считаются:

- «М-63»:  41°58,0' северной широты  - 131°17,0' – восточной долготы; 42°13,0' северной широты - 131°17,0' восточной долготы; 42°13,0' северной широты -  131°49,0' восточной долготы; 41°58,0' северной широты - 131°49,0' восточной долготы.

- «М-49»: 42°01,0' северной широты - 132°11,0' восточной долготы; 42°16,0' северной широты - 131°09,0' восточной долготы; 42°19,0' северной широты - 132°41,0' восточной долготы; 42°05,0' северной широты - 132°44,0' восточной долготы.

В третьем случае район поиска оценивается как «…достаточно большой и располагается в месте постановки минных заграждений… ».

М.И. Сажаевым были рассмотрены и иные версии, как-то:  гибель лодок из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий, что предполагает их крушение в «в районе назначенных им позиций», и гибель лодок «в бою при встрече с вооруженным судном противника», что предполагает их потерю «за пределами назначенных подлодкам позиций».

 

16. Спасательный буксир «Республика»,  1941 г.

Спасательный буксир «Республика» столкнулся 4 декабря 1941 года  с буксируемым им пароходом «Оха»  (по другим  источникам  - «Ола»), получил пробоину в левом борту, перевернулся и затонул  в25 миляхк югу от о-ва Аскольд. Погибло  3 человека.

 

17. Парусно-моторная шхуна ТОВВМУ, 1948(49) г.

Деревянная парусно-моторная шхуна (водоизмещением 10-15 т.) ТОВВМУ  затонула на глубине  5-10  метров  у м. Ломоносова, на переходе от Первой речки в  бух.  Миноносок. Причина - поступление воды через дейдвудный сальник. Экипаж и пассажиры сняты пограничным катером.  

Информация о гибели шхуны записана со слов  ветерана ТОФ, капитана 1-го ранга Копьева В.Ф.

 

18. Дрифтер «Кит», 1952(?) г.

Дрифтер «Кит» затонул в р-не б. Чинсядзу (ныне бух. Каплунова, Японское  море,  недалеко от Находки) на глубине27 м.

Обследовано водолазами АСС ТОФ 12 мая1952 г.

 

19. Шаланда №  617, 1953 г.

Несамоходная шаланда № 617 принадлежащая МСПМ,  водоизмещением 800 тонн пропала без вести в зал. Петра Великого в первой половине1953 г.   В сентябре-октябре1953 г.  силами АСС  ТОФ  был произведен безрезультатный поиск.

Предполагаемое место  гибели: широта - 42 град., 46 мин.,  2  сек.  N.,  долгота  -132  град., 32 мин. Е

 

20. Корабль-цель «Декабрист», 1954 г.

Корабль-цель  «Декабрист» (так в источнике - Ю.В.)   был  потоплен  во  время  учебных стрельб 4 августа1954 г., у северной  оконечности  о-ва Карамзина (зал. Петра Великого).

Координаты затопления: широта - 42 град., 50 мин., 7 сек. N., долгота - 131 град., 41 мин., 5 сек. Е.

Бывший японский эскадренный миноносец  «Hibiki»  построенный в1932 г. В1947 г. эсминец был получен  как трофей и  первоначально именовался «Верный».

21. Корабль-цель «Индигирка»,  1954 г.

Корабль-цель «Индигирка» (так в источнике - Ю.В.) был потоплен 25 октября 1954  г.  у северной оконечности о-ва Рейнеке в зал. Петра  Великого,   во  время учебных стрельб. Глубина затопления - 7-15 метров.

 

22. Корабль-цель «Орион», 195(?) г.

Корабль-цель (бывш. эсминец) «Орион»  (так  в  источнике - Ю.В.) потоплен у северной оконечности о-ва Рейнеке в зал. Петра  Великого,   время учебных стрельб, предположительно в 1950-е гг. 

Следует отметить, что в Советском ВМФ никогда не было эсминца с названием «Орион».

 

 

23. Корабль-цель «Пересвет», 196(?) г.

Бывший ледокол «Пересвет» затоплен у о-ва Рейнеке в зал. Петра  Великого, как цель для учебных стрельб.

В «предшествующей жизни»  бывший германский ледокол «Поллукс»(?), полученный по репарациям и активно использовавшийся Тихоокеанским флотом.

 

 

24. Шхуна «ТШ-15», 1954 г.

Шхуна «ТШ-15»,  водоизмещением 112 т., Минрыбпрома выброшена на берег бух. Лихтерной Амурского  залива 14.09.1954 г.

 

25. Сухогрузный пароход, 1954(?) г.

Сухогрузный пароход, ранее принадлежавший Японии и именовавшийся «Люцико-Мару», водоизмещением 3100 т. затоплен к  западу от м. Астафьева в  Находке,   на глубине6,5 м.  Обследован водолазами АСС ТОФ 27.09.1954 г.

 

26. Рудовоз без имени, 1954(?) г.

Рудовозное судно  затонуло к западу от м. Астафьева (б. Находка) на глубине5 метров. Обследован водолазами АСС ТОФ 25 сентября1954 г.

 

 

27. Буксир «Б-30»,  1954 г.

Рейдовый паровой буксир «Б-30» (типа «Труженик»)  затонул  к западу от м. Астафьева (б. Находка) на глубине 2,5-3,0 метра. Обследован водолазами АСС ТОФ 28.09.1954 г.

 

28. Зарядовая станция «ЗАС-54»,  1958 г.

Зарядовая   станция  «ЗАС-54»   (бывш.   ПЛ «С-21», возможно «С-22» или «С-24», проект - XI  серии)  затонула на глубине38 м. на траверзе м. Открытого (б. Подъяпольского), в мае-июле1958 г. при буксировке из  бух. Конюшкова в Большой Камень. Экипаж снят буксиром.  

Информация записана со слов ветерана ТОФ, капитана 1-го ранга Копьева В.Ф.

 

29. Корабль-цель «ЦЛ-39»,  1961 г.

Корабль-цель «ЦЛ-39» (бывш. ЭМ «Разящий», пр.7.) потоплен 09.07.1961 г. во время учебных стрельб в Японском море  

Координаты места: широта - 42 град., 43 мин., 2 сек. N., долгота  132  град., 15 мин., 2 сек. Е.

30. Корабль-цель «ЦЛ-33», 1961 г.

Корабль-цель «ЦЛ-33» (бывш. ЭМ «Рьяный»)  потоплен  во время учебных стрельб в Японском море 08.08.1961 г.

 

31. Морской буксир «Бурный», 1970 г.

Буксир «Бурный» Приморрыбпрома, водоизмещением в  240  т., затонул 29(30) апреля1970 г. от столкновения с теплоходом «Забайкалье» в зал. Петра Великого.

Координаты места гибели: широта - 42 град., 32 мин., 8 сек. N., долгота - 133 град., 00 мин.,  9  сек. Е.

 

32. Сейнер «Лысьва», 1972 г.

Сейнер «Лысьва» колхоза «Рыбак» погиб на промысле в зал.  Петра Великого 12.02.1972 г., в р-не п-ова Гамова.  Вместе  судном погибло 11 рыбаков. Считался пропавшим без вести. Одной из версий гибели выступал подрыв на мине во время траления, иной - посадка на риф во время шторма.

В 2002 г. сейнер был случайно найден в 100 м  от м. Щульца на п-ове Гамова, на глубине 28 м.

 

33. Траулер «Чердынь», 1975 г.

Средний рыболовный траулер - морозильщик «Чердынь», приморского колхоза «Рыбак» подорвался на мине заграждения у о-ва Аскольд во время промысла. Судно затонуло, при этом погибло несколько рыбаков.

 

34. НИС «Кварц», 197(?) г.

Известно только, что НИС «Кварц» (переоборудованный из МРС) погиб в конце 1970-х гг., наскочив на «приморский Камень Опасности» - вертикальную скалу, у м. Гамова, уходящую на30 м., с заглублением над поверхностью полтора-два метра…

 

 

35. Шхуна «Лахтак», 197(?) г.

В современности, затонувшая зверобойная шхуна «Лахтак» является достопримечательностью подводного мира в бухте  Витязь Приморского края. Судьба этого судна и обстоятельства его гибели нам не ведомы…

 

 

36. Малый ракетный корабль «Муссон», 1987 г.

16 апреля1987 г. малый ракетный корабль (МРК) «Муссон» участвовал в ракетных стрельбах, проводимых южнее о-ва Аскольд. 

Во время стрельб, ракета-мишень изменив траекторию  полета врезалась в надстройку МРК, разрушив ходовую  и  штурманскую рубки, главный командный пункт корабля и другие отсеки корабля.

Разлившиеся по  палубе топливо ракеты воспламенились.  Пожар бушевал около шести  часов, чему немало способствовал конструкционный материал  надстройки  -  алюминиево-магниевые сплавы, «великолепно» горевшие. На борту взрывался боекомплект, и подойти к «Муссону» для оказания помощи было невозможно. Корабль  затонул.

При исполнении воинского долга вместе с кораблем  погибли  6 офицеров, 5 мичманов, 23 старшины и матроса, и 5 курсантов  мореходной школы и школы техников ВМФ.

37. Сейнер «Демянск», 1990 г.

Рыболовецкий сейнер (РС-300) «Демянск» приморского рыбколхоза «Рыбак»  добывал сельдь в Уссурийском заливе кошельковым неводом. 06.101990 г. сделали замет и поймали около 500 тонн рыбы. Ни на одной из обслуживающих путину плавбаз на тот момент не оказалось тары и они ушли в Находку. Сейнер простоял сутки с рыбой за бортом.

7-го октября начала портиться погода, поднялся ветер, разыгралась волна. Судно стало дрейфовать. Из-за долгого времени ожидания и малой глубины  рыба «залегла» (т.е. из груза нейтральной плавучести, превратилась в груз с отрицательной плавучестью). В какой-то момент судно опасно накренилось. Возможно, имел место зацеп невода за что-то на дне. Когда крен достиг критической величины, забортная вода проникла в трюм и судно начало тонуть. Никто из людей не погиб – всех взяли на борт находящиеся рядом суда.

Рыболовецкий колхоз претензий к капитану не имел: и судно и трал были застрахованы. Органы следствия также не нашли в действиях капитана каких-либо наказуемых действий. Примерные координаты места гибели: широта  -  43 град., 2 мин. N., долгота - 132 град., 07 мин.  Е.

Информация записана со слов приморского дайвера В. Ершова.

 

38. Судно-мишень «Камчатнефть»,  

19(??) г.

Пароход «Камчатнефть» типа «Либерти»  водоизмещением 8000 т. использовался в качестве судна-мишени и от  полученных  повреждений  оказался притопленным  в бух. Суходол.

 

39. Краснознаменный эсминец «Войков», 19(??) г.

Эскадренный миноносец  «Войков», выведенный из боевого состава и «переведенный» в плавучую казарму,  затонул «по ватерлинию» на  судоразделочной базе  Владивостока в Амурском заливе.

Построен в1916 г. (типа «Новик») и под наименованием «Лейтенант Ильин» участвовал и отличился в Первой Мировой войне  на  Балтике.  В1936 г. совместно с эсминцем  «Сталин» (бывш. балтийский  «Самсон») перешел на ТОФ Северным морским путем. Участник  Советско-Японской войны1945 г., за которую  был  награжден  орденом Красного Знамени.

В 1990-е гг.  корабль  был основательно «порезан» сборщиками металлома. Затопленный остов «Войкова» с элементами набора и механизмов  сохранился до настоящего времени (2011 г.). Одно из четырех  орудий  эсминца установлено на Мемориальном комплексе на Корабельной  набережной Владивостока.

 

40. Подводная лодка, списанная, тип не известен, 19(??) г.

Со слов приморского дайвера В.В. Купчика,  списанная подводная лодка, предположительно типа «Щ», затонула  на рейде  судоразделочной базы во  Владивостоке, в Амурском заливе, метрах в 60-ти от берега.

От себя заметим, что наверняка это не единичный случай, затопления кораблей и судов у разделочной базы.  Полагаем, что «судораздельщики» отчитывались «тоннами вторчермета», а не фактом разделки конкретного судна или корабля. Затонувший корабль «покрывался отчетностью по тоннам» от других объектов разделки, а со временем и терялся «в отчетности».

Так же вспомним, что в отчетах  ПСС ТОФ упоминались подводные лодки типа «Щ», затопленные в протоке Амура (возможно Шарахунда, имя приводим на память – Ю.В.), на берегах которой «когда-то»  располагался сталелитейный завод…

 

41. Пассажирский катер, 19(??) г.

Пассажирский 60-местный катер, предположительно принадлежавший ДВМП,   сел на рифы  в  р-не м. Крылова порта Находка и затонул. Дальнейшая судьба судна нам не известна.

                                                                                                    Ю.В. Ведерников, действительный член

Русского географического общества -

- Общества изучения Амурского края,

Владивосток, август 2012 г.