Сказ о том, как «Америка» открыла Владивосток и Находку, и как «Колумб» внес неоценимый вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре.

Рисунок Валерия Шиляева

С детства море было частью моей жизни и морская история нашего края, и история флота, всегда входили в круг моих интересов. И, как мне казалось, я довольно хорошо знаю эту тематику. Но жизнь всегда подбрасывает какой-нибудь новый факт, который порождает за собой цепь еще более интересных фактов, заставляя познавать все более новые страницы истории. Так случилось и с колесными пароходами, которые, как я считал, ходили по рекам, очень давно и очень далеко от Владивостока и самое яркое представление о них давал только фильм «Волга-Волга».

Все началось с колесных судов «Бира» и «Биджан», о которых мне рассказали мои друзья по подводному поиску. Речь шла о двух однотипных буксирных судах, носивших названия рек Бира и Биджан и которые бороздили Амур-Батюшку до 8 декабря 1943 в качестве гражданских судов, а 9 января 1944, переоборудованные под минные заградители, вошли в состав ТОФ. 

Поиск двух однотипных судов, с не очень далекого Амура, положил начало целой теме «колесные суда».

Самая первая шпаргалка, к которой мы сейчас обращаемся, если надо найти какую-нибудь информацию, это интернет, все знающий и вездесущий. Поэтому и я решил узнать мнение всемирной сети по поводу этой темы. После того, как ввел в окошко поисковой системы запрос «колесные суда», я начал осознавать, что долгое время упускал из виду очень интересную тему. Первое мое озарение было связано с очень известным всем дальневосточникам силуэтом, силуэтом пароходо-корвета, который очень часто появляется на сувенирной продукции нашего края - это «Америка», судно, внесшее значительный вклад в освоение Приморья и Дальнего Востока в целом. Я всегда понимал, что «Америка» колесный пароход, но я этого не осознавал, то есть я не осознавал, что принцип движения за счет колесных лопастей, расположенных по бортам судна, можно с успехом применять в морском плавании. 

Судно получило имя от своего родителя, ибо оно было построено и спущено на воду в 1855 году в Америке и после того, как его купила Россия, прибыло на Дальний Восток, и было включено в состав Сибирской военной флотилии, которая базировалась в то время в главном русском порту на тихоокеанском побережье, городе Николаевске-на-Амуре.  Справка: водоизмещение-554 тонны, длина-50.3 метра, ширина 8.6 метров. Мощность паровой машины 140 л.с., при этом на нем имелось парусное вооружение. Артиллерийское вооружение - 8 орудий.

Во время первого путешествия в июле 1857 году в Китай, с адмиралом Путятиным на борту, Америка открыла заливы Ольги и Владимира. В 1858 перевезла членов русского консульства из Николаевска-на Амуре в Японию, а затем в Китай, откуда Путятин направился в устье Амура, впервые пройдя проливом, впоследствии названным Босфор Восточный. Летом 1859 пароход впервые открыл бухту Находка и залив, впоследствии названный в его честь – залив Америка (ныне залив Находка).  Для Владивостока это лето было также судьбоносным. В то же время, когда были открыты заливы Посьет и Америка, экипаж судна, с губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским на борту, нанесли на карту Амурский и Уссурийский заливы, залив Стрелок, острова Аскольд, Русский (впоследствии Казакевича, а после 1945 года острову возвращено первоначальное название), Путятин, бухты Новик и Воевода, полуостров Муравьев-Амурский, бухту Золотой Рог. Именно тогда, впервые, было нанесено на карты место будущего города, за год до высадки первого десанта во главе с прапорщиком Комаровым с транспорта Манджур. Кстати на следующий год Америка пришла через 11 дней после Манджура, то есть и в основании города приняла прямое участие, тем более, что на борту находился военный губернатор Приморской области контр-адмирал П. Казакевич. Так, что можно смело говорить, что: - «Христофор Колумб открыл Америку, а «Америка» открыла Владивосток».  Кстати о Колумбе. Колесное судно «Колумб» играло ключевую роль в постройке города Комсомольск-на-Амуре.

 

В 1912 году на Сунгарской линии появился новый пароход. Это был, построенный хабаровским предпринимателем А.Ф. Кувшиновым, колесный пассажирский пароход «Колумб». В качестве движителя, было колесо, располагавшееся по корме судна. «Колумб» мог брать на борт тридцать тысяч пудов груза и до 740 пассажиров. Судно было построено в России и создавало хорошую конкуренцию Амурскому обществу, суда, которого в основном были построены в Бельгии. Внутренние помещения освещались электричеством, которое в ту пору на Амуре считалось редкостью.

Наступили времена национализации. Заморское название вызвало внимание к себе, но когда собралась комиссия по переименованию судов, в защиту названия «Колумб» выступил молодой матрос Василий Шемардин, как ни странно, но комиссия оставила прежнее название. В 20-е годы, во время новой экономической политики пароход передали его прежнему владельцу- А.Ф.Кувшинову, который им владел до марта 1928 года.

6 мая 1932 года от Хабаровска отплыла небольшая флотилия, колесный деревянный «Колумб», мощный пароход с железным корпусом «Коминтерн» и баржа «Клара Цеткин». Так началось строительство нового судостроительного завода и города в трехстах километрах от Хабаровска. Работы велись на новом необжитом месте, рядом с селом Пермским, под руководством начальника Дальпромстроя И.А. Каттеля. Стройка Комсомольска-на-Амуре, это героизм и самопожертвование (и не только «само») с первых дней. Я не зря указал корпуса судов, дело в том, что эти суда открыли навигацию на месяц раньше, ценой огромного риска. В это время ледоход только начинался и огромные льдины могли с легкостью повредить железный корпус «Коминтерна», не говоря уже о деревянном «Колумбе», но задание партии и правительства были выполнены. Десант первостроителей высадился на месяц раньше, чем это считалось возможным.

Перед войной пароход перестроили, с этого времени у него вместо двух труб осталась одна. В 1944-1945 годах судно было плавучим Домом пионеров, а затем на нем были размещены японские военнопленные. Впоследствии судно разобрали.

Я затронул историю только двух пароходов, а сколько их было на Дальнем Востоке, а по всей России?!  Ведь был еще на Амуре «Неронов» и т.д. А известные на всю Россию «Ристна» и «Суроп», первоначально «Апостол Петр» и «Апостол Павел» и прославившийся колесный трудяга из Красноярска, которому довелось перевозить и цесаревича, и В.И. Ленина. 

В 2008 году обнаружился затопленный недалеко от города Хабаровска колесный пароход, который до этого времени покоился на речном дне, но небывало низкий уровень реки в тот год осушил часть надстройки и таким образом явил на свет новый артефакт. 

P.S.  И сейчас есть колесные суда, которые до сих пор продолжают жить. В Архангельске есть старейший в мире колесный пароход, который в 2011 году отметил свою 100 летнюю навигацию.

Автор статьи: Купчик Владислав

Фото: Купчик Полина, Купчик Владислав.

Репродукция «Колумба» взята с сайта media.rc-enisey.ru

НАШИ ПАРТНЕРЫ