Приморское краевое отделение

Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» – Общество изучения Амурского края (ОИАК)

 

690091, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 4  

 Тел./факс 226-81-93, эл. почта: oiak@bk.ru

Тонкинский залив – акватория геологических загадок

Морской комплекс работ сопровождался параллельными сухопутными исследованиями второй группы российских ученых в горах и на островах вдоль долины и соседних районов реки Красная.

Эту часть работ уже третий год выполняла супружеская чета: кандидат геолого-минералогических наук Надежда Сырбу (ТОИ ДВО РАН) и ее муж Андрей, который, сопровождая супругу в геологических маршрутах, приобрел к настоящему времени навыки полевой и морской геологической работы.

Ребятам в этом году порой приходилось сталкиваться с агрессивной флорой – однажды в джунглях на них напали пиявки, которые падали с деревьев и впивались так, что насилу отдирали.

Вспомогательное судно ставшее научно-исследовательским.

Возвращаясь собственно к морской экспедиции. Вьетнамские коллеги арендовали деревянное судно на дизельном ходу (фото). На фасаде рубки изображены были два белых голубя, символизируя мир и спокойствие. Возможно, это тоже сыграло свою роль, поскольку работы приходилось выполнять при пяти- и шестибалльном волнении моря.

Но весь запланированный объем работ – сейсмопрофилирование и 45 комплексных океанологических станций, был выполнен. Тяжелее приходилось молодым коллегам, которые помогали при отборе проб. Их сильно укачивало, но они мужественно поднимались и на каждой станции участвовали в работе.

Под знаком голубей.

Глубины были небольшие (до 25 метров), но спуско-подъем оборудования выполнялся вручную, в том числе 35- килограммовой геологической трубки и батометра.

Работа была дружная, все происходило так, как будто мы с вьетнамскими коллегами уже много лет работаем вместе. «Работаем вместе» - это очень важно словосочетание. У многих иностранцев, работающих во Вьетнаме, бытует выражение «мы оказываем помощь». В наши дни это в корне неверное и даже пагубное выражение. Вьетнамские коллеги уже давно достигли международного уровня во многих исследованиях, переняли передовой опыт других стран и успешно адаптировали его у себя.

Научный состав экспедиции после выполнения станции 30.

Не говоря уже о том, что СРВ очень много инвестирует в Россию. Признаки экономического роста прослеживаются даже в мелочах: на этикетках вместо традиционного для всех стран “ Made in...” все чаще можно встретить “Made by Vietnam”. Улавливаете разницу?

То ли благодаря белым голубям, то ли геологической удаче, прямо в ходе работ удалось закартировать активный разлом на траверсе устья Красной реки. Трубка дважды попала в зону дробления, были подняты твердые карбонатные породы и серо-красная брекчия.

В целом, поднятый литологический материал (керны осадка длиной до 70 см) интересен даже по цвету. Первые станции – это глинистый ил чистого серого цвета с небольшой примесью песка.

Керн осадка.

После разлома цвет резко сменился на красноватый, увеличилась обводнённость осадка. Это – прямой признак осадконакопления под влиянием терригенного выноса Красной реки. Необходимо отметить, что в осадке не прослеживается визуально традиционных для дальневосточных морей горизонтов окисленного слоя, а весь керн не имеет никакого запаха. Например, в Охотском море и других акваториях восстановленные осадки, как правило, сильно пахнут сероводородом, особенно на участках газогидратов – углеводородного ресурса будущего. 

Морские работы были выполнены за пятеро суток, после чего Ренат Шакиров и Иосиф Югай с отобранными пробами осадка (90 проб с двух интервалов и 35 проб оставшегося осадка после пробоотбора и 45 проб морской воды) вернулись в стационар Совместной лаборатории в г. Ханой.

Стационар лаборатории газогеохимии в Ханое.

Там пробы были разделены, часть оставлена вьетнамским коллегам, а основная часть подготовлена к транспортировке в Россию, что и было успешно выполнено. Надежда и Андрей вернулись за сутки до вылета, и привезли пробы термальной воды и каменных образцов, а также массу ярких впечатлений, которые, к сожалению, в рамки одной заметки не вместишь. 

 

В аэропорту г. Ханой.

А нам остается много работы, чувство крепнущей дружбы с коллегами, чувство взаимного доверия. Вот только бы скорее вернули прямой рейс Владивосток-Ханой. Перекладные через Сеул, Пекин, Токио и Гонконг хотелось бы считать пройденным этапом. 

А впереди – майская экспедиция в Охотское море под руководством профессора Анатолий Ивановича Обжирова, по поиску газогидратов, исследование самого высоко в Мировом океане газового «факела» струйное истечение пузырей природного газа с морского дна на высоту 2200 метров и  постановка эксперимента по отбору пузырей метана в специальную ловушку под водой.

Ренат Шакиров,

д.г.-м.н., член Русского географического общества .