Не скажет ни камень, ни крест где легли… окончание

лоцманских пунктов, как водится, «опоздали». В результате этого на своих минных заграждениях погибло две подводных лодки – «М-49» и «М-63», краболов «Тунгус» и другие суда.
Всего в военные годы погибло 35 советских торговых и рыболовных судов. Некоторые из них были потоплены японской авиацией в азиатских портах и на подходах к ним. Ряд судов погибли в результате навигационных ошибок, многие были ошибочно торпедированы американскими и японскими подводными лодками.
Вследствие внутреннего взрыва погибла подводная лодка «Щ-138», выполнявшая боевое дежурство в Николаевске на Амуре, в 1942 г. при переходе на Северный флот погибла «Л-16», а тремя годам позже при боевых действиях с Японией пропала без вести «Л-19». При высадке десанта на Шумшу в августе 1945 г. погибли десантные суда «ДС-1», «ДС-3», «ДС-5», «ДС-8» и «ДС-43», пограничные катера «ПК-8» и «ПК-9», и бот краболовной базы «Менжинский». Атакой камикадзе в Первом Курильском проливе был потоплен тральщик «КТ-152».
Интересны случаи гибели иностранных подводных лодок в советских водах. Так, в 1942 г. американская подводная лодка «S-44» атаковала в надводном положении японский эсминец, ошибочно приняв его за торговое судно, в результате чего и была потоплена в 30-40 милях мористее камчатского Озерновского рыбокомбината. Годом спустя другая американская ПЛ «Херинг» атаковала в надводном положении и потопила стоявшие на рейде о-ва Матуа японские транспортные суда. В момент атаки лодка была обнаружена японской береговой батареей, открывшей по ней сильный огонь. По докладам японских артиллеристов лодка получила два прямых попадания в рубку и затонула. Заметим, что лодка погибла от огня береговой батареи - уникальный случай в мировой практике. В том же 1943 г. американская ПЛ «Уаху» пропал без вести в проливе Лаперуза. В конце 1990-х гг. была обнаружена японцами. В 2006 г. «Уаху» обследовали российские водолазы, погружаясь с яхты «Искра».
В ходе военного и послевоенного траления погибли «ТЩ-279», «ТЩ-523», «ТЩ-610» и «КАТЩ-81», а жертвами минной войны в мирное время стали сейнеры «Лысьва» (1972 г.) и «Чердынь» (1975 г.).
Всего с 1946 по 1991 гг. в дальневосточных морях и тихоокеанских водах нами документально подтверждено 334 случая кораблекрушений, а с 1992 по 2008 гг. – 97. Полагаем, что рассмотреть в рамках газетной статьи каждый из них не представляется возможным. Понимая, что крушение судна – это всегда трагедия, позволим себе отразить лишь некоторые эпизоды.
Так, интересен факт гибели баржи «Дукча», принадлежавшей МВД СССР и пропавшей без вести 6 июля 1947 г. в Охотском море возле п-ова Кони, имея на борту ценный груз. Характер груза нам неизвестен, однако в следующем году силами АСС ТОФ (!!!) безрезультатно осуществлялся поиск пропавшего судна.
В восточном секторе Арктики в результате ледовых аварий затонули пароходы «Моссовет» (1946 г.) и «Казахстан» (1949 г.). Первый из них прославился в 1937 г., первым пройдя за одну навигацию Севморпуть. «Казахстан» - один из немногих гражданских судов, «выживших» в ходе трагедии Таллиннского перехода 1941 г.
В декабре 1952 г. пропала без вести подводная лодка «С-117», участвовавшая в учениях в Татарском проливе. Произведенный поиск результатов не дал, вместе с лодкой погибли 12 офицеров, 40 старшин и матросов.
По нашему мнению, представляет интерес поиск другой подводной лодки, затонувшей в мае - июне 1958 г., при буксировке из бухты Конюшкова в Большой Камень. Полагаем, что это единственный, сохранившийся (хотя бы и таким способом) образец подводного минного заградителя типа «Л» 1930-х гг. постройки, лежащий на глубине 30-40 м.
Широко известным трагическим днем стало 19 января 1965 г., когда на промысле возле о-ва Святого Павла один за другим затонули траулеры «Бокситогорск», «Нахичевань», «Себеж» и «Севск». Всего погибло более 100 человек, спасти удалось лишь одного, снятого с плавающего к верху днищем траулера на следующий, после катастрофы, день.

Однако мало кому известны трагедии конца октября 1965 г., когда 26 октября затонули суда - «Изобата» в Анадырском заливе, и «Батокс» - в Тауйской губе, и «Центавр» - в беринговоморской бухте Лаврова, 27 октября - «СБН-11316» на Шикотане, а 31-го - танкер «Аян», на камнях залива Кекурный Охотского моря.
По справедливости, роковым местом русского флота считается Цусимский пролив, в водах которого по время Русско-японской войны погибло два десятка русских кораблей. Не менее роковыми стали прибрежные воды порта Вакканай о-ва Хоккайдо, где погибли охранная шхуна «Крейсерок» в 1889 г., пароход «Индигирка» в 1940 г. и рефрижератор «Ангара» в 1966 г.
Как ни странно, но одно «роковое» имя, которое носили наибольшее количество погибших судов, приходится на «Николай»: в 1775 г. погибло промысловое судно «Николай», затем последовали три «одноименных» бота Охотской флотилии (1767, 1787 и 1806 гг.), далее судно «Николай» Российско-Американской компании (1808 г.), «тезки» - шхуна и бриг (1827 и 1842 гг.), «компанейский» пароход «Николай I» (184 (?) г.) и пароход «Товарищества Амурскаго пароходства» (1873 г.), всего 9 судов.
Мартиролог погибших судов содержит четыре «Охотска» (1748, 1805, 1855 и 1930 гг.), четыре «Камчатки» (1841, 1905, 1921 и 1922 гг.) и три «Михаила» (1753, 1823 и 1905 гг.).
И в окончании статьи отметим, что поиск затонувших кораблей, не обязательно должен проходить «вдали от берегов». Так, со слов приморского дайвера В.В. Купчика, списанная подводная лодка (предположительно типа «Щ») затонула на рейде судоразделочной базы в Амурском заливе, метрах в 60-ти от владивостокского берега.
От себя заметим, что наверняка это не единичный случай, затопления кораблей и судов у разделочной базы. Полагаем, что «судораздельщики» отчитывались за работу «тоннами вторчермета», а не фактом разделки конкретного судна или корабля. Затонувший корабль «покрывался отчетностью по тоннам» от других объектов разделки, а со временем и терялся «в отчетности». Так же вспомним, что в отчетах ПСС ТОФ упоминались подводные лодки типа «Щ», затопленные в протоке Амура (возможно Шарахунда, имя приводим на память – Ю.В.), на берегах которой «когда-то» располагался сталелитейный завод…
Судоразделочная база Владивостока хранит останки и другого легендарного корабля - эсминца «Войков». Построенный в 1916 г. как балтийский «Лейтенант Ильин», корабль отличился в ходе Первой Мировой войны, приняв участие в Моонзудском сражении. В 1936 г. «Войков» совместно с эсминцем «Сталин» (бывш. балтийский «Самсон») перешел Севморпутем на ТОФ, и через несколько лет отличился в Советско-японской войне, за которую был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В «лихие девяностые» корабль был основательно «порезан» сборщиками металлома. А для потомков сохранилось 100-мм орудие корабля, установленное на Мемориальном комплексе Корабельной набережной Владивостока.