Влияния на жизнь индивидуума информационных потоков. Механизм формирования информационных потоков на примере мультимедийного продукта. Эпизод совместного заседание секции «Растениеводства» ОИАК с учащимися Кванториума

Часть 1. Основная причина в информационной потребности индивида заключается в том, что полученная информация в паре с личностным алгоритмом ее обработки формируют собственные решения, иногда жизненно необходимые. Ну и что здесь плохо? Плохо то, что наша психика, согласно своему разумению для принятия решения воспринимает и учитывает всю поступающую информацию, даже если сознательный уровень по каким-то причинам ее не заметит, то для расчета очередного судьбоносного решения подсознательный уровень незаметно подхватит ее и подсунет в какой-нибудь из ваших алгоритмов. Ну, допустим, а в чем опасность этого? Их даже две: первая не очень опасная и состоит в том, что далеко не вся и информация оказывается достоверна и полезна (ее со временем можно проанализировать и отбросить непотребную), вторая опасность кроется в том, что информация полезна тому и (или) только тому кто ее размещает, а вот тому кто ее принимает может быть крайне вредна (т.е. решение как будто бы принятое вами инициировано кем-то другим). Бороться с этим можно? Даже нужно - математику этого процесса попытаюсь вам объяснить на примере мультимедийного продукта. Для такого выбора есть три причины: первая – массовый продукт (если прошлый век был веком книг и театров, то этот кино и телевидения); вторая - доступный продукт (с интернетом сегодня нет границ, а его запреты условны); третья–очевидность (показанный на его основе пример очевиден и прост к восприятию). Но подобный анализ можно проводить на любых художественных, поэтических, исторических, духовных и т.д. произведениях. Эту часть хочу закончить строкой из стихотворения В. Маяковского "Послушайте! / Ведь, если звезды зажигают -/ значит - это кому-нибудь нужно? / Значит – кто-то хочет, чтобы они были? / Значит – кто-то называет эти плевочки / жемчужиной?".

И так, как же попадает совсем необязательная по сюжету и так нужная кому-то информация в просматриваемый вами мультимедийный продукт. Вариантов три (см. рисунок 1).

рис.1 Схема возможных вариантов переноса личностной информации в массовый продукт мультимедиа

А. Способ очевиден, когда заказчик финансирует мультимедийный проект, он хочет наполнить его информацией определенного качества и содержания, на что выдает техническое задание, обязательное к исполнению.

Б. Способ также очевиден, если режиссеру предоставлен карт-бланш, то продукт его труда получится согласно его миропонимания (у каждого своя точка зрения, а хорошая она или плохая зависит от многих факторов). т.е. если "Вагоновожатый ворона, то следующая остановка будет на мусорнике".

В. Предположим вы уже читали этот материал, проанализировали его и выбрали себе мультимидийного режиссера, мировоззрение которого вы считаете правильным. А так как "практика — это критерий Истины" вы выбираете новый проект для просмотра этого режиссера. Но я тоже знаю об этом, а определенного рода информацию именно вам мне необходимо донести. А дальше дела техники, я внушаю свои мысли режиссеру, а он транслирует их в продукт как свои, а вы получаете нужную мне информацию, ничуть не сомневаясь, что она правильная."Глаша да не наша"

Как же быть - закрыться и не смотреть, не читать, не играть ит.д.? Нет от чего же -смотрите, читайте, играйте, но всегда анализируйте приходящий к вам информационный поток на предмет – кто, когда и зачем.Помните, "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". Со временем подобный анализ войдет в привычку и как знать, однажды при реализации вашего решения вы не получите даже незначительный сопутствующий ущерб.

 

Часть 2. Одно из заседаний нашей секции "Растениеводства" ПКО РГО – ОИАК мы провели в Кванториуме с группой Биоквантума педагога дополнительного образования С.В. Клышевской, возраст учащихся от 10 до 16 лет, количество 12 человек с родителями. Одна из тем обсуждаемых на выездном заседании пересеклась с темой этой статьи. Аудитории было предложено просмотреть анимационный фильм, а после просмотра попробовать определить какую информационную нагрузку он несет. Мультфильм был выбран не случайно причин две: первая – очень интересовала реакция аудитории на этот мультфильм, вторая – если все равно транслировать в психику присутствующих информационный поток, то пусть этот поток несет разумное, доброе, вечное.

И так: "Фантик. Первобытная сказка." (см. рисунок 2); студия "Союз мультфильм"; год выпуска 1975; техника анимации - рисованная; автор сценария Б. Заходер (один из соавторов советского Вини Пуха); композитор А. Рыбников ("Юнона и Авось"); режиссер Е. Гамбург.

Рис. 2. Один из кадров мультфильма. Обратите внимание на графику, она выполнена в стиле наскальной первобытной живописи

Мультфильм полон смыслов и образов, он последовательно озвучивает главные вопросы - как бороться со злом и не пониманием, как изменить окружающих, а значит и мир вокруг себя, как необходимо жить чтобы жизнь была комфортна для всех. Для этого предлагается сравнить две социальные модели организации общества: первую - жизнь в постоянном страхе за себя и свое будущее "по законам Джунглей"; вторую -"Жизнь по совести и любви", протекающая в комфортных для всех условиях. Так как модели две, то и главных героев несколько: это с удовольствием помогающий всем слоненок, это выполняющая роль общественного голоса и высмеивающая слоненка за доброту - мартышка, это страшный зверь и единственный цветной персонаж, намеривающийся сесть слоненка - Штуша-Кутуша. Конечно побеждает добро, но как оно это тонко делает. Слоненок все время помогая другим избегает смерти, доказывая простую истину что если ты будешь жить по совести, то жизнь защитит тебя от всякого зла. Представитель "Закона джунглей" мартышка, удивляясь тому как слоненку легко удается в одиночку решить очередную трудную проблему, которую он не должен решать, в конце сама с удовольствием получает от него помощь ("Это не подряжаемо"). Даже страшный зверь (его озвучивает Е. Леонов), не понимает, почему слоненок вырос если его предсмертное (ошибочное) желание всего лишь укоротить уши. "Но у малых причин бывают большие следствия" (К. Прутков).

Мне было сложно поверить, что старый советский мультфильм с простенькой графикой заинтересует практически всю разнообразную по возрасту аудиторию Биоквантума. В моем детстве мультфильм не пользовался популярностью по двум возможным причинам: первая - информационное перенасыщения о добром, прекрасном и вечном; вторая – не очень большое количество рисованных геройско-приключенческих (как мы любили) мультфильмов. Я приятно ошибся -  "Фантика" смотрели с удовольствием все. Возможных причин такой заинтересованности я вижу тоже две: первая – информационный дефицит о добром, прекрасном и вечном; вторая – большая перенасыщенность геройских приключений с бешеным сюжетом.

По окончанию просмотра ребята сами решили рассказать, что они увидели, а увидели они почти все то что было описано выше. А мне оставалось только слегка скорректировать ответы, да объяснить механику формирования информационных потоков и их влияние на жизнь.

 

Литература:

1. "Достаточно общая теория управления " - Москва, Концептуал, 2017 г.

2. "Разговоры о жизни" интернет-лекции, Позновательное ТВ, М .Величко, 2014г.

Баранов А.В., секция "Растениеводства" ПКО РГО – ОИАК

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ