Быть женщиной-капитаном

Имя Анны Ивановны Щетининой известно во всем мире, для меня важно и ценно отметить, что моя героиня родилась в нашем портовом городе - Владивостоке. Впервые я услышала о Щетининой в военно-патриотическом детском клубе Дальневосточной морской флотилии «Варяг», который я посещаю с 2015 года. Из рассказа преподавателя флотилии, жизнь этой легендарной и неординарной личности была многогранной, она прошла суровую морскую школу от ученика на паруснике до капитана крупнотоннажного судна, преодолев все встретившиеся на пути трудности. Я заинтересовалась этой героиней, мне захотелось ответить для себя на вопрос: а что явилось основополагающим в выборе А.И. Щетининой морской специальности.

Известно, что детство Анны прошло в пригороде Владивостока, на берегу Амурского залива. С самого раннего возраста она могла наблюдать за морем, возможно, мечтала о странствиях и путешествиях под парусами. Летом 1924 года, когда девушке исполнилось 16 лет, она вместе с семьей поехала к отцу, который работал на рыбном промысле в лимане реки Амур. Впервые она оказалась на морском пароходе, увидела работу моряков. Она могла наблюдать за всем: постановкой судна на якорь, подходами катеров к борту судна, швартовкой к причалу. В этот сезон был разгар летнего хода кеты, поэтому день и ночь катера подвозили к пристани кунгасы, полные рыбы, которая уже на вагонетках доставлялась к разделочным столам, а оттуда - в засольный сарай. С первых дней вместе с мамой она работала на разделке рыбы. Из воспоминаний самой Щетининой, уже возвращаясь во Владивосток, она обратила внимание, что на пароходе работают только мужчины. Ее заинтересовало, а есть ли где-нибудь женщины-моряки?

В том далеком 1925 году, после окончания 8 классов, она поступает на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума, который располагался на улице Фонтанной. Прежде чем туда поступить, Щетинина написала письмо на имя начальника училища, в нем содержалась и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям, связанными с обучением морской специальности. Она выдержала все экзамены, в период обучения проходила практику на судах, после окончания техникума по распределению была направлена в Акционерное Камчатское общество, где и работала, пройдя путь от матроса   до капитана.

Однажды, в интервью А.И. Щетинина на вопрос, почему она пошла в моряки, ответила: «Все очень просто: люблю море. Не думайте, что это лирика, романтика…».  Что можно добавить к сказанному самой женщиной-капитаном? Полагаю, что именно безграничная, безмерная и светлая любовь к морю, могли повлиять на выбор Щетининой посвятить свою жизнь морской специальности.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, легко ли Анне Ивановне Щетининой было стать действующим капитаном дальнего плавания, что необходимо было сделать ей для достижения своей главной цели, я проанализировала ее автобиографию, воспоминания и рассказы ее современников, коллег, единомышленников, и попытаюсь ответить на поставленный вопрос.

Известно, что Анна Ивановна Щетинина, после окончания морского техникума, без промедления начала прохождение морской практики на судах Акционерного Камчатского общества. Она наравне с мужчинами прошла путь от матроса до старшего помощника капитана. В 1934 году получила диплом капитана дальнего плавания. 

Вскоре после получения диплома капитана дальнего плавания, А.И. Щетининой   было поручено перегонять пароход «Чавыча» из Гамбурга в Петропавловск. На первый взгляд, ничего особенно в этом не было! Однако из   издательских источников я узнала, что приезд Щетининой в Гамбург для приемки судна произвел буквально фурор. Особое любопытство к женщине-капитану проявили и в Сингапуре. Проявляли исключительный интерес ко всем деталям, связанным с «небывалым в истории мореплавания фактом». Газеты пестрили статьями о женщине-капитане, она буквально затмила сингапурский горизонт… Так отнеслись в далеком 1935 году к капитану Щетининой за границей в ее рейсе на «Чавыче» из Гамбурга в Петропавловск. На пароходе «Чавыча» под командованием Щетининой находилось 30 человек команды, самой Щетининой на тот момент исполнилось 27 лет. Это очень дорогого стоит, когда тебе доверили перегнать пароход, и более того, ты обязан нести ответственность за каждого члена экипажа. Щетинина достойно с этим справилась, возможно чувство ответственности было в ее характере доминирующим. Дальнейшая профессиональная деятельность Щетининой была неразрывно связана с морем.

Важно отметить, что в годы Великой Отечественной войны в период с 1942 по 1945 года она была капитаном пароходов «Карл Либкнехт», «Родина», «Жан-Жорес» Дальневосточного морского пароходства; участвовала в перевозках грузов из портов Канады и США на Дальний Восток СССР, а также принимала участие в обеспечении десантных операций на островах Курильской гряды во время войны с Японией. Уже имея за плечами огромный опыт работы в должности капитана, пройдя огромное количество миль по морю, она однажды гордо сказала о себе, выступая перед трудящимися Одессы: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!». Эти слова, сказанные самой женщиной-капитаном, позволяют мне сделать вывод о том, что она много работала, верила в себя, самосовершенствовалась, безгранично верила в большое будущее нашего флота.

В биографии А.И. Щетининой было множество событий, которые могут заслуживать всеобщего внимания, однако для себя я отметила воспоминания ее современника (в то время, исполняющего обязанности второго помощника капитана на т/х «Охотск», А.П. Ганцовского) о кругосветном плавании т/х «Охотск» под командованием женщины-капитана.

В марте 1967 года т/х «Охотск» снялся из порта Владивосток и вышел в море, на борту судна вместе с членами экипажа присутствовало два кинооператора, которые планировали снять фильм под названием «Анна Ивановна». По выходу в рейс Анна Ивановна на командирском совещании поставила конкретные задачи перед командирами, ознакомила с планом работы на рейс. Одним из пунктов плана было проведение занятий по английскому языку три раза в неделю по 1,5 часа. После двухнедельного срока изучения Анна Ивановна проводила на судне неделю английского языка. В это время разговоры в кают-компании и на мостике велись исключительно на английском языке. Некоторые члены экипажа чувствовали себя эту неделю не совсем уютно. Во время перехода в проливах, узкостях Анна Ивановна требовала изучения лоции и особенно от вахтенного помощника, на чьей вахте проходили сложные, с точки зрения судовождения, места. Вахтенный помощник должен был проложить курс согласно требованиям лоции и после, в присутствии капитана и судоводителей изложить информацию и выслушать мнение Анны Ивановны. Кинооператоры, присутствующие на судне, занимались съемкой фильма. Во время прохождения островов Греции один из кинооператоров без разрешения полез на мачту и проводил съемки. Анна Ивановна поднялась на мостик, сделала устное замечание второму помощнику капитана, приказала кинооператору Канищеву спуститься на палубу и провела с ним соответствующую работу, сделала замечание за нарушение техники безопасности.

Во время прохождения Суэцкого канала лоцман был крайне удивлен, что судном командует женщина. Сначала он был шокирован, но после состоялась беседа о взаимных интересах по работе. Следующий лоцман поднялся на борт судна с большим букетом цветов и вручил их Анне Ивановне.

После выгрузки в порту Николаев судно перешло в Новороссийск под погрузку мешкотары в тюках и консервов на Кубу. В порту Новороссийск Анна Ивановна попросила второго помощника капитана проводить ее к начальнику пароходства. Это было после рабочего дня. На месте начальника пароходства не оказалось. Возвращаясь на судно, проходя мимо ресторана, Анна Ивановна предложила зайти в ресторан и покушать украинского борща. К сожалению, этого блюда не оказалось, заказали другие закуски. Незаметно прошло время, начали появляться новые отдыхающие, в том числе и члены экипажа т/х «Охотск». Анна Ивановна решила остаться послушать музыку. И вдруг руководитель оркестра объявляет, что в зале присутствует первая в мире женщина-капитан Анна Ивановна Щетинина. Вокруг столика, за которым сидела Анна Ивановна, появился ансамбль цыган, столы были сдвинуты, принесли много цветов, шампанского, практически весь вечер в ресторане был посвящен Анне Ивановне. Ансамбль цыган провожал Анну Ивановну до самого порта, и она пригласила их посетить судно на следующий день. Утром начальник пароходства прислал машину и пригласил ее чрез своего помощника в управление.

Погрузка в порту шла медленно, и Анна Ивановна организовала выезд всего экипажа, за исключением вахты, на отдых в Абрау Дюрсо. Дирекция винного завода была предупреждена, они встретили Анну Ивановну, и она находилась в гостях до самого отхода автобуса на судно. Дирекция завода вручила Анне Ивановне сувенир – два бочонка, литров по двадцать, виноградного вина. Анна Ивановна решила оставить это вино на свой 60-летний юбилей. Как-то в кают-компании она поделилась своими впечатлениями о поездке на отдых и о «сувенире». Командиры делегировали второго помощника к Анне Ивановне с графинчиком. Она посмотрела на графин и спросила: «Что у вас не нашлось подходящей посуды?». Второй раз пришлось идти с чайником. Она была уверена в командирах судна, что они не позволят ничего лишнего касательно алкоголя, особенно те, которые должны заступать на вахту.

Во время длительной стоянки на Кубе Анна Ивановна неоднократно организовывала выезды на острова на отдых на судовых мотоботах. Отдых был совмещен с поиском больших ракушек и кораллов. Все это Анна Ивановна снимала на кинокамеру. «Кинокамера – это единственное богатство, которое у меня есть», - говорила она.

Во время стоянки у причала в порту Матанзисе на судно приходило много делегаций и каждая из них приносила портреты Чегевары.

В честь 50-летия Великого Октября Анне Ивановне было рекомендовано устроить прием руководству города и гражданам Кубы, не более 50 человек. Все было организовано по высшему классу, правда, были некоторые трудности с наличием спиртного, пришлось делать коктейли из запасов спирта. Уже находясь на рейде в 4 часа утра, группа граждан Кубы посетила судно, и до утра экипажу был показан концерт.

Во время прохождения Панамского канала лоцманы уже знали, что т/х «Охотск» находится под командованием А.И. Щетининой, с их разговора, считали за счастье поговорить с легендарной женщиной-капитаном.

Однажды на переходе от Панамы до Японии некоторым членам экипажа не понравилось питание – «закормили кроличьим мясом». До этого рейса т/х «Охотск» перевозил пшеницу из Австралии. В Австралии взяли по низкой цене много кроличьего мяса и чтобы его реализовать, повар готовил большие порционные блюда, а некоторым это не нравилось. Анна Ивановна собрала весь экипаж и спросила, кто на берегу лучше питается. Чтобы питаться так, надо держать кухарку. Кто в состоянии это сделать? И привела пример: «Я, преподаватель ДВВИМУ, доцент, на свою зарплату так не питаюсь, наварю борща, прибегу с училища, разогрею и этим довольствуюсь».

Анна Ивановна не любила вспоминать о ее прошлой работе, изредка вспоминала работу на «Жан Жоресе» и предыдущих судах ДВМП, в училище.

По приходу в Иокогаму было много делегаций, приглашений посетить мэрию, морские учебные заведения Японии.

На переходе во Владивосток Анна Ивановна провела собрание экипажа, поблагодарила экипаж за совместную работу. Был издан приказ о поощрении многих членов экипажа. Приняла аттестацию у судоводительского состава и зачеты у практикантов ДВВИМУ. На собрании, в преддверии 60-летия Анны Ивановны командиры судна подарили ей магнитофон. Анна Ивановна вручила экипажу свою кинокамеру.

По возвращении на теплоход капитана К.М. Краснокутского, им было предложено от имени экипажа вернуть камеру Анне Ивановне. Бывший 1-й помощник капитана Н.И. Никишов и 2-ой помощник А.П. Ганцовский посетили Анну Ивановну. Она наотрез отказалась принимать обратно кинокамеру. После длительных убеждений, что на судне нет специалистов, чтобы использовать камеру, и что большинство из членов экипажа списалось с судна, Анна Ивановна приняла камеру и попросила зайти к ней капитана К.М. Краснокутского. Впоследствии, посещая т/х «Охотск», Константин Михайлович рассказал о трудном разговоре с Анной Ивановной насчет возврата камеры.

Вот такое воспоминание об Анне Ивановне Щетининой поведал нам А.П. Ганцовский, ветеран, заслуженный работник пароходства, почетный работник Министерства морского флота, он признавался, что многому его научила А.И.Щетинина за 11 месяцев совместной работы на т/х «Охотск», очень много пригодилось ему в дальнейшей работе на судах, в партийных и профсоюзных организациях и в структурных подразделениях компании

26 февраля 2018 года исполняется 110 лет со дня рождения легендарной женщины-капитана Анны Ивановны Щетининой. Жизнь Анны Ивановны Щетининой - яркая страница в морской летописи России. В 2013 году в городе Владивостоке, на Эгершельде был торжественно открыт сквер имени Анны Ивановны Щетининой - первой в мире женщины - капитана дальнего плавания. Это всемирно известная жительница Владивостока, которой нужно гордиться настоящему и будущему поколению.

Василиса Лобацеева, МБОУ СОШ № 33, обучающийся морскому делу юнга второй статьи в Детской Морской Флотилии «ВАРЯГ»

НАШИ ПАРТНЕРЫ