К 100-летию ледокола «Красин»
31 марта 2017 года 100 лет назад на легендарном ледоколе «Красин» был поднят Андреевский флаг. В торжествах по случаю юбилея приняли участие делегации Великобритании, Италии, Норвегии, Финляндии, Германии, США.
11 мая в 18:00 в Большом зале Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге открылась выставка "Ледокол "Красин" - 100 лет подвига». Выставочный проект инициирован творческим объединением "Очарованный Странник" при поддержке Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества, Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, Ледокола-Музея «Красин», Музея Мирового океана.
МОЯ СЕМЬЯ И ЛЕДОКОЛ «КРАСИН»
Россия поистине величественная страна. Наше государство самое большое по территории, омывается тремя океанами, имеет выход в тринадцать морей. Именно поэтому одним из приоритетов страны всегда являлось развитие судостроения.
России принадлежит наибольшая по протяженности зона в Арктике, что подтолкнуло к созданию мощного ледокольного флота. Идея создания ледокольного флота принадлежит С.О. Макарову.
Первыми ледоколами, которые бороздили льды Арктики, стали ледокол «Ермак» и ледокол «Красин» (ранее «Святогор»).
Ледокол «Красин» был построен в 1917 году в Великобритании. В этом же году ледокол вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Сейчас «Красин» музей ледокольного флота на приколе.
На ледоколе «Красин» работали мои родственники, члены морской династии: Палутис Алексей Иванович, Палутис Ревмир Иванович, зятья Палутис Ивана Михайловича, родоначальника нашей морской династии, Чураков Иван Егорович, Сенюшкин Иван Владимирович, Севастьянов Ленинслав, Миронов Александр Ильич.
В 2008 году мне посчастливилось встретиться с дедушкой Ревмиром. Ему бы сейчас исполнилось 89 лет. К сожалению, Ревмир Иванович умер в 2013 году.
В мае 2007 года Ревмир Иванович был приглашен в Санкт-Петербург на торжество по случаю девяностолетия ледокола «Красин». Он был единственным живым членом экипажа, служившим на этом ледоколе в годы Великой Отечественной войны. Ведущая торжества журналистка 1-телевизионного канала назвала Ревмира Ивановича «живой легендой».
Ревмир Иванович успел рассказать мне, как он стал юнгой и попал на ледокол.
«…Шла война. Многие моряки прямо с судов ушли на фронт. На судах не хватало кочегаров, матросов, машинистов и других специалистов. 16 октября 1942 года приказом №300 Наркома Морского флота был введен институт воспитанников юнг в возрасте от 12 – 16 лет. В это время на ледоколе «Красин» уже работали члены нашей семьи – Палутис Алексей Иванович и муж средней дочери Ивана Михайловича – Чураков Иван Егорович. Они то и поспособствовали тому, чтобы меня приняли юнгой на ледокол. Меня поставили на вахту кочегаром. Вот тут я и узнал, что такое «лопата кочегара». Сначала я не верил, что кочегар за смену в топку забрасывает 2,5 тонн угля. Но когда мне самому довелось забрасывать уголь, почудилось, что это были не 2,5 тонны, а все 10. От усталости валился с ног. Казалось, что я вовсе не спал. Хотя и работал меньше часов, чем взрослые.
Дальше пошло ознакомление с машинным делом. Взяли меня в машинное отделение. Учился я старательно, запоминая тонкости машинного дела на практике. Научился по стуку определять, где смазать, а где и почистить. Я знал, назад шагу нет… война, голодно. Отец умер, а дома мама и младший брат с сестрой. Через два года сдал экзамены и подтвердил свои знания по машинному делу, в результате был назначен учеником машиниста, а затем и машинистом. Так я стал кадровым моряком.
Много трудностей было поначалу. И морская болезнь донимала, и боязнь звука скрежета ледокольного железа, сразу в страхе всматривался в поверхность воды, нет ли мин.
В проливе Лаперуза был страх, когда японцы поднимались на борт для досмотра корабля. Тогда это было их морское пространство. Тогда то я и понял, что детство кончилось. Особенно брал страх, когда объявлялась военная тревога.
Первый рейс был долгий, длившийся почти полгода. Никогда не забуду свое первое возвращение домой. Гордость переполняла меня. Я здесь. Я дома. Я несу маме свою первую зарплату…»
Вот такими непростыми были годы работы Моего дедушки Ревмира Ивановича.
Моя бабушка, племянница Ревмира Ивановича, Афанасьева Маргарита Владимировна в 2015 году была в Санкт-Петербурге. Она посетила музей-ледокол «Красин», встретилась с заместителем Чилингарова А.Н. первого вице-президента Русского Географического Общества Филиным П.А., передала ему все материалы, фотографии, биографии членов нашей семьи, работавших на ледоколе. Павел Анатольевич выразил письменную благодарность Маргарите Владимировне и лично пригласил ее на масштабное празднование 100-летия ледокола «Красин» в 2017 году.
Ледокол «Красин» всегда будет оставаться символом зарождения ледокольного флота. И пусть время летит неумолимо, пусть меняются времена… События, истории остаются навсегда… Никто не забыт, ничто не забыто…
Семенцова Ксения, член Русского географического общества.