Харбин в объективе фронтового фотокорреспондента Николая Шкулина (август-сентябрь 1945 г.)

А.Н. Аверина

Заведующая научно-исследовательским отделом истории

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова

averinamuseum@mail.ru

 

Аннотация: статья посвящена обзору коллекции фотографий военного фотокорреспондента Николая Шкулина из собрания Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, запечатлевшего Харбин в августе-сентябре 1945 года. Автор запечатлел вход в город частей Красной армии, городские зарисовки возвращающегося к мирной жизни Харбина, а также Парад победы над милитаристской Японией, прошедший 16 августа 1945 г.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Маньчжурия, война с Японией, Харбин, парад победы над Японией, фотокорреспондент.

Annotation: the article is devoted to a review of the photographic heritage of the military photojournalist Nikolai Shkulin from the collection of the Khabarovsk Territorial Museum after N.I. Grodekov, who captured Harbin in August-September 1945. The author captured the entrance to the city of Red Army units, urban sketches of Harbin returning to a peaceful life, as well as the Victory Parade over militarist Japan, held on August 16, 1945.

Keywords: World War II, Manchuria, war with Japan, Harbin, victory parade over Japan, photojournalist.

 

Николай Шкулин, военкор армейской газеты «На защиту Родины» в составе частей 1-й Краснознамённой армии 1-го Дальневосточного фронта принимал участие в Маньчжурской стратегической наступательной операции (9 августа-2 сентября 1945 г.), в результате которой, после капитуляции Японии, закончилась Вторая мировая война [3. С. 687]. На протяжении всего периода военной операции в Маньчжурии (9 августа-2 сентября 1945 г.) находился на передовой, бесстрастно фиксируя на фотокамеру, ход сражений, людей, местность. Своего рода путевые маньчжурские фотозаметки, как исторический визуальный источник, интересны своей репортажностью, живостью кадра. Итогом стали более 1 тысячи снимков, переданных автором в 1980-е гг. в собрание Гродековского музея [1. Д. 3. Л. 7].

Николай Николаевич Шкулин – человек-легенда для хабаровских фотолюбителей, участника Хасанских боев 1938 года, войны с милитаристской Японией, многолетний фотокорреспондент армейских газет «На защиту Родины», «Тревога», «Суворовский натиск», а также краевой газеты «Тихоокеанская звезда», «Советская Россия», члена Союза журналистов СССР, будучи фотокорреспондентом краевой газеты «Тихоокеанская звезда» стал летописцем мирной жизни Дальнего Востока [1. Д. 2. Л. 5].

Будущий фотомастер родился 1 сентября 1912 года во Владимире. В 1929 году Николай Шкулин поступил на работу в Ивановскую областную детскую техническую станцию инструктором по фотографии. Параллельно продолжил обучение в «девятилетке», после окончания, которой в 1930 году начал свой путь профессионального фотокорреспондента в журнале «Ударник» [1. Д. 3. Л. 9].

В 1931 году Николай Николаевич поступал в Ивановский химический институт на химический факультет, но конкурс не прошёл как сын служащего. Стремления получить высшее образование не оставил и в 1932 году поступил в Ивановский сельскохозяйственный институт. Однако через 2 года, в 1934 году, всё-таки был вынужден оставить учёбу, т.к. отец заболел туберкулёзом и возникла необходимость заботиться о нём [1. Д. 3. Л. 1].

Вместе с братом Вячеславом, увлекаясь спортом, Николай подготовил акробатический цирковой номер и ещё в 1928 года выступал в частной цирковой труппе Васильева в г. Иваново. В связи с болезнью отца, Николай ушёл из института, и вместе с братом начал выступать в Госцирке СССР [6. С. 12].

1934 год стал во многом рубежным в биографии Николая Николаевича. Помимо болезни и смерти отца, в этом году он встретил свою будущую супругу. Тамара Павловна (Бородько) Шкулина родилась в 1912 году на станции Имяньпо Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) [1. Д. 4. Л.1.]. Семья Ивана Фёдоровича Бородько приходилось Тамаре не родной, она воспитывалась в ней, рано потеряв мать. В 15 лет Тамара ушла из семьи, которая к тому моменту перебралась в г. Никольск-Уссурийский (с 1935 года – Ворошилов-Уссурийский) Приморской области, и начала самостоятельную жизнь [1. Д. 4. Л.1.].

Находясь на гастролях на Дальнем Востоке, работая в Никольск-Уссурийском госцирке в том же 1934 году по призыву Никольск-уссурийского горвоенкомата Николай Шкулин был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и зачислен в учебный батальон 42 мотомеханизированной бригады [1. Д. 4. Л. 7].

В 1936 году Н.Н. Шкулин остаётся на сверхсрочную службу сроком на 1 год в отделе боевой подготовки штаба Приморской группы войск Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА) на должности фотографа в подчинении начальника отдела боевой подготовки Н.Э. Берзарина, будущего первого коменданта Берлина [1. Д. 4. Л. 7]. Так началась его карьера военного фотокорреспондента.

В 1937 году, после окончания срока службы, уволился и поступил в Ворошиловский Дом Красной армии фотографом [1. Д. 4. Л. 6]. А в 1938 году перебрался в Хабаровск, где стал работать в фотокорреспондентом Хабаровского отделения ТАСС [1. Д. 4. Л. 6]. В следующем году перешёл на работу в редакцию армейской газеты «На защиту Родины!» по предложению редактора газеты Миронова [1. Д. 4. Л. 6].

С «лейкой» и блокнотом он участвовал в военных событиях 1930-х гг. на Дальнем Востоке, на Хасане. Популярными стали его снимки «Советские снайперы на огневой позиции», «Три танкиста», фотографии Героев Советского Союза рядовых Е. Чуйкова и С. Гуденко, комкора Штерна и командира отличившейся 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии Н.Э. Берзарина [5. С. 140-141].

Будучи фотокорреспондентом армейской газеты «На защиту родины!» Н.Н. Шкулин встретил войну [1. Д. 4. Л. 5]. Для Дальнего Востока события августа-сентября 1945 года особенные – регион из глубокого тыла превратился в передовую, внимание всего мира было приковано к боевым действиям на Востоке, в том числе в Маньчжурии, журналисты и фотокорреспонденты, которые имели бронь и не отправлялись на западный театр боевых действий, стали фронтовыми журналистами и корреспондентами. Ярко проявился профессионализм фотографов – молниеносность боевой операции требовала оперативную подготовку и отправку в центральные газеты фотоизображений, поэтому фотографирование, обработка негативов и печать фото делались тут же, на передовой.

В августе 1945 г. участвовал в Маньчжурской наступательной операции, дошёл до Харбина. Его фотоработы рассказывают о продвижении наших войск в тайге и по степям, переход границы Маньчжурии, запечатлены боевые подразделения Красной армии на штурме высот Большого Хингана и укрепленных пунктов противника (танковые части, артиллерия, авиация на лётном поле). Ожесточенные бои за города Муданьцзян и Харбин. Помимо боёв запечатлены и минуты отдыха – привалы в тайге [2].

19 августа 1945 года Харбин был занят советским воздушным десантом (9-я воздушная армия 1-го Дальневосточного фронта) и моряками Амурской военной флотилии 2-го Дальневосточного фронта, а 20 августа в город вступили соединения 15-й армии 2-го Дальневосточного фронта. Освобожденный от японцев город перешел под контроль советской военной администрации [3. С. 655].

Отдельный блок маньчжурской фотоколлекции Н. Шкулина запечатлел Харбин августа-сентября 1945 года: это бытовые зарисовки городской жизни с уличными торговцами, рикшами, вывесками на русском и китайском языках. Встречи красноармейцев с местным русским, китайским, корейским населением, священнослужителями русской православной миссии в Китае [2]. Во дворце императора Пу И красноармейцы фотографировались на память.

2 сентября в Харбин прибыл Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке Маршал А.В. Василевский. Он осмотрел Харбинский гарнизон, командовал которым генерал-полковник А.П. Белобородов. Военные трофеи и колонны пленных японцев [2], [7] (Рис.1).

 

Рис.1 Пленные японцы на Соборной площади Харбина, осень 1945г.

В объектив фотокора попали митинги советско-китайской дружбы: встречи-приветствия населением Харбина советских воинов с транспарантами, портретами Сталина и цветами, митинг по случаю вывода советских войск из Харбина 21 апреля 1946 г. [2] в октябре 1945 года Н.Н. Шкулин заснял открытие в Харбине памятника советским воинам-освободителям [2].

16 сентября 1945 г. в Харбине прошёл парад в честь Победы над Японией. Запечатлены пешие колонны, колонны военной техники с боевыми расчётами, конные повозки с пушками, на трибуне парад принимают представители администрации Харбина, мэр города, начальник Харбинского гарнизона советских войск, командующий парадом, генерал армии А.П. Белобородов [2], [7] (Рис.2).

 

Рис.2 Парад советских войск в честь Победы над Японией, 16 сентября 1945г.

Некоторые репортажные фотозарисовки Н.Н. Шкулин называл «этюдами», как например «Этюд «Знакомство» – запечатлён момент знакомства красноармейца с русской девушкой-харбинкой, читающей книгу на лавочке [2], [7] (Рис.3).

 

Рис.3 Этюд «Знакомство», Харбин, сентябрь 1945г.

Лейка Н.Н. Шкулина скурпулёзно зафиксировала 23 дня войны с Японией, в объектив попали и боевые действия, и городские зарисовки, и рядовые фронтовики, и командующие фронтами. Командующий 1-й Краснознаменной армией 1-го Дальневосточного фронта генерал-полковник А. Белобородов назвал Н. Шкулина «нашим боевым летописцем» [6. С. 13].

11 декабря 1947 года Николай Николаевич приказом маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского перешёл в редакцию газеты Дальневосточного военного округа «Суворовский натиск» [1. Д. 4. Л. 21], где трудился фотокорреспондентом многие годы, перейдя затем в краевую газету. Он был известен среди хабаровских фотографов как признанный мастер репортажного снимка. В 1989 г. музей приобрел у вдовы фотографа его архив: около двух тысяч негативов и сотни фотографий. «Маньчжурская» часть составляет 1010 негативов с контрольными отпечатками, аннотированными автором, и 27 планшетов (распечатанных большеформатных фотографий), также аннотированных автором [5. С. 141].

В 2001 г. в Харбине экспонировалась его маньчжурская коллекция на выставке «Война с милитаристской Японией» [5. С. 142]. Инициаторами выставки стала китайская сторона, представители провинции Хэйлунцзян, которые ознакомились со снимками в Хабаровске. Это была первая выставка Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, открытая в Китае. Многие снимки Н. Шкулина вошли в обновлённые экспозиции музея, посвящённые истории Хабаровского края в 1923-1993 гг. («Хабаровский край в 1923-1953 гг.», «Развитие Хабаровского края в 1960-1990 е гг.»). Таким образом, фотоработы Н. Шкулина представляют сегодня историческую и художественную ценность, т.к. запечатлели несохранившиеся здания. Его фронтовые снимки экспонировались на многих выставках, в том числе и международных, ещё при жизни автора и продолжают оставаться востребованными сегодня.

 

Список источников и литературы:

  1. Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. Ф. 93. Собрание документов личного происхождения работников массовой информации и связи Хабаровского края. Оп. 5 Коллекция документов и фотографий Шкулина Николая Николаевича (1912-1989). Д. 1-5.
  2. Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова, ХКМ КП 9476/1008; ХКМ КП 9476/1047; ХКМ КП 9476/1109; ХКМ КП 9476/1684; ХКМ КП 9476/1783; 9476/1516; 9476/1566 ХКМ КП 9476/1357; ХКМ КП 9476/1247; ХКМ КП 9476/1215; ХКМ КП 9476/1428; ХКМ КП 9476/1262.
  3. История Дальнего Востока Росси. Дальний Восток ССССР: 1941-1945 гг. / под общ. ред Н.Н. Крадина, отв. Ред Г.А. Ткачёва. – Владивосток: Дальнаука, 2020, – 994 с.
  4. Позина, Н.С. Хабаровские журналисты в Маньчжурском походе Красной армии / Н.С. Позина // Войны и военные конфликты ХХ в. в судьбах дальневосточников. Вып. 1. Дальний Восток России в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. – Хабаровск: Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова, 2010- С. 135-140.
  5. Редчун, В.М. Военное фотодокументальное наследие Николая Шкулина / В.М. Редчун // Культура и наука Дальнего Востока. – 2020. - №. 2. – С. 139-145.
  6. Шкулин. Маньчжурская операция. Каталог выставки. Авт.-сост. Ю.В. Белкин. Хабаровск: Двоичный кот, 2020. – 100 с.
  7. Фотоматериалы Николая Шкулина доступны для просмотра через QR-код. Все авторские права сохраняются за Хабаровским краевым музеем имени Н.И. Гродекова.

 

Материалы по теме:

Фотографии к статье Авериной А.Н. «Харбин в объективе фронотового корреспондента Николая Шкулина (август-сентябрь 1945 года)».PDF

НАШИ ПАРТНЕРЫ