Лекция о красоте, обаянии и тонкости женской натуры
18 ноября в конференц-зале Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края состоялась незабываемая встреча с двоюродной племянницей знаменитой «Девушки в кокошнике» Марии Балашовой-Артемьевой с Юлией Владимировной Марковой.
Как связана «Девушка в кокошнике» с картины известного художника Константина Маковского с нашим славным городом?
Начну сначала.
А именно: с художника Константина Маковского, написавшего огромное количество картин. Баловень судьбы, «блестящий Костя», успех и слава при жизни, три красавицы жены и семеро детей.
Талант Константина обусловлен генами - его отец Егор Маковский художник, как и его 4 сына.
Константин учится в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, идет на золотую медаль.
Но 14 лучших студентов Академии в ответ на запрет Академиков самостоятельно выбрать тему своей дипломной работы, покинули Академию и создали Артель художников во главе с Иваном Крамским. «Бунт четырнадцати» - так назвали этот шаг они.
Константин начинает писать серию портретов петербургской знати и зарабатывает настолько хорошо, что снимает себе мастерской рядом с Дворцовой площадью!
«Лучшие красавицы наперебой позировали мне, я зарабатывал огромные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин» - вспоминал сам художник.
Император Александр II называл его «мой живописец», а друзья «блестящий Костя».
Картину «Боярский свадебный пир» у художника не смог купить сам Павел Третьяков. Тогда картину купил втридорога американский коллекционер.
Известная картина К. Маковского «Дети бегут от грозы» в советское время печатали в журналах, на календарях, открытках.
Известен портрет его кисти «Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский - генерал-губернатор Восточной Сибири».
Константин Маковский был большой любитель старины и коллекционировал антиквариат, в том числе старинную одежду. Предметы своей коллекции он часто использовал в качестве реквизита.
Его картины женщин в образе боярынь: «Боярышня», «Чарка меду», «Девушка в кокошнике».
Картина «Девушка в кокошнике» была продана на аукционе Сотбис в Лондоне за 5 тысяч фунтов стерлингов и находится в частной коллекции.
И имеет отношение к Владивостоку.
Девушку по имени Мария Балашова художник встретил в Петербурге и поразившись красотой 17-летней Марии, стал просить разрешения у ее родителей написать портрет.
Так появился шедевр под названием «Девушка в кокошнике».
Затем судьба забросила семейство Балашовых во Владивосток. Отец получил приглашение на работу по постройке Трансибирской магистрали.
Здесь в дальнейшем Мария вышла замуж за генерала Петра Артемьева.
Далее с извилистым путем жизни Марии познакомила нас журналист, член ПКО РГО – ОИАК Тамара Николаевна Калиберова.
Часто выходило так, что красота Марии спасала ее из трудных ситуаций. После прихода Советской власти Марию, как жену белого генерала, отправили на поселение с запретом проживать во Владивостоке. Но молодая женщина дошла пешком до самого Калинина-народного старосты и попросила разрешения вернуться во Владивосток.
После приезда во Владивосток она проживала в семье своей сестры Валентины.
Приглашенная гостья - племянница Марии-Юлия Владимировна Маркова далее повествовала о жизни Марии в семье, о своих детских воспоминаниях.
Своих детей у Марии не было, и она до конца своей жизни жила с семьей сестры. Замуж больше не вышла, красива была до старости и офицеры с острова Русский добирались до ст. Океанской, чтобы только взглянуть на красоту этой женщины...Мария упокоилась на старом кладбище на ул. Клевера...
Родственницы Марии Артемьевой-Балашовой - Юлия Владимировна Маркова и Евгения Бурлакова приехали к нам в Общество рассказать нам о двух таких интересных семьях Владивостока.
Бурлаковы, как и Балашовы появились во Владивостоке в конце прошлого века. Приехали из г. Бийска, девять братьев с матерью.
Один из Бурлаковых был дедушкой нашей гостьи Юлии Владимировны. Братья Бурлаковы вместе с купцами Циммерманом и Радомышельским принимали участие в строительстве Большого музыкального театра на ул. Светланской, 50.
После революции большую семью Бурлаковых разбросало кого - куда: кто оказался в Харбине, кто - в Москве.
Александр - дед Юлии Владимировны - остался во Владивостоке, вырастил двух сыновей Владимира и Александра. Дедушка строил дачи, занимался конным спортом на ипподроме вместе с Янковскими.
Юлия Владимировна родилась в 1937 году на ст. Океанская, там и прошло детство, там же пошла в школу, старенькую, с печным отоплением. Окончив школу, поступила в ДВПИ, получила профессию строителя.
В парке им. Сергея Лазо долгое время работал художником-оформителем ее дядя - Александр. Он был художником и мастером на все руки. Сам нарисовал, выпилил и раскрасил огромного Гулливера в парке им. С. Лазо.Сейчас мало кто помнит об этом.
Юлия Владимировна вышла замуж, родила двух прекрасных дочек, дала им образование. Одна дочка архитектор, вторая - врач-офтальмолог.
Одна из дочерей постаралась сделать фамильное древо Балашовых-Бурлаковых.
Юлия Владимировна с теплотой вспоминала свою «тетю Маню», жаль, что ничего из вещей, принадлежащих ей, не осталось.
В зале присутствовали ученицы МБУДО «ДШИ № 8 им. А.В. Воробьева» г. Владивостока, 5 класс, преподаватель ДШИ Шолохова С.А.
Ученицы 5 класса художественного отделения Лифорова Вероника и Пащенко Софья представили свои работы «Девушка в кокошнике» и «Девушка в костюме Флоры».
Музыкальное сопровождение осуществляла Мария Кузьмина - менеджер ТИЦ ПК, она исполняла романс «Гори,гори, моя звезда».
Лекция проходила в рамках Краеведческого лектория ПКО РГО-ОИАК.
По просьбе слушателей готовится лекция о братьях-художниках Маковских, и улицах пригорода Владивостока, названных в честь писателей и поэтов.
Наталья Кургузова, экскурсовод, член ПКО РГО – ОИАК.











