Механика формирования второго смыслового ряда в мидийных продуктах и система их расшифровки, а также их значимость для индивидуума на примере официального клипа «Rammstein» «OhneDich»

Как-то товарищ в рамках музыкального «ликбеза» предложил мне послушать «Rammstein» и сам выбрал «OhneDich» с его официальным клипом.

Я посмотрел, и первое что спросил: «А клипы тебя такие не пугают? Уж очень он информативный».

- Почему должен пугать? Так там, вообще, про дружбу и про покорение вершин. И что своих не бросаем... Там за палаткой Эльбрус виден.

- Про дружбу? Я про видеоряд? А клип то политический.

Я не фанат немецкой музыки, если попадается выключать не бегу, но и текст не перевожу, это не «Летучий голландец» и не «The Beatles». Правда «Катюша» в его исполнении, получилась прилично.

- Да нет, «Rammstein» команда вне политики, ни одного политического интервью не дали, ни в одном политическом ток шоу не засветились. Сейчас у Линднмана роман с Лободой, так только про любовь и пишет. А про дружбу, там один из них на половину подъема был ранен и идти не смог, так его друзья на руках на вершину и вынесли, тем самым его мечту исполнили.

- Где он и умер.

Давайте разбираться. Допустим, нашему знакомому Федору предложили попробовать себя в качестве режиссера и снять клип. Его дебют профинансировали, группу собрали, песню выбрали. Дальше сам, иначе «…зря мы его кормим». Ну еще ему подсказали или он сам подсмотрел, что сейчас в тренде нужно снимать видеоряд по сюжету несоответствующему или слабо соответствующему смыслу песни. «Значит так и буду снимать» - решил наш режиссер, читая сюжет, который передал ему заказчик… Это пример механизма построения второй смысловой нагрузки и наполнения ею видеоряда, расширенный список см. на рис.1.

Рис.1.  Варианты переноса личностно значимой информации в публичный продукт

Федор сказал, Федор сделал. Но не знал он, что помимо основного сюжета в его клипе, есть еще один смысловой ряд, который более информативен. А может и знал, но не сказал, не он же «музыку заказывал».

Далее по рисунку №1. С первыми тремя вариантами все понятно, они были подробно описаны в статье «Влияния на жизнь индивидуума информационных потоков. Механизм формирование информационных потоков на примере мультимедийного продукта. Эпизод совместного заседание секции «Растениеводства» ОИАК с учащимися Кванториума.», размещенная на сайте ОИАК.

Разберем вариант «Г». Допустим, есть некоторая информация, которую нужно кому-то довести до сведения. Это может быть информация личного характера (А. Конан Доиля «Этюд в багровых тонах» - Холмс разместил объявления в газете о находке кольца, понятное только ему и убийцы); Или информация для ограниченной группы (как в нашем видеоклипе); Или кем-то оплаченная информация (любой фильм, снятый Голливудом в (и) пост Рейгоновскую эпоху); Или кем-то подсказанная (пример с Федором). Но по каким-то объективным причинам публично высказана быть не может. Причин может быть много, они разные – не время, или не место, или не для всех, или сказать страшно и т.д. В таком случае такая информация закрывается определенной системой символов на уровне сюжета вторым смысловым рядом, а сюжет подбирается под этот смысловой ряд (как в случае с Федором). Зная эти символы можно понять сказанное.

В качестве примера обратимся к классике из школьной программы: фрагмент стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

«…Твой конь не боится опасных трудов:

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от коня своего».

Это последняя часть ответа волхвов Олегу, разговор идетне просто о коне. Восприятия данного фрагмента вашим сознанием зависит от этого ключа. Если заменить слово «конь» на слово «народ» и раскручивая дальше смысловой ряд, то это стихотворение из исторического анекдота превращается в инструкцию по устройству и управлению по Совести неким государством. Далее по тексту стихотворения: прогнав волхвов, тем самым взяв на себя их функцию в управлении государством, вещий Олег с треском провалил свою миссию, за что и бесславно погиб. А Русь была через 75 лет насильно крещена.

Это был пример послания потомкам полезной во всех отношениях информации. А.С. Пушкин был внуком шамана (возможно), по оценке Николая I был «умнейший муж России» он обладал некой информацией о правильном обустройстве мира (например, через сказки бабушки Марии Алексеевны Ганнибал). Об этом в той России и в то время нельзя было открыто говорить, но очень хотелось. Поэтому в своих произведениях вторым и последующими смысловыми рядами А.С. Пушкин передал глобальную информацию последующим поколениям. А Бог его хранил (видимо за это) как мог – защитил от четырнадцати дуэлей, защитил от наказания за декабрьское выступление («Зеленая лампа») и т.д.

По такой схеме действовать можно и кому-то во вред, а себе на пользу? Даже если ваше сознание не читает второй и последующий смысловые ряды, то ваше подсознание его прочтет обязательно, вопрос только в том правильно ли оно поймет. А любой информационный поток, принятый вами сейчас, сразу или в будущем может повлиять на принятие «вашего» «судьбоносного» решения. На рисунке 2 показано как это работает.

Рис.2. Упрощенная схема алгоритма принятия решения индивидуумом.

Теперь по видеоряду. Опишу только три эпизода и то для тех, кому лень посмотреть. Начало. Равнина, бежит прохладный ручей, нежаркое солнце слегка подсушило зеленую траву, поют птицы (мой мозг дорисовал звук), умиротворенно, прекрасно, спокойно. Но чувствуется напряжение. Чем? Замедленной съемкой. Несколько абсолютно разных парней (старые молодые, лысые, бритые, с бородой и в очках, я бы сказал странная компания) на привале и явно перед большой и тяжелой дорогой, как боксеры перед боем, но бой не за титул, а за что-то большее. Их лица сосредоточены и… полны сомнения (или успели выдохнутся, только что разгрузив вагон с картошкой). Это очень сильно отличается от фильмов про восхождение на Эверест. Например, «Вертикаль» или любой американский фильм про горы – все в начале пути счастливы, их не ведут на голгофу, они выполняют свой личный рекорд и свое желание. Но наши парни сильные - собрались духом, встали и пошли, а за одно подняли с колен и подбодрили своего сильно сомневающегося товарища, он никак не хотел оторваться от созерцания журчащего (мозг это тоже додумал) ручья.

Середина. Путь – все выше, и выше, и выше (читай: им все сложней, сложней и сложней). Я почему-то вспомнил Фродо Беггинса, примерно так же он шел к вершине (читай: к своей цели). Но вот трагедия - один из них (если присмотритесь, то узнаете отставшего парня) не удержался, не зацепился и упал в низ. На лицах друзей была растерянность (вот незадача), в место того чтобы броситься спасать, они застыли. Очень им хотелось идти дальше, а упавший поломал все их планы. Пришлось его доставать.

Финал. С рассветом наши герои продолжили путь, они понесли своего товарища, с переломанными и обмороженными ногами на вершину, возможно выполнив тем самым его (или не его) волю. Но вот что интересно, как ручей журчал и как птицы пели мозг про интерполировал, а вот как ветер свистел на заснеженной вершине мы услышали, нам даже на всякий случай звуковой ряд убрали. В финале видим вершину, яркое восходящие солнце и слышим последние аккорды. Ну и смерть конечно (хороша дружба – «друг спас жизнь друга…» это Карлесон Малышу). Красивая история, не правда ли?

Теперь ключи. Солнце, вершина Эвереста — это возрождение чего-то великого. Даже сомневающиеся дойдут до конца (умрут, но дойдут), доведем. Когда цели определены - финал неизбежен. Ваш вопрос: А возрождение чего? Мой ответ: А на каком языке они поют?

А песня может быть и о любви, вот фрагмент перевода (припев):

Без тебя я не могу жить,
Без тебя -
С тобой я тоже одинок,
Без тебя -
Без тебя я считаю часы, без тебя -
С тобой останавливаются секунды,
Не имеют смысла без тебя.
Дата выпуска клипа октябрь 2004 г. (Кстати, можете посмотреть, какие события были в Германии в августе-сентябре 2004 г.,  я посмотрел.)

Нужно ли бежать все запрещать, закрывать, уничтожать? Конечно нет! Отвечу словами Воланда, ответ был дан на информацию о том, что книга Мастера погибла в огне: «Простите, не поверю - … -рукописи не горят». Вот еще один пример второго смыслового ряда в одной из линий произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита». А вот ключ к ответу. Однажды написанное, даже уничтоженное, будет написано еще и еще раз возможно кем-то другим. И только Богу будет известно, в каком направлении новый автор поведет свою мысль. Гораздо проще сейчас объяснить смысл и возможные последствия сказанного с точки зрения различных систем, чем кто-то повторит рукопись и предложит новое радикальное учение.

О А.С. Пушкине можно говорить вечно. И я хочу закончить отрывком посвящения его поэмы «Руслан и Людмила»:

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

Часы досугов золотых,

Под шелест старины болтливой,

Вот ключ у А.С.Пушкина - Красавицам это всем народам, стремящимся осознать свое место в глобальном историческом процессе, Людмила – это люд милый. Ну а мне позвольте в слово красавицы вложить - люд блаженный, дети малые (мой ключ). Понимаю, это некорректно, но это пример возможных вариантов толкования одного и того же текста.

PS1. Вот что странно. При написании этой статьи все время случались какие-то мелкие неприятности, которые мне все время не давали записать уже оформившуюся мысль. В необъяснимую мистику я не верю, но и объясняю ее субъективно.

PS2. Так уж получилось, что вместе со статьей я закончил смотреть китайский сериал «Начало», 2022 г. Kaiduan. Это красивая социальная фантастика, захватывающая, показывающая современный Китай, глазами режиссёра. В нем вторым смысловым рядом была информация об негативных последствиях программы уменьшения населения (одна из пяти проблем экологии) «Одна семья – один ребенок», а также показана большая проблема отсутствие коллективизма (видимо в следствии большого экономического скачка и соответственно и разделение общества между богатыми и бедными). Но сериал совершенно не об этом. Возможно этот скрытый ряд возник из подсознания режиссера или сценариста (см. рис 1), переживших эти недавние события. Я посчитал это так, а вы смотрите сами.

 

Литература:

1. "Достаточно общая теория управления " - Москва, Концептуал, 2017 г. тома с 1 по 3.

2. "Разговоры о жизни" интернет-лекции, Познавательное ТВ, М. Величко, 2014г.

3. «Ай да Пушкин!» - Барнаул: Центр концептуальных технологий, 2023г.

Автор: Александр Баранов, секция "Растениеводства" ПКО РГО – ОИАК

НАШИ ПАРТНЕРЫ