Минуты молчания

Всегда читаю газету «Владивосток», начиная ещё с того времени, когда она была совсем маленькой. И на этот раз с удовольствием прочитал в номере «толстушки» интересный материал «Азбука спасения не должна быть забыта», написанный морским радистом Г.Г. Беланом.  Я сам - старый моряк, окончил Владивостокскую мореходную школу в 1956 г. и стал матросом 1-го класса. Затем судоводительское отделение мореходного училища и далее почти вся жизнь связана с морем. Последние 14 лет работал в МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В прошлом веке на судах и кораблях для связи использовалась азбука Морзе – сочетание точек и тире. Радиослужба в то время, особенно на крупных судах, состояла обычно из 3-х человек: начальник радиостанции, 1-й (старший) радист и 2-й (младший радист). Радиовахта неслась круглосуточно 4 часа через 8, как и у остальных моряков. В настоящее время на судне всего один радиоспециалист – помощник капитана по радиоэлектронике. Но, как и раньше, радиослужба обеспечивает бесперебойную работу не только радиоаппаратуры, но и гирокомпасов, радиолокаторов, эхолотов и лагов. В настоящее время ещё добавились спутниковые системы навигации. А тогда это были громоздкие ламповые радиопередатчики и радиоприёмники, а также простецкие радио-ключи для передачи сообщений азбукой Морзе.

Телеграфный ключ 50-х годов прошлого века

Со временем на иностранных судах стали появляться телеграфные манипуляторы, этакие полуавтоматические телеграфные ключи, наша же промышленность их в то время не выпускала. Но надо же знать русскую смекалку и золотые руки наших радистов, они мастерили такие же манипуляторы своими руками из всяких отходов и ненужных деталей. На их языке эти устройства назывались «вибра», т. к. основной частью манипулятора было, часто уже использованное, полотно от ножовки по металлу. Прижимая полотно к левому контакту, давали тире, а затем отпускали руку и полотнище вибрировало, прикасаясь к правому контакту и выдавая точки, а их количество на слух контролировал сам радист. Эти манипуляторы изготавливались долго и очень тщательно. Некоторые из них выглядели даже лучше иностранных фабричных, просто произведение искусства, хоть в музей отдавай! И, возвращаясь к статье в указанной газете, хочется подтвердить, что азбука Морзе и работа радистов действительно спасли жизни многих моряков в мире.

Самодельный телеграфный манипулятор

В тоже время, далеко не каждый, увидев морские часы из радиорубки с розовыми и красными секторами на циферблате, знает для чего они, а ведь это и есть «минуты молчания», когда по международному соглашению, прекращают работу на передачу все радиотелефонные станции мира работающие на частоте 2182 килогерца с 0 до 3 мин и с 30 до 33 мин., а радиотелеграфные станции работающие на частоте 500 килогерц замолкают с 15 до 18 мин. и с 45 до 48 мин. каждого часа. В это время все радисты вслушивались в эфир, чтобы не пропустить сигнал «SOS», если такой был послан бедствующими моряками. Кстати, «SOS» это аббревиатура просьбы, мольбы, если быть точнее, «Save our souls!» - «Спасите наши души!» (S – три точки, О – три тире).

Часы из радиорубки

В далёком 1973 году мне посчастливилось познакомиться с замечательным человеком, капитаном дальнего плавания Соболевским Михаилом Васильевичем, когда я был направлен 2-м помощником капитана на научно-исследовательское судно Академии наук СССР «Дмитрий Менделеев». Соболевский стал для меня не только капитаном, но и учителем, а позднее и старшим другом, с семьёй которого я дружил 35 лет! Этот уникальный человек говорил на 2-х иностранных языках, писал картины и стихи, отлично играл на пианино, сочинял песни и марши, в 70 лет самостоятельно освоил компьютер и научился водить автомобиль. В его стихотворном сборнике есть стихотворение, посвящённое первой в мире женщине-капитану дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой. Оно непосредственно связано с темой, которую мы обсуждаем.

Называется стихотворение «S.O.S»:

 

Пока надежда не утрачена,

Но нет спасенья в одиночку,

Сигналит судорожно рация:

Три точки – три тире – три точки!

 

Подумайте, с каким отчаяньем

В кромешной вздыбившейся ночи

Стучит в приёмник сочетание:

Три точки – три тире – три точки!

 

В эфире - джаз, молитвы, пение,

И телетайп плюётся срочными,

Но самое первостепенное:

Три точки – три тире – три точки!

 

И кто-то сам в борьбе с пучинами

Без промедленья и отсрочки

Спешит, пока ещё не сгинули:

Три точки – три тире – три точки!

 

Держите же сердца включёнными,

Открытыми глаза и уши,

Чтобы не канул в бездну чёрную

Призыв: СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!

 

Мне кажется, что Михаил Васильевич, будучи мудрым человеком, заложил в это стихотворение глубокий философский смысл, учитывая те жизненные реалии, которые существуют в настоящее время: возросшую меркантильность людей, большую потерю чувства сострадания к другим, желание выпятить своё, часто нечестно полученное богатство, и, к сожалению, многое другое. Описывая конкретный момент на борту гибнущего судна, он призывает к правильным действиям нас всех! Недаром он включил в последнюю строфу такие слова, а последнюю строку стихотворения написал большими буквами.

Благодаря своей морской профессии мне посчастливилось побывать в 39 странах мира и в более, чем в ста городах, во многих по нескольку раз. И везде я видел массу памятников. Они, безусловно, разные: одни – просто произведение искусства, другие -  так себе, а третьи вообще могут изображать вовсе непонятную ерунду, но, хорошие памятники, связанные с морем и моряками, есть в каждом крупном порту. Полагаю, что предложение начальника судовой радиостанции Григория Григорьевича Белана вполне приемлемо и разумно, ведь в нашем морском городе, где, практически чуть не каждый житель прямо или косвенно связан с морем, должен быть памятник посвящённый и морским радистам, ведь именно они, рискуя жизнью, предпоследними покидают судно при его гибели, до конца передавая сигнал «SOS», ну а последним уходит капитан! В нашем далеко немаленьком городе не так уж много хороших и значимых памятников. Призываю других моряков поддержать инициативу Г.Г. Белана, через газету «Владивосток» и через другие СМИ.  

КДП Г.А. Воронин, член ПКО РГО – ОИАК

НАШИ ПАРТНЕРЫ