встреча с Юрием Ведерниковым. секция подводных исследований рго-оиак.

Не скажет ни камень, ни крест где легли…


Естественный движение русских на Дальний Восток, начатое походам Ермака, состоялось основанием в 1639 г. казаками И. Москвитина поселения в устье реки Ульи, впадающей в Охотское море.

Представляется сложным установить первый случай кораблекрушения русского суда в дальневосточных морях. Однако исторически закреплено, что первое крушение русских судов в водах Тихого океана относится к июню 1648 г., когда кочи казаков атамана Филиппова были застигнуты штормом возле «… большого полуострова (ныне п-ов Лисянского) и были выброшены на перешеек, разъединяющий море и озеро…». В последующие дни казаки, исправив повреждения судов, продолжили свой путь. Известно, что в этом же году проходя Ледовитым океаном из Якутска на Камчатку, погибли четыре коча, в т.ч. и коч С. Дежнева, который выбросило штормом на берег, южнее устья р. Анадырь.

Основы русского регулярного мореплавания в дальневосточных морях были заложены в 1724 г., с началом «Сибирской (Первой Камчатской) экспедиции» В. Беринга и А. Чирикова. Созданное Охотское адмиралтейство послужило не только базисом этой и последующих экспедиций, но и стало первым русским портом в тихоокеанских водах. Постепенное сформировалось регулярное морское сообщение между Охотском и Камчаткой.

Первоначальное освоение дальневосточных вод сопровождалось «цепочкой» кораблекрушений, главным образом в прибрежных водах Охотоморья. Следуя на Камчатку у большерецкого устья разбились боты «Восточный Гавриил» (1730 г.) и «Фортуна» (1737 г.), галиот «Охотск» (1747 г.), пакетбот «Иоанн» (1753 г.) и многие другие суда. Дубель-шлюпка «Михаил» (1753 г.) следуя с казенным грузом и подойдя к берегу, разбилась в 70 верстах от Гижиги, а в 1767 г. в этих местах погиб бот «Николай». Историческими артефактами этих событий являются якорь, с обломанным веретеном, и две пушки с бота «Кадьяк», погибшего в 1805 г. на Шантарах, переданные в 1953 г. в Музей ТОФ экспедицией Б. Сушкова.

Перспективы богатого промысла морского зверя побудили русское правительство содействовать частной инициативе. Указ Анны Иоанновны в 1732 г. предписывал - «… без убытку казенного, сами купцы и промышленники, в отдаленные места путь сыщут…». В 1743-1744 гг. первый промысел провел Е. Басов «сотоварищи», добыв 1,2 тыс. морских котиков и 4 тыс. песцов, а общий доход пайщиков составил 64 тыс. руб. Успех послужил толчком для организации других промысловых экспедиций: в 1745 г. на промысел вышло два судна, а совокупный промысел составил 131,4 тыс. руб., а в 1747 г. уже четыре компании отправили на промысел свои суда, а совокупный доход составил 131,6 тыс. руб.

Промыслы в дальневосточных водах требовали большого мужества от мореходов, а случаи кораблекрушений не были большой редкостью. Так, в 1746 г. промысловое судно «Евдоким» полтора месяца носило по морю и оно потерпело крушение у Карагинского о-ва. Оставшиеся в живых, провели зиму на острове, а летом на двух выстроенных байдарах перешли в Нижнекамчатск, с промыслом.

И это – заурядное явление. Так, два года спустя «Перкун и Занат» разбился, «… у большого острова, где наперед разбилось берингово судно…». Из наносного леса, остатков судна Беринга и собственного судна, мореходы выстроили новое судно «Капитон», на котором выполнили промысел и вернулись в Нижнекамчатск. В 1750 г. из остатков потерпевшего крушение «Симеона и Иоанна», промысловики выстроили новое судно, назвав его «Иеремия», на котором выполнили промысел и возвратились на Камчатку. В 1752 г. «Борис и Глеб» потерпел крушение, команда спаслась и за две зимы выстроила новое судно «Авраам», и вернулось с добычей.

Всего же за вторую половину XVIII века русские промысловые люди совершили 101 поход к островам Беринга и восточному побережью Камчатки, на Курильские и Алеутские острова, и северо-западное побережье Америки, с совокупным доходом 8,1 млн. руб. Для закрепления успеха русского морского промысла в 1799 г. была создана Российско-Американская компания, с центром на северо-американском континенте - в г. Ново-Архангельск.

НАШИ ПАРТНЕРЫ