Неожиданная находка под землёй
В одной из пещер Ольгинского района обнаружен неизвестный нижний ярус. Проход к нему открыл тайфун Лайнрок, который потоками воды растопил внутри вековой лёд и промыл новый подземный ход.
В середине апреля группа студентов ДВФУ отправилась в Ольгинский район. В одной из пещер недалеко от села Серафимовка они обнаружили ранее неизвестный ход. Он круто спускался вниз и заканчивался непроходимым лазом. Спелеотуристы расширили его и оказались на краю вертикального колодца. Спустившись на дно и преодолев ещё несколько препятствий, они оказались в обширной полости, где до них никогда не ступала нога человека.
О новом открытии стало известно кандидату геолого-минералогических наук,члену Совета Приморского отделения РГО – Общества изучения Амурского края Ю.И. Берсеневу. «Я сразу загорелся увидеть пещеру своими глазами, – рассказал Юрий Игоревич. – Дело в том, что эту пещеру я знаю достаточно хорошо. Был в ней три раза. Первый раз – более 40 лет назад. Поэтому вместе с членом краевого клуба спелеологов Павлом Паниным мы 23 апреля были уже в пещере. Она разительно изменилась. Раньше спуститься в нее не представляло особой сложности – от провальной воронки начинался никогда не тающий снежно-ледяной конус. Сейчас его не было.
Вместо него был отвесный колодец глубиной около 10 м. На ледяном полу замершего озера были глубокие промоины, а вдоль стены образовался валик из растительного детрита. Это следы затекавших через входную воронку потоков воды тайфуна Лайнрок. Потоки растопил лед и в одном месте промыли во льду отверстие, идущее в нижний ярус.
В отличие от верхнего этажа пещеры, где круглый год держится отрицательная температура, в нижнем температура составляла около 5 градусов. На стенах висело около 70 летучих мышей – трубконосов. Здесь наблюдается значительное количество активно растущих сталагмитов и сталактитов. Встречаются оолиты и гелектиты – достаточно редкие в дальневосточных пещерах виды натеков.
Одновременно, в этой части пещеры, как и в верхнем ярусе, очень широко развиты обвальные отложения. Повсеместно можно видеть глыбы объемом в несколько кубометров. Причем на одной из них обнаружен сталагмит, который начал расти при одном положении глыбы, а затем, после ее смещения, продолжает рост, но уже в ином направлении. Что послужило причиной смещения глыбы массой в десятки тонн – можно только догадываться.
Местами над головой висят отвалившиеся от свода глыбы, заклинившиеся между собой. Своды испещрены свежими трещинами. Высота залов достигает 16 м. С помощью горного компаса и лазерного дальномера мы сделали полуинструментальную топографическую съемку новой части пещеры. Ее протяженность около 160 м, а нижняя точка находится на 40,5 м ниже входа в пещеру».
Юрий Игоревич отметил: «К счастью, эта часть пещеры, в отличие от Мокрушинской, сама защищает себя от варваров. Чтобы попасть в неё, нам пришлось два раза раздеваться, чтобы протиснуться в узости, и три раза использовать не просто веревку, но «самохваты» и другие приспособления. Кроме того, пещера очень опасна ввиду вероятных обрушений сводов. Прошедшая зима была малоснежной. Весьма вероятно, что после снежной зимы лаз, ведущий в эту часть пещеры, вновь заплывет льдом и закроет ее на многие десятилетия, а может быть и столетия».
Фото: П.С. Панин