«В каждом разбойнике чти распятого в безднах Бога…»

Октябрьская революция 1917 года, столетний юбилей которой едва заметен в Отечестве, - ровесница с рабоче-крестьянской милицией -  и ей исполнилось сто лет. Почти четверть лет из этого века отдал службе в органах правопорядка Сергей Владимирович Борбат, житель села Владимиро-Александровского.

Служба его пришлась на трудные времена, которые зовут лихими девяностыми. Он не любит смотреть современные фильмы и особенно сериалы про ментов. В них столько дешевой романтики, мало правды и с лихвой хватает мастер-классов по бандитскому ремеслу… Сергей Владимирович был оперативником и повидал много: приходилось воевать с бандитами, освобождать заложников, видеть трупы, нести дежурства и обезвреживать матерых преступников.  Наряду с криминальным миром видел он замечательных людей, смелых и мужественных бойцов, сельских тружеников, работяг, каждый из которых всеми силами старался удержаться и выжить в эпоху страшной ломки привычной жизни. Эти годы стали и для него школой жизни.  Он начал переосмысливать все, что происходило, все чаще обращаясь к прошлому. Ведь его предки – переселенцы в Приморскую волость из деревни со смешным названием Кочерги, что на Черниговщине.

Стремление узнать больше о своем роде сначала не предполагало серьезное исследование. Бывшему оперативнику не нужно было учиться писать запросы в архивы и госучреждения, чтобы навести справки о человеке… Когда Сергей Борбат окунулся в эту работу, понял: этот труд станет главным в его жизни.  И затеял он его не ради славы или доказательства принадлежности к знатному роду, а чтобы оставить свой след на приморской земле, чтобы многочисленные его родичи гордились своей родословной. Борбаты, Погребные, Евдохины, Визгушины, Мешковы – пять ветвей могучего родословного древа, пять родов переплелись в истории Приморья, срослись кронами и дали множество плодов – людей самых разных профессий: пахарей и сеятелей, мореходов и корабелов, докторов и учителей, а в суровую годину – бесстрашных воинов. Таких, как Яков Визгушин, офицер, выпускник Омского Императорского кадетского корпуса. С позиций Первой мировой войны он прислал свое фото: «На память моим милым родным от любимого сына и брата, счастливого тем, что он имеет право называть себя, хоть и маленьким, но всё же, посильным защитником Родины». (Яков был казнен белогвардейцами, его обезглавили…) Немало мужчин с фамилией Борбат пали смертью храбрых и пропали без вести в войне с фашистами…

Работая над книгой «Моя родословная», Сергей Борбат собрал множество свидетельств, фотографий, документов из архивов Сибири и Приморья, Алтая, Украины. Беларуси. Особое место занимают истории репрессированных. Сергей Владимирович сумел отразить правду жизни, не возвеличивая и не принижая тех, кто уже не может постоять за себя…Словно сотни рук соединил бескорыстный и неутомимый исследователь, породнив всех, кто живет вдали друг от друга и порой не знает ничего о своих корнях. Не судить кого-то – его миссия. В каждом разбойнике, по словам поэта М. Волошина, видит он «распятого в безднах Бога» …Тяжкие были времена, и выбора порой у людей не было, как поступить в той или иной ситуации…

Родословная история таит в себе немало преданий, поверий, легенд, семейных традиций… В селе Кочерги, где и теперь живут многие из рода Борбатов, есть Макарухина пасека, ее поставил Макар Борбат, а одичавшие плодовые деревья до сих пор цветут там по весне. В приморском селе Смычка помнят самоучку-корабела Илью Борбата, который строил рыболовецкие суда, оправдав своим талантом фамилию. (Бор – лес, бат- судно). По преданию, в 1940 году дед Демьян Погребной зарыл в пос. Смычка сундучок со своим «богатством». Клад искали и не нашли. Что таится в сундуке, так ли это важно? Главный клад найден - из небытия вернулись спелыми колосьями из тех зерен, которые были брошены когда-то в приморскую землю первыми поселенцами, сотни человеческих судеб. Много пережили они: исход из родных земель, революцию и гражданскую войну, интервенцию, коллективизацию, раскулачивание, войну с фашистами, репрессии, болезни и природные катаклизмы…

Сергей Борбат еще на службе в милиции начал писать заметки в газеты на исторические темы… Сегодня ветеран правоохранительных органов, известный краевед, член Русского географического общества, активист клуба «Находкинский родовед» – пример в деле увековечивания памяти погибших земляков…Накануне столетия российской милиции была торжественно открыта отреставрированная стела милиционеру Льву Киселеву, погибшему в июне 1998 года от руки преступника-наркомана. Сергей Борбат на свои личные средства, совместно с ветераном МВД Р.Ф. Анатолием Упыряко, изготовил из металла памятную стелу и ограждение. В этом ему помогали ветераны МВД Виктор Головчанский, Валерий Касюк, друг и соратник, член Русского географического общества Василий Мокренок, ребята из патриотического объединения «Витязь» вместе с их руководителем Людмилой Левойшиной, заведующая краеведческим центром «Наследие» Людмила Генина. Рядом – обновленный памятник сотрудникам рабоче-крестьянской милиции, погибшим при исполнении в 1923-25 г.г. Восстановлены имена: Тихон и Петр Рослые, Леонид Сурков, Михаил Сергеев, Михаил Клыжко, Иван Морозов, Медведев, Ефим Захаров, Максим Крошнин, Надежден…

На счету Сергея Борбата несколько изданных книг по истории Гражданской войны в Приморье, о селе Смычка – колыбели рыбацкого судостроения, о партизанских отрядах Тетюхинской и Сучанской долин, о долгом пути Партизанского РОВД, о ликвидации банды «Лесные братья» и банды Бутовца. В сборнике «Помнить прошлое» собраны уникальные архивные документы, воспоминания первопоселенцев и старожилов, газетные публикации, начиная с 1864 года…  О своих трудах краевед, победивший в прошлом году во Всероссийском конкурсе генеалогических исследований, говорит так: «Я обретал себя, обретал ПАМЯТЬ! Возможно, когда-нибудь генеалогические изыскания станут для всех нас нормой жизни, нашей духовной потребностью. И неважно, кто были наши предки: крестьяне, рабочие или дворяне, помещики или купцы… Все они достойны того, чтобы мы их знали, помнили и передавали о них память грядущим поколениям. Это должно стать семейной традицией».

Во Владимиро-Александровском удивительный микроклимат… Здесь как-то по-особому ощущаешь связь настоящего с далеким прошлым… Может потому, что Сергей Борбат, мудрый и щедрый, достает из дедова сундука все новые и новые истории и отдает их всем, кому дорога родная земля. 

Больше фото в фотоальбоме 

Татьяна МОТОРИНА, Село Владимиро-Александровское.

НАШИ ПАРТНЕРЫ