Абрикосовый сад и золотые кони внука Чингисхана
Если бы он не сказал, что Виктор Астафьев – его любимый писатель, понять это не сложно: в нем и стать астафьевская, и отношение к родной земле, и пристальное внимание к каждому человеку, словно боязнь вдруг пропустить что-то важное для себя, и редкое умение слушать… Сам он напоминает астафьевский зрячий посох, с годами эта миссия становится все более очевидной – он ведет за собой неравнодушных людей, в любой мелочи стараясь показать глобальную важность, он указывает путь к забытым житейским радостям, не навязывая своего мнения, не убеждая и не читая наставлений.
Он не слишком любит говорить. А если говорит, то только по делу, удивительно точно подбирая слова в зависимости от собеседника, смакуя по-особому красоту родного языка. Василий Григорьевич Мокренок – коренной житель Приморья, его предки переселились сюда по морю в середине 19 века с Черниговщины. С крыльца дома, где он живет в селе Владимиро-Александровском, видны могилы деда и бабушки на старом кладбище… На могиле деда по отцу, умершего довольно молодым, спилил он недавно старую грушу (ее сажала еще бабушка) и посадил молоденькую, дабы не прервать традицию…
К деревьям, цветам и травам у Василия отношение особое. Может от того, что часто приходилось бывать в разлуке с землей и месяцами видеть только морские тяжелые валы… Жизненная стезя этого человека не может не изумлять: окончил Дальрыбвтуз – престижнейшее учебное заведение. Больше десяти лет прошло в морях и океанах на танкерах: Владивосток и Сахалин, Чукотка и Берингово море, побывал в Ванкувер-Орегонской экспедиции, Вьетнаме, в Австралии и на Гавайях, на промыслах китов и нерпы. После зеленого континента, Австралии, был сильно впечатлен тем, сколько роз и всяких диковинных цветов росло в заморских городах. Вернувшись домой решил посадить перед домом большие кусты морского шиповника. Чего только не услышал от соседей: и коровы затопчут, и дети пальцы исколят и пр. «Но прошли годы, улыбается Василий, - и цветы у нас растут прямо на улицах!» Пока морячил, повидал многое, что врезалось в память на всю жизнь, от южных стран с чужеземным укладом до дикой, изумительной по красоте природы родных Шантарских островов. С 1981 года «бросил якорь» во Врангеле, в портофлоте, где трудился в разных должностях от главного инженера до старшего механика, а потом снова мотористом, с этой должности и на пенсию ушел…
Это только так говорится, что по выслуге всех мыслимых и немыслимых лет (а стаж полвека!) ушел Василий Григорьевич на покой… Ну какой покой может быть у такого неугомонного бродяги, как он? И не по морям и океанам теперь бродит, а по земле-матушке, словно изучает ее заново, каждый день случаются открытия, новые радости от встречи с привычным вроде бы с детства миром. Казалось бы, вырастил троих сыновей, в доме – достаток, есть и сад, и огород, за долгие годы держали разную живность… Автомобиль купили. Но появилась потребность поездить по окрестным лесам и сопкам, по берегам морским и речным, общаться с природой. В одну из таких поездок увидели они с женой возле хутора цветущий абрикос – огромный, не иначе, как столетний. Был он в роскошной кипени розовых с синеватым оттенком цветов. Культурный абрикос так не цветет…
«Давно я думал, как бы заняться озеленением нашего села, тем более, что стали массово уничтожать отслужившие свой срок канадские тополя, – вспоминает Василий, - озеленяли наше село к 50-летию революции, а известный на всю Сучанскую долину садовод Демченко из села Новицкое, подготовил огромное количество саженцев пирамидальных тополей, которые и появились во всех селах района. Они до сих пор - визитная карточка Золотой долины. Я, честно говоря, по молодости думал, что саженцы эти переселенцы с собой привезли. Пока один из бывших секретарей райкома в середине 60-х, рассказал про эти тополя».
И вдруг такая красота! Увидел он этот абрикос и потерял покой. Как сам говорит, эта идея фикс, укоренилась в нем крепко: развести сад непременно из диких абрикосов. По осени 2014 года набрал он под старым деревом косточки, весной посадил дома. Из сотни проросло 25 штук. Оказалось, ягоды нужно было собирать с мякотью, сразу прикапывать в листву-перегной, стратифицировать на холоде зимою. Но все ж весной 2016 года высадил неугомонный мечтатель годовалые саженцы на вершине склона Спасательной сопки – главной достопримечательности Владимиро-Александровского. И двадцать деревьев прижились! А когда в районе в очередной раз озаботились развитием туризма, визитными карточками территорий, вышел Василий Мокренок со своим удивительным предложением разбить на сопке Спасательной сад диких абрикосов, чтобы по весне утопала она в сиренево-розовых облаках ароматных цветов и радовала глаз. И когда Мокренок уже не надеялся на поддержку своего искреннего порыва, дошла до него информация, что чиновники не дремали, уже закупили 1000 саженцев абрикоса и готовы приступить к работе. Такое рвение обескуражило несколько нашего мечтателя: к чему столько саженцев, ведь погибнут многие, да и дикие нужны, а не культурные, да и готовить нужно тщательно к посадке деревца. Поскольку и грунт там своеобразный – дресва и камешник, да без полива расти тяжко… Написал Мокренок бумагу, где изложил свои опасения, и в результате привезли 250 саженцев из уссурийского питомника Макаревича, скорее всего, будут цвести они белым цветом. Очень постарались в районной администрации: приготовили лунки, воду, землю для подсыпки… И 8 мая 2017 года с участием жителей поселка и гостей – представителей администрации, депутатов, лидера приморских «зеленых» Андрея Карпова, автора версии о средневековом захоронении внука Чингисхана хана Хубилая в недрах Спасательной сопки, Анатолия Шумилина, а также вице-консула Японии во Владивостоке Рисы Окабэ состоялась торжественная закладка будущего сада. Когда вице-консул, хрупкая японка, сказала, что ее имя переводится, как цветущий абрикос, все были удивлены: как это символично! К тому же мудрый Мокренок, посмеиваясь про себя над теми, кто все же умудрился утащить часть саженцев по дворам, заготовил так называемые именные таблички, где каждый мог написать свое имя или в честь кого он посадил дерево. Кто ж откажется увековечить память своего близкого таким чудесным образом?! А те деревья, которых не досчитались, все равно зацветут в садах…
Минувшим летом Василий Григорьевич обкашивал посадки, подготовил еще одну площадку для следующей партии саженцев. Идея, как он говорит, проникает в массы и, случается, помогают ему односельчане. А в его домашнем питомнике ждут весны 85 годовалых саженцев от красивого местного абрикоса, которые будут высажены на Спасательной сопке. Что говорить, и монголу радостнее, если лежит он там, на вечном покое, вместе с золотыми конями, якобы, подаренными ему китайцами…
Вот такой он, зрячий посох Василий Мокренок, Почетный работник морского транспорта РФ, ветеран труда, отменный бытописатель родной Золотой долины, краевед, раскопавший множество уникальных историй, член Русского географического общества, активист и член совета клуба «Находкинский родовед», зачинатель множества добрых и нужных дел не только в селе, но и в районе. Совместно с другим членом Общества изучения Амурского края, Иваном Егорчевым, издал Василий Мокренок великолепную книгу «На Сучане». В течение пяти лет изучает он свою родословную. А еще он мастерски владеет фотоаппаратом и делает потрясающие снимки, останавливая самые прекрасные и важные мгновенья…На его счету свыше двадцати персональных выставок в родном селе, в Находке, во Владивостоке и др.
Смотришь на него и пытаешься представить, какими же были его далекие предки, переселившиеся в наш край на пароходе Доброфлота? Ведь не травинки ж это, занесенные лихими ветрами на окраину империи, а живые люди! Как же трудно было им приживаться на этой земле! В чем черпали силы?! Может, встретив знакомое дерево или цветок, радовались, как старому другу, и думали: «Раз ты прижился в этой трудной земле, приживусь и я…»
Глубоко пустили они корни свои, достойные их потомки живут и украшают эту землю добрыми делами, чтобы оставить на память людям: Иванов луг, Макарихину пасеку, Буриков ровок или вот такой абрикосовый сад, который уже сегодня справедливо назвать именем нашего героя.
Больше фото в фотоальбоме
Татьяна МОТОРИНА, С. Владимиро-Александровское
Фото из личного архива В.Г. Мокренка