Вячеслав Иванович Седых. День памяти

10 лет назад, 1 апреля 2008 года, скоропостижно ушёл из жизни наш земляк, выдающийся гражданин отечества нашего Вячеслав Иванович Седых. У доктора технических наук, профессора, академика Академии транспорта Вячеслава Седых было много наград и высоких званий, заслуженных великим трудом и многогранным талантом, которые отличали этого человека – поистине Человека с большой буквы. Русское географическое общество – Общество изучения Амурского края гордится тем, что Вячеслав Иванович состоял в его рядах. Он внёс весомый личный вклад в развитие отечественной науки и вузовского образования, в популяризацию краеведения, в дело воспитания у молодых дальневосточников любви к родному краю, к дорогой его большому сердцу земле России.

Исполнительный директор Общества изучения Амурского края Владимир Тыцких без малого 10 лет работал под непосредственным руководством профессора Седых, входил в круг самых близких его друзей и единомышленников. Сегодня, в день памяти Вячеслава Ивановича Седых, Владимир Михайлович делится с нами своими воспоминаниями о нём.

*    *   *

Любой человек уникален. В том смысле, что другого такого нет и быть не может. Но есть уникальность особого рода, которая делает человека выдающимся, поднимает его над другими людьми на высоту, для большинства из нас недостижимую.

Вячеслав Иванович Седых – такой человек. Прежде всего, он – самородок, подлинно народный, прирождённый талант. Мальчишка из сибирской глубинки, из забайкальской деревни, далёкой от мест, олицетворяющих собой цивилизацию, научный и культурный прогресс. Чтобы стать учёным, одним из лучших в стране специалистом-управленцем высшей школы, нужны немалые способности. С удивительной, редкой щедростью Вячеслав Седых был одарён ими самой природой. Однако любые способности, всякий талант и сколь угодно могучий врождённый ум сами по себе ничего не решают. Для большой жизни, для высокого дела они необходимы, но недостаточны. Нужны и другие качества. Характер. Трудолюбие. И многое ещё сверх этого.

Если говорить о характере, то и здесь не всё прямолинейно просто. Воля, целеустремлённость, неотступность у некоторых (случается, у слишком многих) превращаются в тупое упрямство, от которого недалеко и до самодурства. Всё зависит от цели, которой человек руководствуется, от средств, к которым прибегает для её достижения. Тут первое дело – адекватность в постановке задач, грамотное, беспристрастное изучение реальных обстоятельств, чёткое понимание, что и ради чего надо делать наилучшим образом.

Седых в этом плане – образец для подражания. Редкий образец! Суть его необыкновенности в том, что при высоком социальном, должностном статусе он не позволял себе менторства, не культивировал в себе начальственность, а постоянно учился у жизни, прислушивался к людям, уточняя, согласовывая свои взгляды и решения с «миром и городом».

Тоже и с трудолюбием. Можно за милую душу вкалывать на собственных морковных грядках, а можно, не жалея ни здоровья, ни времени, пахать на интересы общественные, государственные, державные. Вячеслав Иванович по философии своей, по убеждениям и делам своим был человеком государственным без малейших оговорок и сомнений.

Собрать всё вместе, получается: Седых – и это в нём главное, определяющее – был личностью цельной и на редкость гармоничной. Это в полной мере проявлялось в отношениях с людьми – с начальниками и подчинёнными, связанными с ним по службе и с посторонними, не имеющими отношения непосредственно к его работе. В необходимой мере принципиален, он умел при любых обстоятельствах выбрать и сохранить верный тон общения в обстановке официальной и неформальной, демонстрируя какую-то фантастическую терпимость к человеческим недостаткам и слабостям, к чужим вкусам, мнениям, заблуждениям, ошибкам.

Вячеслав Иванович хорошо знал, понимал человеческую природу. Никак, кажется, не раздражался дураками и неучами (ну, что ж поделать – люди такие, и с ними, такими, какие есть, надо жить и работать). И – редчайшее среди руководителей всех уровней свойство! – не боялся держать рядом с собой людей умных. Наоборот, искал их, приглашал к сотрудничеству, давал им работу.

К этому надо добавить – он умел дружить. Не просто умел дружить, а осмысленно, с глубоким убеждением, что именно так и должно быть, дорожил дружбой.

По-всему поэтому неожиданный, как гром среди зимы, вневременный уход Вячеслава Ивановича Седых 10 лет назад стал не только невосполнимой потерей для Морского университета, для Владивостока, для Приморского края, но огромным количеством людей был воспринят как личная трагедия. Так это воспринимается и сегодня.

И неотступно думается о том, был ли его уход неизбежен, случаен, естественен. Последняя пара десятилетий, отданных борьбе, которая явилась настоящим подвигом жизни Вячеслава Ивановича Седых, стали для него тяжелейшей драмой из тех, которые способны надсадить самое здоровое сердце. Драма была двойная. Седых пришлось воевать за будущее альма-матер, за саму жизнь того дела, которому он себя посвятил, с системой, бездумно, безжалостно, цинично разрушавшей то, что создавалось многими поколениями предшественников. И происходило это в условиях, когда само государство настойчиво требовало радикального пересмотра идейных, нравственных ценностей, которым Вячеслав Иванович Седых был привержен с молодости и остался верен до конца своих дней.

Но жизнь таких людей не проходит зря. Более того, она не кончается вместе с завершением их земного пути. Дело не только в том, что человек живёт, пока жива память о нём. Жизнь человека продолжается, пока люди продолжают его дело.

Больше фото в фотоальбоме

Текст подготовлен студией «Паруса»

Фото предоставлены студией «Паруса»

НАШИ ПАРТНЕРЫ