«Паруса» в апрельской «Приморской лире»
Номер «Утра России» с подготовленной студией «Паруса» Общества изучения Амурского края литературной страницей «Приморская лира» вышел 12 апреля – в День космонавтики. «Датское» обстоятельство в газете отражения не нашло. Читатель волен объяснить это, как хочет. Космическая тема активно присутствовала в федеральных СМИ, документальные и художественные сюжеты нашли своё место на многих телеканалах. Малочисленному редакционному коллективу (понимающие люди не перестают удивляться и радоваться тому, что газета стабильно выходит десятки лет в условиях, когда сам этот факт воспринимается как чудо) приготовить что-то оригинальное о покорении надземного пространства крайне проблематично. А газету крепко держат дела самые земные. Например, драматически затянувшееся противостояние жителей Спасского района и бизнесменов-свиноводов, ради высоких прибылей откровенно плюющих на судьбы людей и самоё жизнь их родной земли. Газета мужественно отстаивает законные, жизненно важные интересы спассчан, попираемые не имеющим совести капиталом, последовательно освещая события близ села Вишнёвка, ведущие к экологической катастрофе на реке Кулешовке, озере Ханка и прилегающих к ним территориям.
Своим содержанием апрельская литературная страница соответствует генеральной линии газеты. Только речь в «Приморской лире» идёт не о противоречиях между денежными мешками нынешних буржуев и нормальными заботами, естественными правами большинства россиян – речь идёт о культуре, о духовных ценностях, определяющих нравственное здоровье общества, которое не измеряется никакими деньгами. «Утро России» предлагает читателям поразмышлять на эту тему, обратившись к жизни и творчеству писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Материал о нём прислал во Владивосток один из основателей «Парусов» – Василий Самотохин, живущий ныне в Санкт-Петербурге, но поддерживающий тесные связи со студией. В статье, предваряющей интервью Василия Самотохина с Юрием Бондаревым, говорится: «…Студия «Паруса»: живое общение литераторов, мастеров искусств с читателями и зрителями-слушателями, организация и участие в больших и малых культурно-просветительных проектах (благотворительная издательская программа «Народная книга», Дни славянской письменности на Дальнем Востоке, шефство над учебными заведениями, детскими домами, воинскими частями). Центральный вопрос в повестке студии – осмысление места и роли литературы в нашей жизни, в жизни нашей страны. Вопрос принял характер драматический, когда политика в области литературы как важная составляющая общекультурной политики перестала быть заботой государства. Она имела свои слабости, какие-то – весьма существенные – недостатки, но была понятна и осуществлялась системно, с осознанием, что в деле воспитания личности, формирования характера и мировоззрения человека её заменить нечем…
Какие писатели, какие книги изучают сегодня школьники и студенты в России – вопрос большой и очень интересный. Какую роль играет литература (вместе с тесно связанной с ней историей), хорошо видно на примере гитлеровской Германии и нынешней Украины, где инквизиторское сжигание книг сопровождало страшные национальные трагедии, потрясшие весь белый свет…
Далеко не все писатели даже из самых талантливых обладают даром провидцев. И, может быть, ещё меньше таких, кому присуще то редкое качество, о котором Виктор Астафьев сказал: «Мера мужества – мера таланта». Юрию Бондареву свойственно и то, и другое. На XIX Всесоюзной партийной конференции 29 июня 1988 года писатель с трибуны сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Тогда же Юрий Васильевич открыто возмутился набирающим силу очернением советской эпохи, врунливым историческим некрофильством в печати и на телевидении. Сегодня видна его правота и видны результаты «реформ», названных Александром Зиновьевым «катастройкой». А «посадочная площадка» до сих пор не найдена. В этом контексте нетрудно уяснить, почему Юрий Бондарев наряду с другими советскими писателями, ставшими классиками при жизни, удалены из школьных программ по литературе и почти выключены из духовной, интеллектуальной жизни общества…»
Василий Самотохин цитирует своего героя: «Всю историю российский народ то распинался адскими посланниками, то избавлялся от мук и беды, возвышаясь в величии мужества и преодоления, казалось бы, невозможного. Нет, Россия никогда не станет холопией. Как бы мы ни относились к родному народу, как бы нас ни раздражала его простодушная доверчивость, порой неповоротливая медлительность, упование на «барина», бескрайнее терпение, как бы мы ни разочаровывались в его нерадивой памяти к горьким урокам истории, служить своему народу сердечным смыслом – значит не предавать его, быть с ним вместе до последнего часа, до крайнего мига, до последнего предела».
«Эти слова, настоящего солдата, большого писателя земли нашей, звучат как наказ поколения отцов-дедов нам, сыновьям и внукам одержанных ими побед, благодаря которым живёт наша страна и живём мы сами», – так автор завершает интервью с Юрием Бондаревым, опубликованное в апрельской «Приморской лире».
Текст подготовлен студией «Паруса»