Поездка экскурсоводов и краеведов ОИАК в Арсеньев
16 апреля 2018 года состоялась поездка группы экскурсоводов и краеведов ОИАК в авиационную столицу Приморья - город Арсеньев. Город ведет свою историю с далекого 1902-го года, когда в долине реки Халаза появилось село Семёновка, объединившее три соседних поселения. В 1938 году село было преобразовано в рабочий посёлок, который в 1952 году получил статус города и был переименован в Арсеньев в честь известного русского учёного, путешественника, писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева.
В программе нашего путешествия было предусмотрено посещение градообразующего предприятия города – Арсеньевской Авиационной Компании «Прогресс». Поэтому авиационная тема была широко представлена в виде путевой информации в выступлениях участников поездки.
М.В. Маркина рассказала о том, как еще в конце ХIХ – начале ХХ века во Владивостоке поднимались в воздух первые в истории города самолеты, а также служили летчики, которые впоследствии внесли значительный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой авиации. Темой выступления К.Г. Кравченко стало становление авиации, в том числе морской, в советский период. Именно тогда, начиная с 1930-х годов, создавался Тихоокеанский флот. Интересным дополнением авиационной темы послужили воспоминания Ю.В. Николаевской об отце, которой был летчиком и принимал участие в войне с Японией 1945-го года.
От О.З. Шелест мы узнали о происхождении названий на территории Приморского края. Н.А. Паленая поведала нам о богатой истории сел Осиновка, Ивановка и других, мимо которых мы проезжали. Л.А. Шубина поделилась своими воспоминаниями о просветительско-краеведческом походе, организованном в 1998 году ОИАК, участницей которого ей довелось побывать.
О Музее женьшеняв селе Староварваровка, поведала нам одна из организаторов поездки Л.Н. Волкова. Фонд музея насчитывает около трёх тысяч экспонатов различной направленности, - среди них есть предметы быта переселенцев, атрибутика советских времен, различные технические приспособления, используемые в женьшеневодстве. Раньше деятельность музея (его организовали в 1979-м году) финансировал совхоз «Женьшень», который начал работу в 1961-м и прекратил своё существование в 2002-м году. О.З Шелест и Е.В. Каменева поделились сведениями об истории выращивания корня жизни на территории Приморья и сегодняшнем положением дел в этой отрасли.
Недалеко от г. Арсеньева к нашей группе присоединился А.И. Кузнецов. В течении более чем 30 лет он трудится на заводе «Прогресс», долгое время является на нем одним из ведущих специалистов. Поэтому его рассказ об истории завода от первого лица был особенно интересным и содержательным. Этот удивительный человек в свободное время переводит сонеты Шекспира! А в Арсеньеве мы встретились и с другими преданными своему делу и родному предприятию людьми.
И вот перед нами главный объект нашей поезди – завод «Прогресс». Очень содержательную экскурсию по цехам предприятия провела для нас ведущий специалист ПАО «ААК «ПРОГРЕСС» им. Н. И. Сазыкина» Тищенко В.И. Мы услышали много интересной информации и своими глазами увидели, как выглядят вертолеты на разных этапах сборки.
Потом мы посетили музей, который был организован при заводе и существует уже 15 лет. Хранитель и экскурсовод музея познакомила нас с многочисленными экспонатами, рассказывающими о богатой истории жизни предприятия и не только: ведь и сам город Арсеньев обязан своим появлением заводу «Прогресс». В далеком 1936 году для нужд армии и флот строится первый на Дальнем Востоке авиаремонтный завод № 116. С конца 40-х годов здесь началось производство учебно-тренировочных самолетов УТ-2, с 1948 года – самолета ЯК-18 и его модификаций. С 1959 года завод производил ракетную технику. С 1965 по 1970 год «Прогресс» выпустил 340 легких транспортных самолетов АН-14 «Пчелка». С 1970 по 1990 год завод производил легендарный вертолет МИ-24, всего было выпущено более 2200 машин!
Арсеньевская Авиационная компания «Прогресс» носит имя Николая Ивановича Сазыкина, занимавшего пост директора завода и внесшего огромный вклад в развитие предприятия и родного города.
Сегодня ААК «Прогресс» выпускает одну из самых современных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты К-52 «Аллигатор», предназначенные как для нужд Министерства обороны, так и для поставок за рубеж. Завод также готовится к производству гражданского многоцелевого вертолета К-62. В настоящее время идет наращивание мощностей и реконструкция предприятия. Мы увидели, как впечатляюще выглядит обновленный цех окончательной сборки вертолетов! Завод «Прогресс» входит в холдинг «Вертолеты России» и обладает огромным потенциалом для разработки и производства уникальной техники аэрокосмической отрасли. На протяжении многих лет завод вносит большой вклад в развитие и благоустройство города Арсеньева.
Примечательно, что рядом с цехами завода раскинулся своеобразный музей под открытым небом, где представлены очень интересные экспонаты – вертолеты и самолеты, которые в разные годы выпускались на этом предприятии. Самый старый и заслуженный из них учебный тренировочный самолет УТ-2 занимает особое положение.Улицы города авиастроителей тоже украшены самолетами – памятниками:
Самолёт МиГ-15УТИ находится возле здания бывшего Приморского авиационного техникума (сегодня – Колледж ДВФУ);
Вертолёт Ми-24, самый массовый из выпускавшихся на «Прогрессе» (первой своей награды – орденом Трудового Красного Знамени - предприятие было удостоено за освоение выпуска именно этой вертокрылой машины) - перед дворцом культуры завода «Прогресс»;
Вертолет Ка-50, получивший широкую известность после выхода фильма «Черная акула», тоже поднят в Арсеньеве на постамент.
После кратковременного отдыха наша группа посетила Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы Арсеньевской епархии, к которой относятся более 60-ти православных храмов в Арсеньевском городском округе, Дальнегорском и Кавалеровском районах Приморья. Об истории его создания и сегодняшнем дне Епархии нам рассказала Л.А.Шубина.
Побывали мы и у памятника В.К. Арсеньеву и его спутнику Дерсу Узала на склоне сопки Увальная, где сделали памятные снимки, после чего расстались с этим гостеприимным городом.
На обратном пути Т.И. Курносенок напомнила нам о биографии и особенно ярких страницах жизни В.К. Арсеньева, который большую ее часть посвятил исследованиям на территории Приморья и является одной из знаковых фигур в истории нашего края.
В заключении содержательной части вспомнили и о фильме «Дерсу Узала», который был снят по произведениям В.К. Арсеньева в окрестностях города его имени в 1974-м году знаменитым японским режиссером Акирой Куросавой.
Хочется отметить, что инициатором этой познавательной поездки была Л.Н. Волкова, а в качестве организатора выступила М.В. Маркина, обе являются членами секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК. Все, кто принимал участие в экскурсии, высоко оценили уровень ее проведения. Усталые, но довольные, с багажом новых знаний и ярких впечатлений, мы возвратились домой. Впереди у членов секции – новые поездки и открытия.
Текст: Каменева Е.В., член ПКО РГО – ОИАК,
Фото: К.Г. Кравченко