Церкви сельские, златоглавые - неба родинки на земле

Незадолго до Святой Пасхи Христовой члены краеведческого объединения «ПОИСК» в селе Владимиро-Александровском посвятили заседание истории Успенского храма, который возрождали всем миром, по кирпичику восстанавливая стены старой порушенной церкви.

История села богата интересными событиями.  Здесь одним из первых был возведен духовный светильник православной веры – Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. К сожалению, он погиб при наводнении.  Православие добиралось сюда с западных окраин империи трудными дорогами первопроходцев. Как оплот святой веры во Христа, везли сюда иконы и ладанки, божницы и лампадки… В трудном пути к лучшей доле нательный медный крестик порой оставался единственным оберегом от бед и погибели. Обживаясь на новых местах, заботясь о хлебе насущном, люди не могли без духовной пищи, без Бога. К началу двадцатого века село Владимиро-Александровское считалось зажиточным. И храм здесь решили строить каменный. Его возведение благословил и пожертвовал сто рублей на строительство обители сам Иоанн Кронштадтский. 24 мая 1909 года церковь была торжественно освящена в честь Успения Божией Матери.

Как и другие церкви и храмы, прошла она свой тяжкий период богоборчества, была и поругана, и разграблена, и разрушена…Но пришло время, когда словно генетическая память стала просыпаться в народе, и силами энтузиастов стали буквально из небытия возвращать храм к жизни.

Конечно же, история Успенского храма интересна местным краеведам.  Недаром говорят, что краеведческое исследование сродни нити Ариадны: разматывая заветный клубок событий и фактов, выбираясь из лабиринтов и тупиков, узнаешь великое множество новых имен, событий, твой труд обрастает невероятными находками и подробностями. Так и Василий Мокренок, член Общества изучения Амурского края, работая в архивах, обнаружил метрическую книгу, согласно записям в которой его дед и бабушка венчались в Успенской церкви в октябре 1909 года. «После этого, - рассказывает Василий Григорьевич, - другими уже глазами смотрел на церковь… До сих пор это сооружение, одно из первых каменных в Сучанской долине, выглядит строго и нарядно, несмотря на долгий период его поругания и запустения. Однако нынешний облик церкви, как оказалось, разительно отличается от первоначального. Это и немудрено, ведь до последнего времени не было найдено ни одного раннего её изображения. Помню давний разговор с о. Агафангелом, (настоятель храма) ушедшим уже в мир иной, в котором он сетовал на отсутствие всякой информации о её внешнем виде в былые времена. Но вот, через много лет, непостижимым образом в руки ко мне попали фотографии вековой давности, а затем, после долгих поисков и само описание редчайшего события – посещения Сучанской долины Архиепископом Владивостокским и Камчатским Евсевием в том же 1909 году. Свидетель и участник этого путешествия Владыки - секретарь консистории Б. Поляновский живописно и по-доброму поведал читателям его подробности, оставшиеся любопытными и поныне».

Вот как описывает Б. Поляновский приезд Владыки во Владимиро-Александровку: «…новый храм сооружён каменный на местные средства, обошёлся в тридцать с лишком тысяч рублей. Сооружён он исключительно благодаря энергии о. Рождественского и добропорядочности подрядчика Хеюшена, которому, несмотря на то, что храм уже освящён, остались должны около десяти тысяч рублей.

В этот же день вечером Архиепископ со служащими совершил при многолюдном стечении молящихся торжественное всенощное бдение, а на другой день торжественное освящение при переполненном храме. За литургией произносил проповедь о. Архимандрит Павел, а Владыка сказал несколько поучительных слов по поводу состоявшегося торжества непосредственно после совершения чина освящения и, между прочим, просил крестьян употребить все меры к тому, чтобы скорее рассчитаться с подрядчиком. За обедней был награждён скуфьёй священник Алексей Апеллесов. Храм производит самое хорошее впечатление, высокий, светлый, просторный алтарь, масса воздуха, хоры, всё это могло бы сделать честь и славу и не Владимиро-Александровке. Дай Бог, чтобы побольше было таких храмов в нашей епархии.

По выходе из храма крестьяне просили Владыку благословить накрытые под открытым небом вблизи церковной ограды столы и приготовленные брашна для прибывших на торжество освящения храма из соседних сёл. После этого Владыка последовал в квартиру о. благочинного, где состоялся обед для представителей местной интеллигенции и особо приглашённых лиц.

Конечно, за обедом не обошлось без тостов; между прочим, особенно дружно был принят тост за русского православного крестьянина, на трудовые копейки которого всегда и поднесь на Руси строятся и поддерживаются храмы Божьи в селениях».

Эти записки бесценны, в них столько подробностей и различных деталей, характеризующих уклад жизни, отношений верующих к своему духовному пастырю… Особенно ценной является та часть отчета, где говорится о посещении о. Евсевием Сучанских рудников: «… под землёй на глубине 52 сажен в мрачной обстановке Владыка соборне отслужил молебен преподобному Макарию Египетскому и совершил чин освящения воды. Пред молебном Владыка обратился к рабочим с краткой речью, в которой, высказавши своё удовольствие, что Господь привёл ему помолиться с ними на самом месте их работы, объяснил далее значение Сучанского рудника для здешнего края и для отечества вообще и пригласил всех присутствующих усердно помолиться Господу Спасителю, Его Пречистой Матери и покровителю рудников, Преподобному Макарию Египетскому, чтобы Господь благословил труды работающих и начальствующих здесь на пользу края и отечества.

Обстановка поистине была потрясающей и невольно напоминала времена первых времён христианства, когда верующие вынуждены были совершать свои службы в катакомбах. И в шахте было видно, что углекопы приготовились встретить Архипастыря. Всюду масса берёзок, на земле трава, много рабочих, запылённые углём лица и только глаза блестят лихорадочным блеском, – видимо богослужение в такой обстановке произвело и на их загрубелые сердца сильное впечатление, да оно и понятно. Я полагаю, подобное Архиерейское служение вряд ли ещё где-либо совершалось в такой обстановке.»

Этот, по сути, казенный отчет дает представление о том, какую роль играло православие в жизни тех, кто обживал Уссурийский край.  И Успенский храм стал частью того духовного каркаса России, который держит веру православную, а через нее несет людям надежды на самые сокровенные их чаяния.

Сергей Сидорин, старожил села, краевед и член объединения «Поиск» подробно рассказал собравшимся о том, как шло возрождение Успенской церкви, в котором он принимал самое деятельное участие. В годы поругания храм использовали, как пищекомбинат, скорняжную мастерскую, мебельный цех, бетонно-растворный узел. Была здесь и контора РСУ, и гараж… Но какие-то силы хранили остатки стен и место алтаря… Пасха 1993 года запомнится первым богослужением в новом храме. Сергей Сидорин с волнением и благодарностью вспоминает тех, кто участвовал в строительстве: прихожан и духовных подвижников, среди которых о. Игорь (Талько), о. Агафангел (Гречишников) -  после его кончины приход возглавил его сын о. Андрей.

Сила обители   не только в чистоте беленых стен, в сверкании золоченых куполов, во внутреннем убранстве…Скромная сельская церковь – искренняя заступница и исповедница, вот уже четверть века снова звучит над селом Благовест, призывая к молитве, пробуждая память об ушедших предках, завещавших беречь эту землю… Здесь одна из лучших воскресных школ в епархии, здесь устроена купель для крещения взрослых полным погружением.

Текст: Татьяна Моторина,

Село Владимиро-Александровское

Фото с сайтов vladivostok.eparhia.ru, rpcne.ru, wikipedia.org 

и из архива Михаила Тирцова - внука крестьянского начальника

Ольгинского уезда Николая Краснорепова

(архив хранится у краеведа из Партизанска А. Антонова,

предоставлены С. Борбатом)

НАШИ ПАРТНЕРЫ