Творческая встреча заслуженного градостроителя Аникеева В.В. с экскурсоводами и краеведами ОИАК
22 мая 2018 года в секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК состоялась творческая встреча. С темой «Градостроительные проблемы владивостокской агломерации до 2030 года» перед собравшимися выступил известный в крае и дальневосточном регионе градостроитель - Аникеев Валентин Васильевич, кандидат наук, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектурных и строительных наук, Заслуженный строитель РФ, Почетный архитектор России.
Это человек с удивительной судьбой: из 85 лет - 50 лет творческой жизни было отдано Приморскому краю и дальневосточному региону.
Долгие 85 лет от «сталинского счастливого детства» до вручения почетного знака «Почетный житель Приморского края» с удостоверением № 1 от 10.10.2014 г., присвоенного «за значительный личный вклад в социально-экономическое развитие Приморского края и повышение благосостояния его жителей». Обратите внимание на номер - он был первым, а первые случайными не бывают.
В послужном списке градостроителя Аникеева разные должности, но они всегда были связаны с перспективой развития места, территории, агломерации или с обучением будущих градостроителей. Независимо от должностных обязанностей, вида деятельности (исполнитель проекта, эксперт или научный руководитель), Валентина Васильевича всегда отличали профессиональная компетентность, виртуозное владение темой, твердость в отстаивании собственной позиции. Время доказало провидческий характер некоторых предлагаемых Аникеевым решений в области градостроительства.
Экскурсоводы с большим интересом "из первых уст" слушали истории о строительстве Владивостока, о том, с какими проблемами пришлось сталкиваться градостроителям.
Нелегко за 2-х часовую встречу дать исчерпывающую информацию, но Валентин Васильевич нашел «соломоново» решение, подарив библиотеке Приморского краевого отделения Русского географического общества электронные версии трех своих монографий, давно ставшие библиографической редкостью. Вот эти монографии:
1. «Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения». "Дальнаука", 2007 г. /написана в соавторстве с Обертасом В.А.
В монографии рассматриваются история и реализация генеральных планов Владивостока с момента его основания, градостроительные проблемы и пути их решения на разных этапах развития города.
Как отмечают авторы, «именно в градостроительных планах закладывается историко–генетический градостроительный «код» города, определивший ранее его планировочную структуру и не утративший этой роли и в настоящее время».
В этой работе рассказывается о том, как создавалась и развивалась планировка города, какие проблемы возникали, как они решались.
Монография получила заслуженные награды:
· «Золотой диплом" Дальневосточного фестиваля «Зодчество – 2007 г.»;
· «Золотая медаль» и диплом Хабаровской международной ярмарки в 2007 г.;
· Медаль Российской академии архитектурных и строительных наук в 2008 г.
2. Такой же успех ожидал и вторую монографию Валентина Васильевича Аникеева «Владивосток вступил в XXI век. Градостроительные аспекты развития города». "Дальнаука", 2011 г.
Работа получила награды:
· Диплом РААСН в 2012 г.:
· Большая золотая медаль и диплом Хабаровской международной ярмарки 2012 г.
· «Золотой диплом» Дальневосточного фестиваля «Зодчество - 2012 г.".
Продолжая тему первой монографии, вторая монография отражает реалии конца XX - начала XXI веков. Вот мнение автора: «Развал СССР полностью изменил систему планирования и финансирования развития городов, а последовавший в 1990-е годы правовой хаос в регулировании и использования территории города привели к бессистемной, хаотичной, так называемой «точечной застройке». Игнорируя решения действующего Генплана – 89, часто меняющие власти города бездумно (и, видимо, небескорыстно) отдавали под застройку земельные участки, в том числе и предназначенные под размещение транспортных и инженерных коммуникаций».
Эти реалии, а также произошедшие изменения правовой и экономической системы регулирования градостроительства в России потребовали корректировки или изменения действующего Генплана- 89.
Важно отметить: ни одного из основных показателей рубежей развития, предусмотренных на 2005 и 2010 годы этим генпланом, не было достигнуто. Планировочные и многие градостроительные решения Генплана – 89 еще имели значительные нереализованные резервы. Однако в условия рыночной экономики, с учетом допущенных в 1990-е годы нарушений, генплан нуждался в пересмотре и требовал корректировки.
При наложении на территорию и анализе становится очевидным:
· что утрачено безвозвратно;
· что можно исправить;
· что имеет еще резервы, потенциал развития;
· а что повлечет за собой еще большую неразбериху.
Вот и важно вовремя сличить, учесть, привнести, выявить, изменить и откорректировать.
Раньше градостроительная документация была либо секретной, либо имела ограниченный круг пользователей. Сейчас действующим законодательством многие ограничения на публикацию градостроительной документации сняты. Более того, Градостроительный кодекс РФ предусматривает самое активное участие населения в обсуждении широкого круга градостроительных вопросов, «непосредственно касающихся интересов граждан, соблюдения их прав и свобод в сфере градостроительства». Нормой сегодняшнего дня стали общественные слушания.
Подготовка к празднованию 150-летия со дня основания Владивостока в 2010 г. всколыхнула интерес общественности к историческим особенностям развития планировки и застройки города. После общественных слушаний к концу 2006 г. разработка проекта генплана Владивостока была практически завершена. А 27 января 2007 года Президентом России В.В. Путиным было принято решение о возможности проведения во Владивостоке в 2012 году Саммита глав государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Принятое решение дало огромный импульс к развитию города и добавило головной боли градостроителям. Уже в процессе согласования проекта генплана приходилось вносить в него дополнительные коррективы, учитывающие намеченные мероприятия по подготовки к Саммиту АТЭС. Это классический случай, когда «молодое вино пытаются налить в старые мехи». А что из этого получилось - покажет время.
За подробностями любой желающий может обратиться ко второй монографии Аникеева. В ней он найдет описание перспектив развития Владивостока и владивостокской агломерации, прочтет о стратегии социально-экономического развития Приморского края и Дальнего Востока.
3. Несколько слов о третьей монографии: «Магистрали и мосты Владивостока. Идеи и решения». ДВФУ, 2017 г.
По состоянию на 2017 год показаны этапы развития транспортной схемы города, его уличной дорожной сети, строительства на ней транспортных сооружений, анализируются предложения по развитию транспортной схемы города в агломерации. Мы все хорошо знаем, насколько эти вопросы трудно решаются в нашем городе. В одной из своих статей в газете «Конкурент» Валентин Васильевич пошутил: «Жителей Владивостока, перефразируя слова Михаила Булгакова, «испортил транспортный вопрос». В процессе реализации мероприятий по подготовке Владивостока к Саммиту АТЭС- 2012 года были выполнены огромные объемы работ по развитию транспортной инфраструктуры города. Построены уникальные транспортные сооружения: высоководные вантовые мосты через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный на Русский остров, низководный мост - эстакада с полуострова Де-Фриза на Седанку, реконструированы существующие и построены новые автомагистрали и транспортные развязки. Главная проблема города – пробки – не была решена окончательно. Предстоит еще думать и решать. О вариантах можно почитать в третьей монографии Аникеева.
Эта актуальнейшая работа также получила высокую оценку. Как сообщил автор: «Только что, 28 мая 2018 года, получил сообщение, что монография по магистралям и мостам Владивостока в Хабаровске, 23-25 мая 2018 г. получила очередные награды:
· Золотой диплом Дальневосточного архитектурного фестиваля.
· Большую золотую медаль Хабаровской международной ярмарки (уже третью). Так что, знай наших!»
Хотелось бы закончить описание творческой встречи абзацем из статьи Валентина Васильевича: «Территория полуострова Муравьева – Амурского, имеющего очень сложный рельеф, экологические ограничения, запретные зоны Минобороны, питьевые водохранилища и другие планировочные ограничения, уже сейчас явно не обеспечивает развитие города по нормативам. Если она обеспечивала потребности России в целях «владения Востоком» до половины XX века, сейчас перед городом стоят другие задачи и его ждут новые вызовы. Как только станут более ясными геополитические перспективы развития Дальнего Востока и края, придется разрабатывать новый генеральный план города - уже в границах всей агломерации».
Участники творческой встречи с прославленным архитектором расходились с благодарностью за полученные знания и желанием встретиться снова.
Текст и фото: члены секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО - ОИАК