Экскурсия на Дальзавод
22 октября 2018 года члены секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК побывали на экскурсии в ОА «Центр судоремонта «Дальзавод». Вся история этого старейшего предприятия судоремонтной отрасли Приморья связана с освоением Дальнего Востока, развитием города Владивостока, зарождением Тихоокеанского военного и гражданского флота.
В 2017 году «Дальзавод» отпраздновал свой юбилей - 130 лет! За эти годы менялись и название предприятия, и форма собственности, происходили структурные изменения. Но неизменным оставалось предназначение — возвращать в строй корабли и суда флота.
Возле проходной предприятия в автобус с экскурсантами вошел наш гид — пресс-секретарь «Дальзавода» Сердюк Анатолий Валерьевич. Первый объект осмотра — док Цесаревича Николая, который сегодня называется «док №3». Сегодня в доке на глубокой модернизации находится БПК «Маршал Шапошников».
С интересом рассматривали пытливые туристы легендарное сооружение — в днище дока видны гранитные плиты, которые добывали на острове Аскольд. А если пройти по батопорту (затвор дока) — то можно прочесть надпись на мемориальной доске о строительстве дока.
За многие годы существования этого объекта (торжественно открыт в 1897 году) были и годы запустения, и длительного восстановления. Было даже предложение использовать док в качестве музейного экспоната!
Но док жив, активно эксплуатируется, более того, сегодня график работы его расписан на многие месяцы вперед. Док постоянно модернизируется, в разные годы модифицировалось рабочее оборудование. Обновляется не только док, но и прилегающая территория, асфальтируется дорога, устанавливаются новые подпорные стены. Кроме дока Цесаревича есть и еще один сухой док, расположенный в районе Луговой, он начал функционировать в 1906 году. Этот док — место осмотра и восстановления флагмана Тихоокеанского флота — крейсера «Варяг». График этого дока также расписан, ведь корабли встают в док на техническое обслуживание регулярно 1-2 раза в год. Интересно, что при заходе в док любой корабль предварительно сливает топливо, все горюче-смазочные жидкости и сдает на хранение боезапас. Это также способствует и тому, что «Дальзавод» не загрязняет воды бухты Золотой Рог, ведь отходы завода - это металлическая стружка и другой металл. При этом доки завода страдают, когда грязная вода бухты попадает в них.
Сегодня у Дальзавода кроме 2 сухих доков есть еще 2 плавучих дока и 18 цехов. Наша следующая остановка — цех №6 - механомонтажный. Это старейшее подразделение Дальзавода, именно с механических мастерских и началось становление предприятия. Цех построен в 1909 году, и проект его завоевал приз на всемирной выставке в Париже. У цеха стеклянный потолок, сегодня стекла заменены на современные стеклопакеты. В цехе тепло, светло и уютно, растут домашние растения, а ведь практически весь судоремонт начинается и заканчивается здесь.
Здесь находится около 130 станков — и советской сборки, и ультрасовременные аппараты. Станки, не отвечающие требованиям, давно ушли в утиль. Самый старый станок изготовлен в 1904 году, сегодня он используется как дополнительная опора при обработке гребных валов (длиной до 22 метров).
Вдохновленные увиденным, экскурсоводы города, ведомые пресс-секретарем Дальзавода, продолжают свою познавательную прогулку.
При движении по территории центра судоремонта открывается вид на причальные стенки, где находятся разные суда и корабли — и спасатель океанского класса «Фотий Крылов», и СИК (судно измерительного класса) «Маршал Крылов», и судно снабжения буровых платформ, и другие. Очень разные суда, которые объединяет их уникальность и база ремонта и восстановления!
Есть в истории завода и опыт работы в нефтегазовой сфере. В 2009-2010 году предприятие занималось строительством основания буровой платформы для освоения шельфа Сахалина. Это было новое дело, но коллектив предприятия с ним справился. А в апреле 2016 года центр судоремонта "Дальзавод" по заказу НК «Роснефть» приступил к достройке двух танкеров ледового класса — РН «Сахалин» и РН «Приморье». Они предназначены для снабжения всеми видами топлива побережья Дальнего Востока. За последние 15 лет суда такого класса никто не строил. В Находке были изготовлены корпуса танкеров, и суда пришли во Владивосток на достройку.
Ведь больше века Дальзавод занимался не только ремонтом, но и прямым судостроением, и в этой отрасли накоплен уникальный опыт.
Хотя сегодня предприятие ориентировано на нужды Тихоокеанского флота, производство гражданских кораблей и судов — перспективное направление развития.
В окончании нашей экскурсии возле памятника дальзаводцам, павшим в годы ВОВ, наша группа познакомилась с хранителем научно-технической библиотеки предприятия. Тушкина Татьяна Рюриковна работает в библиотеке Дальзавода с 1972 года, активно участвует в жизни завода, пережила на предприятии тяжелые 90-е годы. Сегодня библиотека завода - крупнейшая научно-техническая производственная библиотека Приморского края. И главная заслуга в этом — ее директора. Прямая задача библиотеки — обеспечение литературой специалистов для выполнения производственных задач. Кроме того, коллектив библиотеки сегодня ведет хронологию завода, частично выполняет музейные функции, помогает ветеранам завода записать и опубликовать свои воспоминания. (в последние годы изданы 2 книги воспоминаний — история строительства и технического обслуживания подводных лодок на Дальзаводе — из «первых уст»).
Сегодня на Дальзаводе трудится 3500 человек. Люди работают здесь десятилетиями, многим специалистам за 70 лет. Как на любом таком заводе, есть трудовые династии, институт наставничества. Налажены связи с ДВФУ и ВГУЭС при поддержке завода студенты получают образование и по окончании ВУЗа им гарантировано рабочее место — около 20 выпускников в год приходят по контракту на предприятие.
К юбилею завода был создан фильм «Рожденный у моря. Дальзавод», о гордости судостроителей Дальнего Востока, о вкладе Дальзавода в ВОВ, о секретных работах по ремонту судов. Фильм был представлен на кинофестивале «Человек и море - 2018». Одним из главных создателей фильма выступил А.В. Сердюк - человек, который с любовью и знанием представил экскурсоводам города Владивостока ОА центр судоремонта «Дальзавод».
Секция краеведения и экскурсоведения ОИАК благодарит администрацию Дальзавода за познавательную экскурсию.
Текст: Шелест О.З., член ПКО РГО – ОИАК,
Фото: Чернявская Е.Л.