Поклон Вячеславу Протасову
30 января исполнилось 70 лет со дня рождения Вячеслава Васильевича Протасова. Он ушел из жизни в год 65-летнего юбилея, который был по-доброму отмечен в Обществе изучения Амурского края Литературно-музыкально-художественной студией «Паруса». Слава активно работал в Студии с момента ее основания до самой своей кончины. Студийцы были последними гостями в его доме – буквально за час-другой до того, как остановилось сердце поэта.
«Паруса» посвятили В. Протасову «Приморскую лиру» в газете «Утро России» (№6, 31 января 2019г.):
«Слава. Так его звали друзья и товарищи по работе, многие из которых тоже были ему друзьями. И первыми слушателями его стихотворений, первыми читателями его книг.
Более 35 лет он отдал Морскому торговому порту. Ни разу не изменил ему даже в мыслях.
Человек с непробиваемой внешней «невыдающностью» – докер докером, портовый работяга – Протасов тем не менее был личностью заметной. В «Опыте библиографии» «Орехи в орешнике» его творчество исследуют 20 авторов. Многие обращаются к нему неоднократно. Не только журналисты, писатели, критики, но и авторитетные ученые. Это показательно. Внимание ученых привлекает далеко не каждый щелкающий по клавишам.
«Орехи в орешнике» созрели 10 лет назад, за 5 лет до ухода поэта из жизни. С тех пор библиография Протасова пополнилась. Пополняется и теперь. Тоже показательно. О скольких сочинителях критики и читатели забывают раньше, чем они перестают писать!..
Слава, особенно к этому не стремясь, даже и не стремясь совсем, изредка, по делам общественным и служебным, все-таки посещал важные кабинеты. Там его величали Вячеславом Васильевичем. С его умом, с его талантами (кибернетическим, дипломатическим, филологическим, поэтическим и пр.), с известностью его и знакомствами (ну не последнее же дело!) мог он продвинуться и по партийной, и по профсоюзной линии, мог выбиться и в «командиры производства». Учившийся на электронщика, заменявший переводчика немцам, приезжавшим во Владивосток, переводивший стихи без подстрочника с нескольких языков, он остался электриком портовых кранов. Это нечто большее, чем вольная или невольная верность однажды выбранной профессии. Стержень характера, чему в одном из протасовских стихотворений дано точное название: «Золотое бремя постоянства» …
При любых обстоятельствах быть тем, кто ты есть, – бремя тяжелое, далеко не каждому посильное. Особенно в мире, который жаждет перемен. И готов ради них, часто не ведая, к чему они приведут, перевернуться с ног на голову, перестать быть прежним. До потери памяти, до измены самому себе, до самоубийства…
Замечательный лирик, выдающийся переводчик, Протасов и жил, и работал в поэзии так, словно к нему лично были обращены завет Некрасова «гражданином быть обязан» и призыв Маяковского, «чтоб к штыку приравняли перо». Эти глубинные родовые отличия отечественной поэзии присущи не всем пишущим. В Протасове они органично сочетаются…
Он уже предвидел, точно знал, о чем рано или поздно начнут говорить и писать все неленивые, в том числе и не самые умные и проницательные. Везде, во всем – потеря качества, утрата профессионализма, омещанивание вкусов, оглупление сознания, развращение нравственности… Так много всего фальшивого, так много ненастоящих людей.
Лихолетье… Раскол и распыл.
Вырожденье бессмертного духа.
За границами зренья и слуха
всё, что помнил, любил и хранил…
* * *
«Чем наши дни нехороши?
Бери себе любые роли –
да вот хотя бы мумийтроллем!» –
«Ах, если б что-то для души…
А так – всё грязь и пустота.
Когда же поумнеет зритель?!» –
«Душа? О чем вы говорите? –
Вверх или вниз от живота?»
…Горькое Славино «…чего нет, того нет – на других на заборах повисли» – оно пройдет. Время-то не стоит на месте. Сейчас, кажется, оно принадлежит жуликам, лгунам и прочим нечестивым. Кажется – навсегда. Но в любом времени, даже и самом горьком, живут работяги, воины, поэты. На них все времена и стоят.
Слава Протасов это знал. Иначе он бы не писал стихов».
«Приморская лира», подготовленная к печати Студией «Паруса», публикует два десятка замечательных стихотворений замечательного поэта Вячеслава Протасова.
Текст: Владимир Осипов.
Фото из архива Студии «Паруса»