Трагедия «Витязя». История старого альбома
В 2019 году исполняется 125 лет со дня спуска на воду со стапелей на Галерном острове в Петербурге знаменитого корвета «Витязь», принесшего славу российской науке. Уникальный кораблестроитель-самоучка П.А. Титов, не терпевший никаких вмешательств в свои дела, позволил только капитану 1 ранга С.О. Макарову, первому командиру легендарного крейсера, претворять в жизнь различные усовершенствования при достройке корабля.
«Витязь» стал одним из самых успешных кораблей науки 19 века – единственный русский корабль, чье имя выбито на фронтоне океанографического музея в Монако. «Витязь» Был последним из военных кораблей так называемого переходного периода: оставаясь совершенным парусником, корабль был оснащен мощной паровой машиной, лучшей в те времена. Корвет построен из судостроительной стали и имел бронированную палубу.
Короткая и трагическая судьба была уготована кораблю с самого начала: при спуске с эллинга был потерян руль и повреждены ахтерштевень (нижняя кормовая часть судна в виде открытой или закрытой рамы, которая служит продолжением киля) и дейдвудная труба (служит для поддержания гребного вала и обеспечения водонепроницаемости в том месте, где он выходит из корпуса). Русло Невы оказалось мелковатым для такого корабля… Но преодолев трудности, «Витязь» совершил свое знаменитое кругосветное путешествие, в ходе которого были проведены масштабные океанологические исследования. Знаменитая книга «Витязь» и Тихий океан» С.О. Макарова и сегодня остается уникальным исследовательским трудом. Трехгодичная кругосветка корвета навсегда вошла в историю мирового мореплавания. «Витязь» пересек три океана, прошел шторма и туманы, миновал опаснейшие рифы и мели, посетил самые отдаленные моря и берега.
Гибель корвета у берегов Кореи весной 1893 года стала невосполнимой утратой для Тихоокеанской эскадры, для российской гидрографической науки…
Славу кораблю, его истории делает экипаж, а он с самого начала подбирался самым тщательным образом из числа выпускников Морского училища, которых лично знал С.О. Макаров и возлагал на них большие надежды… Барон Ф.Ф. Врангель, встречавший «Витязь» в Кронштадте после кругосветного плавания, писал:
«Щегольской вид судна и команды, быстрота и отчётливость всех маневров, производившихся на корвете "Витязь" после его возвращения из плавания, служили наглядным доказательством, что научные наблюдения не были помехой для строевой службы, а лишь расширили кругозор офицеров, внося новый, облагораживающий интерес в их службу».
Не так давно на нашем сайте был опубликован материал Т. Моториной о гибели «Витязя». Автор провела свое исследование в связи с найденным фотоальбомом 1893 года, где запечатлена операция по спасению корвета, ставшего на камни у порта Лазарева. В разделе «Публикации» читайте продолжение этой истории.