Вокруг света через 200 лет

28 марта 2019 г. исполнилось 15 лет, как парусное учебное судно Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского фрегат «Надежда» вернулось во Владивосток из кругосветного плавания. Уже в 19 веке российские мореплаватели превзошли по числу кругосветных плаваний все европейские страны вместе взятые, а открыли эту эпоху сквозных походов по мировому океану наши замечательные мореходы И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева».  Моделируя первое для русских моряков кругосветное плавание, состоявшееся 200 лет назад, современная «Надежда» пронесла российский триколор вокруг земного шара, подтвердив в очередной раз: «Россия была, есть и всегда будет великой морской державой».

Это плавание длилось один год, два месяца и два дня, за это время судно, пройдя 44618 миль, посетило 18 стран, 28 портов мира, четырежды пересекло экватор, а также линию перемены дат (180 меридиан). Пересечены три океана, 15 морей, пройдено 14 проливов и один канал, обойдён мыс Горн. Так уж совпало, что эта кругосветка стала первой для русских моряков в этом веке и тысячелетии!

В разное время рейса на борту парусного учебного судна, помимо штатного экипажа, учёных, корреспондентов и трейнизов, находилось от 90 до 99 курсантов, среди которых была и группа военных курсантов из ТОВВМИ. Кстати о трейнизах, ведь мало кто знает, кто это такие?  В наше время среди судов с различными механическими двигателями крупные парусные суда стали раритетом и экзотикой. Попасть на них работать не так просто, пассажирских парусных судов в мире немного и плавание на них обойдётся в «копеечку», это очень дорогое удовольствие. Но, для людей с романтической натурой, существует платная и не очень дорогая возможность поработать на таком судне в роли трейниза – ученика рядового матроса. На борту «Надежды» их было двое: Вероника Милевски из Польши и Василий Никольский из Бразилии.  

Безусловно, курсантам было нелегко, ведь помимо занятий, сдачи зачётов и экзаменов им приходилось постоянно участвовать в парусных авралах, а также заниматься множественными судовыми работами. Сухопутному человеку трудно себе представить, как это непросто, ведь парусное судно, идущее под парусами, чаще всего имеет приличный крен на один из бортов и плюс от этого положения раскачивается на волне, как любое другое судно. Надо отдать должное всем курсантам, бывшим в кругосветке – они с честью выдержали все сложности плавания, достойно закончили этот необычный рейс и триумфально вернулись во Владивосток.

Конечно, в таком длительном плавании много чего интересного происходило и с членами экипажа и с курсантами, и с самим судном. Хочу немного об этом рассказать. Работал на «Надежде» парусным мастером замечательный во всех отношениях человек – Абрамов Николай Александрович, кстати, капитан 1-го ранга в отставке. Он ежедневно, без оглядки на погоду, вставал ранее других и делал пробежку по палубе, затем довольно серьёзную зарядку и заканчивал обливанием забортной водой, что он сделал даже в проливе Дрейка, когда мы обходили мыс Горн. Во время стоянок Николай Александрович, конечно, бегал по берегу. И вот, во время захода в голландский порт Делфзейл, встав, как обычно затемно, Абрамов прямо от причала по свежему воздуху начал свою пробежку по какой-то автомобильной трассе. Прошло более часа, уже рассвело и Николай Александрович решил возвращаться, но ни перекрёстков, ни переходов не встречалось, он уже бежал по лесополосе, разделяющей встречные потоки машин.  Пробежав ещё немного, он, начав повнимательней присматриваться к дорожным указателям, и, вдруг, понял, что они написаны на немецком языке. У встретившихся, наконец, людей он узнал, где находится, оказывается он давно бежит по Германии! «Вот такая она маленькая Европа для русского человека», так образно выразился по этому случаю руководитель кругосветного рейса В.М. Кононов.

17 ноября 2003 г., отойдя от Рио-де-Жанейро уже на полтысячи миль и пользуясь замечательной погодой при слабом ветре, решили произвести съёмку судна под полными парусами с воды, ведь на борту находилась журналисты и съёмочная группа НТВ. Спустили катер «Зодиак» под подвесным мотором и съёмки начались. Когда всё закончилось и «Зодиак» стали поднимать на борт, лопнул подъёмный строп и 3 человека оказались за бортом. Впервые и, слава Богу, единственный раз за кругосветку, была объявлена, не учебная, а настоящая тревога «Человек за бортом!», «Аврал, все наверх, паруса убрать!». Все команды были выполнены с рекордной скоростью, запущена машина, спущен на воду второй «Зодиак», который помчался к оставшимся за кормой аварийным дымам. Опытные моряки «молили Бога», чтобы поблизости не оказалось акул! Всё обошлось, «утопленников» подняли на борт, телеоператор бросился спасать свою дорогущую профессиональную телекамеру, промывая её дистиллатом, а руководство судна занялось «разбором полётов».

Это случается с моряками дальнего плавания, путешественниками и лётчиками. Существует на земле 180 меридиан, называемый иначе линией перемены дат.  По законам географии при его пересечении с востока на запад дата пересечения повторяется, а при пересечении с запада на восток следующая дата упраздняется. Вот такой географический казус. Мы пересекали 180 меридиан 19 января 2004 г. и, соответственно, на следующий день у нас уже была дата 21 января. «Пропавшими во времени» оказались два курсанта МГУ Ваня Загрядский и Женя Юричев, у которых именно 20 января был день рождения. Необычная для курсантов ситуация была принята ими и остальными курсантами с юмором и отмечена массой шуток и весёлых пожеланий. Среди довольно однообразных будней рейса появилось нечто новое и забавное. Именинникам был приготовлен и поднесён традиционный торт, а также подарки, было устроено коллективное чаепитие. Оба «новорожденных» отметили, что такое празднование своего дня рождения им запомнится на всю жизнь и, по приходу домой, будет что необычного рассказать родственникам и друзьям.

На втором, наиболее длительном этапе плавания (9 месяцев) от Санкт-Петербурга до Владивостока в составе курсантов МГУ им. адм. Невельского приняла участие и группа курсантов из ТОВМИ им. адм. С.О. Макарова. Мне посчастливилось участвовать в этом экзотическом рейсе в роли руководителя практики и преподавать курсантам ТОВМИ несколько мореходных дисциплин. Среди них мне сразу бросился в глаза курсант Артём Колпащиков. Всегда аккуратный и подтянутый, дисциплинированный и ответственный курсант не мог не обратить на себя внимания. Помимо этого, он отличался своей целеустремлённостью, трудолюбием и твёрдым характером, хотя в общении со всеми оказался простым и скромным человеком. К занятиям он относился всегда очень ответственно, был активен во всех судовых общественных мероприятиях. Надо признать, что практика на парусном судне для любого курсанта это достаточно тяжёлая и ответственная работа и многие из них, изрядно устав от парусных авралов, учебных занятий и судовых работ, при первой же возможности старались отоспаться, что вполне естественно для молодых ребят. Артёма же даже в это время можно было застать в судовой библиотеке или уже за чтением какой-нибудь очередной познавательной книжки, что вызывало к нему дополнительное уважение.

По возвращению во Владивосток курсантов ТОВМИ ожидали сдача госэкзаменов и защита дипломов. Безусловно, меня очень интересовали результаты и того и другого. Как мне приятно было узнать, что все курсанты группы, бывшей на ПУС «Надежда», успешно защитились, а Артём Колпащиков стал ещё и золотым медалистом! Одновременно от имени начальника ТОВМИ вице-адмирала Е. Литвиненко я получил «Почётную грамоту» за обучение курсантов института во время кругосветного плавания, а также приглашение на их выпуск. Уже несколько лет по Интернету и местной прессе я наблюдаю за тем, как складывается военная карьера этого молодого и перспективного офицера и радуюсь его успехам. Как приятно было узнать, что Артём Колпащиков, будучи ещё капитаном 3-го ранга, уже стал командиром БПК «Адмирал Трибуц», а теперь он уже – капитан 2-го ранга! Уверен, А. Колпащиков может служит живым примером отношения к учёбе и службе для выпускников и курсантов в настоящее время уже ТОВВМУ.

Хочу от души поздравить Артёма с его достижениями и пожелать ему здоровья, успехов в службе и, безусловно, дальнейшего подъёма по служебной военной лестнице. Верю, что всё, задуманное Артёмом на его жизнь, осуществится!

Текст: участник похода, член ПКО РГО – ОИАК,

капитан дальнего плавания Воронин Геннадий Антонович,

Фото из архива автора

НАШИ ПАРТНЕРЫ