Экскурсия в Ботанический сад-институт ДВО РАН
10 мая в секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК состоялась защита авторской экскурсии «Ботанический сад-институт ДВО РАН – уникальный представитель ботанических садов России». Экскурсия проходила на территории Ботанического сада. Погода радовала, солнце сияло и грело, сад принарядился к визиту группы. А сама группа привычно взялась за блокноты и карандаши. Автор, Соколова Е. Е., начала свой рассказ с интереснейших исторических сведений и характеристик учреждения.
Ботанический сад во Владивостоке – единственный на обширной территории от Камчатки и Чукотки до Западной Сибири. Площадь сада является особо охраняемой природной территорией федерального значения, территорией общенационального достояния. Она занимает 180 га, 90% которых приходится на зону природной флоры и 10% на зону коллекций, восточный сад и комплекс оранжереи. Сад был создан был в 1949 г. в рамках кампании создания сети Ботанических садов в стране приказом Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. Этот день и является Днем рождения Ботанического сада. Вместе с Ботсадом во Владивостоке был создан Главный ботанический сад в Москве в 1945 г.; в 1947 г. – Центральный Сибирский Ботанический сад в Новосибирске. Но первым на Дальнем Востоке нужно назвать Ботанический сад в пригороде Владивостока - Садгороде. Он был создан по инициативе Общества изучения Амурского края. Руководил им профессор Владимир Михайлович Савич. Просуществовал этот маленький ботанический уголок недолго. Но в том же году, в 1920, в г. Никольске- Уссурийском, благодаря усилиям и изысканиям В. Л. Комарова, был организован ботанический сад. Владимир Леонтьевич - большой знаток дальневосточной флоры, приехавший в 1913 г. по поручению управления переселения в Южно-Уссурийский край для изучения природной флоры этого региона. Возглавила ботанический сад его ученица Евгения Николаевна Клобукова-Алисова. Ботанический сад в Никольске-Уссурийском просуществовал до 1932 г. Из-за удаленности от научных центров, политических трудностей тех лет, недостатка, а часто просто полного отсутствия исследовательских кадров, отсутствия финансирования, ботанический сад не мог продолжать свою деятельность. И вот только после войны Президиум Академии наук принял решение о необходимости обращения в Правительство с целью создания сети ботанических садов в стране.
Участок для ботанического сада был выбран большими знатоками приморской тайги – учеными-лесоводами Борисом Павловичем Котельниковым и Николаем Евгеньевичем Кабановым. Участок первозданного чернопихтово-широколиственного леса, сохраненный до наших дней, является уникальной территорией в Российской Федерации. Уникальность его обусловлена еще и тем, что учреждение находится в уникальной зоне муссонного климата. Кроме того, Приморье – территория стыковки различных биогеографических районов Азии. Все это привело к формированию уникальных биоценозов, нигде в мире больше не встречающихся. Другими словами, уникальность дальневосточного ботанического сада усиливается уникальностью флоры региона, наличием большого количества реликтовых, эндемичных, редких видов. На территории учреждения собраны более 1/3 видов флоры всей территории российского Дальнего Востока, плюс территорий сопредельных российских регионов: Сахалина, Камчатки, Сибири, Забайкалья, Алтая. А также сопредельных стран - Японии, Китая, Кореи. Кроме того, виды стран со схожими почвенно-климатическими условиями: Северной Америки, Канады, Австралии. В оранжерее демонстрируются тропические и субтропические виды всех теплых уголков Земного шара. Поэтому, оказавшись на экскурсии в Ботаническом саду Владивостока, мы совершили удивительное путешествие по многим странам и континентам всего за 2,5 часа.
Сразу, пройдя через красивую решетку сада, мы оказались в партерной зоне, перед административно-лабораторным зданием. Здание построено в 1978 г. при удивительном человеке, директоре-хозяйственнике, к. с.-х. н. Андрее Фроловиче Журавкове. В 1990 г. учреждение получило статус научно-исследовательского института, и стало именоваться Ботаническим садом-институтом. И если в 1949 г. научным сотрудником был один человек - сама директор, Мария Алексеевна Скрипка, то сейчас в штате 9 докторов наук и 25 кандидатов наук. А всего в штате 64 исследователя. Позднее были созданы филиалы: Сахалинский, в г. Южно-Сахалинск, и Амурский, в г. Благовещенске.
В настоящее время Ботанический сад-институт – современное научное подразделение в системе Дальневосточного отделения Российской Академии наук с солидным научным потенциалом. Его сотрудники входят в состав редакций международных журналов и экспертных советов. Научные контакты осуществляются более чем с 250 странами мира. Происходит обширный семенной обмен: до 1500 образцов ежегодно. Научное оборудование лабораторий самого современного уровня. Это позволяет проводить исследования с применением совершенных методик. В библиотеке собрано более 35.000 экземпляров книг. А это самое крупное специализированное собрание изданий по флоре Дальнего Востока.
Но вернемся к маршруту экскурсии: в партерной зоне нас окружили реликты – представители древней флоры: сосны, жившие на планете 370 млн. лет назад; можжевельники; знаменитый тис остроконечный – «не гной дерево». Он прозван так за не гниющую в течение тысячелетий древесину. После партерной части маршрут продолжился на участке коллекции древесных интродуцентов. Гости иных мест обитания и даже других континентов встречали нас: сумах пушистый, спирея японская, абелия корейская, катальпы бигнониевидная и яйцевидная, сосна погребальная, курильский чай, магнолии. Несколько видов магнолии встретились нам из самой большой в России коллекции магнолий. Нам повезло: в эти дни цвела одна из самых красивых магнолий – магнолия Суланжа.
Далее мы поднялись в Восточный сад. Прекрасное место, где мы прогулялись вдоль аллеи сакур, которые высадили сотрудники Ботанического сада вместе с любителями сакуры из японской префектуры Гифу. Посаженное живое ископаемое – метасеквойя глиптостробусовая и история его открытия привели всех нас в изумление. Двигаясь прогулочным шагом, мы вышли к коллекционному участку цветочно-декоративных растений. Восторгу не было предела: цвели тюльпаны. Тюльпаны пришли к нам из Европы, а там они появились в 16 веке из дворцов турецких султанов. В Ботаническом саду обычно проходят испытания около 200 сортов.
И наконец, мы достигли безлесного участка природной флоры, где нас ждало невероятное количество видов! Виды редких, эндемичных растений или растений, занесенных в Красную книгу Приморья или России – на каждом шагу. Рябчик уссурийский, цветущий и прелестный, сплетенный своими листьями-усиками в крепкую семейку – воспринимается как чудо. Связноплодник почколистный своими крупными листьями привлек всеобщее внимание. Арсеньевия гладкая, названная в честь В. К. Арсеньева, изящная и нежная, расположившаяся большой нарядной куртиной вдоль тропинки, остановила и угомонила нас. Аризема, купена, триллиум Комарова, знаменитый лук охотский, хохлатки, разнообразные фиалки, копытень Зибольда, прострелы, лесной мак весенний, мак амурский, смилацина, майник! Невозможно все даже просто перечислить. И все цветет и зеленеет!
Вдоль нашей дорожки развернулись и папоротники, демонстрируя на отрезке почвы всего в 3 – 4 метра свое видовое многообразие: страусник, щитовник, кочедыжник, адиантум, орляк. А удивительный белокопытник Татеваки оказался в конце тропинки. Татеваки Мисао (1899 – 1976 гг), в честь которого назван этот вид, – выдающийся японский ботаник, бывший директор Ботанического сада в Саппоро. Он изучил флору большинства близких к нам островов: Хоккайдо, Сахалина, Курильских, Алеутских. Белокопытник - олицетворение непостоянства и изменчивости. В процессе своего развития он так изменяет свою внешность, что порой кажется, что другое растение вдруг появилось на месте, где рос белокопытник. А еще по ходу нашего экскурсионного маршрута нами отмечено было небывалое количество примечательных объектов. Это сирени. Ботанический сад гордится своей большой коллекцией сиреней. И лианы, их в Ботаническом саду насчитывается до 36 видов. Край-то наш – самое лиановое место в России. Декоративные кустарники: шиповник Максимовича с белыми цветами, абелия корейская с чудесным запахом, рододендрон Шлиппенбаха, формы с белыми и розовыми цветами, калина буреинская, струноплодник, чубушник, принсепия китайская. И деревья не уступают. Цветет клен ложнозибольдов и удивляет своей красотой так же, как и осенью. Бересклеты соревнуются в декоративности друг с другом. Бересклет Максимовича, бересклет священный, трескун амурский, жимолость Маака, ива Матсуды - всех не перечесть! И в завершение, как вишенка на торте, нам встретился легендарный гинкго двулопастный. Прекрасна и удивительна его судьба, как и само это реликтовое дерево. Будучи распространенным в пору динозавров по всей планете, вплоть до крайнего севера, сейчас гинкго произрастает только в садах и парках, в ботанических садах. В природе его нет. При этом гинкго долго не был известен ни в Новом, ни в Старом свете. И открыли его европейцы в самой закрытой стране, в Японии. Вездесущие и смелые мореходы-голландцы, оказавшись у берегов Японии без воды и еды, обратились за помощью. А дело происходило в 17 веке, когда правители Японии никого не выпускали и не впускали на территорию своего государства. Но голландцев нужно было выручать, и им было разрешено высадиться на берег. А в порту любознательный судовой врач по фамилии Кемпфер обратил внимание, что на улицах повсюду в жаровнях готовят круглые, как абрикосы, плоды серебристого цвета и называют «гинкго», что с японского переводится «серебристый абрикос». Кемпфер собрал и привез на родину гербарий этого дерева, а знаменитый систематик Карл Линней определил этот вид и присвоил ему название гинкго билоба или гинкго двулопастный. Оказалось, что оно было известно и описано китайцами еще в 3 – 6 веках, а в китайской медицинской литературе в 16 веке описаны его лечебные свойства. И еще другими открытиями прославил гинкго себя и природу.
Экскурсия наша подошла к концу. Время истекло. Но эти восхитительные растения сняли у нас усталость, вызвали улыбки и блеск в глазах. Мы почувствовали радость и умиротворение в душе и сердце. А захватывающий рассказ экскурсовода о происхождении, удивительных судьбах, пользе для людей, легендах каждого вида оторвали нас от действительности. И в конце экскурсии нам пришлось «спускаться с Небес на Землю».
Текст, фото: Е.Е. Соколова,
член секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК