Сихотэ-Алинь 2019

Круговерть событий течёт вокруг нас безостановочно и порою просто не хватает времени, чтобы набросать пару строк о том, что уже случилось. Поэтому с большим опозданием появляется этот рассказ об автопробеге в дни майских праздников.

По уже сложившейся традиции в начале мая в Уссурийском местном отделении ПКО РГО - ОИАК проводятся небольшие краеведческие экспедиции, проходящие на стыке изучения рекреационного потенциала края и просто туристического автомаршрута. В 2019 году календарь позволил нам маршрут сделать чуть длиннее. По той же традиции инициатором выступил С.А. Вакуленко, который предложил попробовать прорваться в Хабаровский край со стороны моря в Тернейском районе. В общем – из бассейна Единки перевалить в бассейн Сукпая.

Маршрут заинтересовал всех участников. Кто-то давно в тех местах не был, кто-то вообще там не бывал, кто-то любит север края. Места интересные, воспетые в книгах В.К. Арсеньева, да и практически местами мы шли бы чуть ли не по следам великого путешественника. В общем, старт был намечен на 1 мая в пять утра и не с «Изумрудной Долины», как обычно, а с одной от автозаправок в северной части города.

Первого мая в пять утра стали появляться первые экипажи, но еще несколько минут потратили на полный сбор. Уссурийск стал точкой старта, поскольку Викторович с женой Ларисой выехали накануне из Андреевки и заночевали у друзей в Осиновке.

Менее чем за час доехали до Осиновки. Переполненные вещами машины частично перегрузили Викторовичу, благо в его шишиге места хватало. И двинулись дальше. В Анучино к нам присоединился Дмитрий, за машиной которого увидели прицеп, в котором находился мотоцикл. Первоначально планировалось дотянуть прицеп до Амгу, а дальше двинуться на мотоцикле. Ещё один экипаж нас дожидался в Дальнегорске, но соединились только на следующий день в Тернее.

А пока своей весёлой компанией катились дальше вглубь Приморья. В Чугуевке заправились. Первую остановку сделали на перевале Венюкова. Столь легендарное место, пройденное в разные годы М.И. Венюковым, Н.М. Пржевальским и В.К. Арсеньевым не могло оставить нас равнодушными. Небольшая остановка, серия фото на память и двинулись дальше. Прошли Кавалерово и в Дальнегорске заглянули в магазин пополнить продуктовые запасы для ужина. Здесь же дозаправили автомобили.

Следующая остановка была в Рудной Пристани, где рядом с трассой расположена столовая «Причал». Обычная столовая. Готовят вкусно. Наши бывалые участники рекомендовали её ещё изначально. Место, вероятно, популярное у путешественников. К нашему приезду здесь стояли два запыленных мотоцикла. Как потом поняли из разговоров, это заглянули перекусить парни, ехавшие из Пластуна. А на момент отъезда здесь остановился микроавтобус, по которому было видно, что следует издалека.

После обеда двинулись дальше на север. Вскоре после Лидовки асфальт закончился, и покатились по грунтовке, которая, надо заметить, содержится весьма не в плохом состоянии. Хотя грунтовка, есть грунтовка…

К половине четвёртого мы уже были в Пластуне. Санитарная остановка. Заодно заглянули в магазин и движемся дальше. Но не успели ещё добраться до р. Джигитовки, как колонна встала. На прицепе с мотоциклом и нашим скарбом отлетело колесо. Таки перегрузили немного прицеп. На обочине нашли бревнышко, вставили в тележку и потащили обратно в Пластун, благо там было, где отремонтировать. Две машины ушли в посёлок, остальные двинулись к реке выбирать место под лагерь. Заночевать решили здесь.

Перед мостом у развилки немного подумали, какой берег выбрать: свернуть налево на Рощино или же переехать Джигитовку и встать на косе на левом берегу. Выбор пал на косу. Нашли спуск к реке, хотя на следующий день узнали, что есть и менее экстремальный выезд на реку. Проколесили по косе. На удобном месте стояла пара легковушек с веселящимися людьми. Направились в дальний конец косы, где нашли следы бивака. Здесь и решили остановиться.

Пока ждали возвращения наших ремонтников – приготовили ужин. В конце концов, все собрались. Поужинали, бурно обсудили день и потихоньку улеглись спать.

Утро 2 мая выдалось туманным и свежим. Самые отважные наши рыбаки успели прогуляться с удочкой по берегу. Позавтракали и выдвинулись с косы. Немного проехав, выяснили, что с прицепом начались проблемы, и его было решено оставить в Пластуне. До Амгу Дмитрий решил проехать на мотоцикле. Однако вскоре начался дождик, переходивший временами в хороший дождь. Так и доехали до Тернея. Здесь заглянули в магазин, встретились с еще одним экипажем и двинулись дальше.

Дальше нас снова вела грунтовка. То вдоль дороги, то поперёк встречались речки, на берегах которых ещё держался лёд. А вскоре мы увидели стоящий на дороге прицеп с отлетевшим колесом. Не мы одни это лихо хватанули. Грунтовка ни с кем не шутит.

Перевалы, сопки по сторонам, грунтовка под колёсами. В час дня мы уже были у легендарных кемских порогов. Красивое место даже под серым небом и косыми струями дождя. Останавливаемся полюбоваться бурлящей рекой. И снова в путь. Через несколько минут объезжаем припаркованную на обочине колонну водников, приехавших сплавляться по Кеме. Погода и иногда улыбается нам отсутствием дождя, но это ненадолго и серое небо с падающей водой в очередной раз накрывает наши машины. Теперь уже вместо лесовозов нам начинают попадаться на глаза лесосеки с вырубленным полосами лесом.

То ползём в сопки, то спускаемся в низ. Зелени всё меньше и меньше, зато всё больше цветущей вербы. Весна сюда опоздала, по сравнению с Уссурийском, ну примерно на месяц. На обочинах встречаются наледи, вначале принятые нами за сугробы. Преодолев очередной перевал, спустились в долину реки Амгу и по ней спустились к морю, где в устье расположено одноимённое село.

Село Амгу на фоне других лесных сёл выглядит весьма крепким. Не заброшенных домов, во всяком случае, на глаза не попались, но зато то там, то сям встречались стройки. В море виднелось судно, которое загружали лесом с барж. Здесь мы отдохнули, заправились и выдвинулись дальше.

Ехали недолго и уже к шести часам вечера были на теплых источниках на Сайоне. Здесь и решили заночевать. К нашему приезду поляна не была пустой. Стоял один джип, готовившийся к отъезду. Рядом разместился домик на колесах, оборудованный из микрогрузовика. Примерно через час после нас приехал ещё микроавтобус, выставивший три палатки.

Сами источники представляют собой поляну, рядом с дорогой, надо лишь немного спуститься. Перед поляной размещён деревянный туалет, перед которым навалена огромная куча мусора. Поляна, по сути, является парковкой и пикниковой зоной. В конце поляны установлен свежий деревянный крест чуть более двух метров в высоту. Там же на краю, между крестом и сопкой размещается первый домик, установленный над источником. Мы его меж собой назвали верхним домиком. Из-под него вытекает ручей, бегущий в реку, протекающую рядом. Чуть ниже расположен второй (нижний) домик. За ручьём, вытекающим из этого источника, расположена ещё одна поляна. Она менее раскатана и сохранила дёрн. Здесь мы поставили палатки. За этой поляной имеется еще один источник – открытый, над ним нет домика, и он выглядит в виде маленького озерца.

В нижнем источнике мне вода показалась чуть теплее, чем в верхнем. При входе в домики чувствуется тепло и насыщение паром. Парят и оба ручья, бегущих от источников. Не парит только открытый источник. Те, кто трогал в нём воду, утверждают, что она прохладнее, чем в домиках. Что касается температуры воды в домиках, то мы не брали с собой термометры, а на глаз – ну чуть больше 20 градусов. Оба домика аналогичные. Вначале прихожка, эдакий предбанник, со скамейкой и вешалкой. Дверь закрывается изнутри на крючок, а снаружи на вертушку, когда нет никого. Затем открытый проход в ванну, в которую можно спуститься по деревянной лестнице. Дно присыпано галечником. На нижнем источнике чётко видны всплывающие со дна пузырьки газа и бугры на воде от поднимающейся струи. На верхнем источнике струя послабее.

Здесь мы окунулись в источники, поужинали. Кто желал – окунулся еще раз. Посидели у костра и вскоре разошлись спать.

Ночь была тёплой. Утро 3 мая встретило нас солнцем. Радостно скачем в источники. Вода кажется холодной, когда погружаешься, но вскоре тело привыкает, и уже выходя из воды, воздух кажется холодным. Наводим за собой порядок и выдвигаемся к Максимовке.

Дорога через перевал местами весьма грязная после вчерашнего дождя. На обочинах начинают встречаться складированные брёвна. К половине десятого подъезжаем к магазину в Максимовке. Он еще закрыт. Село опрятное, ухоженное, ряд домов старых, ещё дореволюционных. После короткого совещания решаем не терять время и выдвигаемся в Усть-Соболевку. За селом мост через одноимённую реку размыт, но сооружён временный. Весьма опрятная грунтовая дорога вскоре выходит на берег моря и тянется до следующего села. Усть-Соболевку проходим насквозь и в десять часов уже оказываемся на реке Соболевке за селом. Река размыла дорогу, но накатанная колея не позволяет сбиться с пути.

Дальше идёт лесная дорога. Если до Усть-Соболевки запросто можно добраться на легковушке, то дальше такие подвиги совершать уже не стоит. Дальше пошёл внедорожный маршрут. Взяв вброд реку, вскоре поднимаемся на небольшой перевал и начинаем спускаться в бассейн реки Кузнецова.

По долине р. Кузнецова катимся бодро. По бродам переходим с берега на берег. Замечаем развилку. Прямо идёт накатанная дорога, влево колея по сухому каменистому руслу протоки. Едем прямо. И буквально за поворотом влетаем в чудесно размешанную грязь. По дороге уже возникали у товарищей мысли, что, дескать, катимся налегке, отжаться, по-хорошему не получается. Накаркали. Первая машина ещё пробивается, вторая и третья садятся на пузо. Пока вытягиваем сурфа и шишигу, остальные решают объехать по каменистой колее. И это оказывается правильным решением. Там и броды симпатичные, и скала красивая над рекой, и вскоре колеи соединяются. Единой компанией движемся дальше.

На картах Кузнецово значится небольшим селом. Но реальность удручает. Видим один полуживой дом, у которого стоит автомобиль и один почти разваленный. Других построек нет. Село давно вымерло, но одним домом кто-то ещё эпизодически пользуется. За селом руины воинской части, с которых открывается прекрасный вид на мыс Олимпиады. Останавливаемся, фотографируемся. В руинах и бывшее село Кузнецово Северное, но один дом также используется.

Проходим речку Алента и на берегу моря ровно в полдень останавливаемся на обед. Перекусили, отдохнули. Самые отважные искупались в море. Побережье кажется необычным из-за обилия деревьев, вынесенных тайфунами. Все берега усеяны валежником. Погода просто чудесная, во всяком случае, по сравнению со вчерашним днём.

Под горой Алента движемся почти по берегу моря. Над машинами постоянно нависают живописные базальтовые скалы. Что ни поворот, то новый изумительный вид. Вскоре выезжаем к реке Бурливая и сразу перед глазами появляется высокий обрыв, тянущийся почти на 3 км. Далее несколько километров едем под высокой прибрежной террасой. Она тоже живописная, но уже не столь впечатлительная как скалы под г. Алента.

Берем вброд р. Каменку, как и ряд других ключей, и по ключу Перевальному начинаем подниматься на перевал. Затем сваливаемся в речку Связную и по ней катимся до Светлой. Перед самым посёлком встречаем небольшой карьер, на котором из базальтовых глыб и валунов сложены каменные фигуры. Чего уж чего, а творчества нашим людям не занимать.

В посёлок въезжаем уже в половину четвертого. Для тех, кто здесь впервые – это просто разрыв шаблона. На картах видим посёлок городского типа. Мысленно ожидаешь пятиэтажки и другие атрибуты ПГТ. А на деле оказывается обычное приморское село. Правда есть двухэтажные здания. Не получилось проехать до моря, может в той части посёлок выглядит иначе. Здесь нам по предварительной договоренности было приготовлено топливо. Заправляемся. Заглядываем в магазин. Больше магазинов по пути у нас не будет.

Выдвигаемся из Светлой на северо-запад. Едем по долине одноимённой реки, затем поднимаемся на плато. Дорога грунтовая, но просто замечательная. Лесорубы следят за ней. Виды на плато также замечательные, но местами весьма печальные. Где-то горелый лес. Где-то километры пеньков чуть ли не до горизонта. Проходим ключ Каменный, весь покрытый льдом с талыми лужами на льду. Отходим от Светлой более чем на 70 км. Вечереет. Находим у дороги небольшую полянку и останавливаемся на ночлег.

Проходит ещё одна ночь, полная невероятно яркими звёздами. Утром 4 мая завтракаем и выдвигаемся дальше. Погода чудесная. Панорамы шикарные – над плато возвышаются заснеженные вершины. Правда, иногда снова выходим на поля пеньков. Дорога по-прежнему замечательная, хоть и грунтовая. Правда перевалы всё круче, а обрывы за окном всё выше и льда на ключах всё больше. Из признаков весны только цветущая верба.

Катимся дальше. Наслаждаемся пейзажами. В десять часов добираемся до реки Единка. Одна из легендарных северных рек Приморья. Остановились, отдохнули. Умылись свежей водой. Через полчаса выходим на лагерь лесорубов. Общаемся. Выясняем, что ещё километров пятнадцать проедем и всё. Есть робкая надежда, может по сопкам мимо деревьев как под Уссурийском не раз бывало, да и выйдем на Сукпай. Но окружающие сопки и густота леса эту надежду хоронят безвозвратно.

Прощаемся, выдвигаемся дальше. Дорога по-прежнему ровная, но уже не такая накатанная. Едем хорошо, километры летят быстро. После очередного живописного и крутого перевала натыкаемся на зимовье. Выходим размять ноги, да посмотреть, как живут на промысле охотники. Домик внутри вполне житейский, заготовлены дрова, посуда на месте, даже с портретами красивых девушек на стене. Отдохнув, отправляемся дальше.  Ровно в полдень упираемся в тупик со следами былого лагеря. Недалеко была развилка. Один экипаж отправляется проверить, далеко ли она уходит. Не проходит и получаса, как возвращаются – там тоже тупик. Решаем готовить обед.

Пока готовили обед, разобрались с геолокацией. Выяснили, что до границы Хабаровского края по прямой три километра. После непродолжительного обсуждения постановили, что часть народа остаётся в лагере заниматься ужином, а добровольцы отправляются в Хабаровский край пешком. Для этого надо подняться на гору. Одни предлагают идти по ручью, другие сразу по склону. После дебатов в половину второго группа отправляется по склону.

Сказать, что склон нас сразу начал выматывать – это просто поскромничать. Примерно через каждый пятнадцать минут устраивали перекур. Первых два отрезка проползли тяжело дыша и вспоминая юношеский азарт. Каждый следующий отрезок давался чуть сложнее. Чуть – это мягко говоря. Во-первых – крутой склон, во-вторых – густой лес. Опытный пешеходник и наш «Сусанин» Василий выбирал оптимальный маршрут. С первых же минут стало ясно, что затея прорваться на машинах через лес была наивной. Тут настоящая уссурийская тайга, а не подуссурийские дубравы. Иногда встречались крохотные полянки, на которых можно было рухнуть отдохнуть. Почти через полтора часа после начала подъёма оказались на каменистом мысу с красивым обзором прилегающих сопок. Но это ещё была не вершина. Почти в четыре часа мы были на вершине. Здесь немного отлежались на разноцветном мховом ковре и пошли в Хабаровский край.

По соседнему региону мы долго не гуляли. Прошли метров 20-30 и нашли ямку со снегом. Небольшую. Примерно как школьная парта в длину и половина парты в ширину. То ли от того, что зима была у нас бесснежной, то ли потому, что все были в состоянии как из парилки, но мы дико обрадовались этому привету из зимы. Упасть в сугробик не получалось, но обтереться снегом решили все. На три километра до границы мы потратили два с половиной часа. Ещё немного отдохнули, поснимались и в начале пятого часа начали спуск. Обратно шагалось веселее. Да и перекуров было значительно меньше. Час с четвертью потратили на спуск. В лагере приняли душ и в шесть часов были уже за столом.

Любители березового сока воспользовались соседством белоствольных деревьев. Правда, до утра больше стакана ни одно дерево не дало. Весь вечер азартно обсуждали всю дорогу и особенно восхождение в Хабаровский край. В опустившейся ночи у костра ещё попели песни. И хотя в этот раз, с собой не было никакого инструмента (хотя музыканты были), получилось не менее душевно. Но ночь брала своё и потихоньку все разошлись спать. Правда самые отчаянные спорщики еще будили соседей бурным обсуждением технических возможностей своих машин, но и их ночь вскоре победила.

5 мая в семь часов уже завтракали. Вообще-то в это время мы всегда уже завтракали. Но пока все поели, всё свернули, заправились из канистр, навели порядок – время незаметно пролетело. В половину девятого выдвинулись со своей самой дальней поляны.

Обратная дорога была уже хорошо известна нам. Через час добрались до лагеря лесорубов. Двинулись дальше. Удивили склоны сопок. Ещё вчера на них багульник был редкостью. Сегодня же сопки переливались оттенками лилового, розового, бардового. На некоторых местах можно было уже остановиться, пофотографироваться. Время нам это позволяло.

На Единке решили остановиться порыбачить. Наши заядлые рыбаки полчаса бродили с дочками по реке. Ещё трёх любителей рыбалки мы увидели на другом берегу. Но ни нам, ни тем рыбакам совершенно не везло. В конце концов, удочки смотали и двинулись дальше.

Нам предстояло преодолеть большой отрезок, чтобы заночевать поближе к цивилизации, ибо часть продуктов завершалась. Один экипаж решил остаться порыбачить на другой реке. Поэтому еще сделали петлю в сорок километров. На горной речке приготовили обед. К половине седьмого мы уже добрались до Светлой. Здесь на краю посёлка на песчаной косе и решили заночевать. Поужинали, обсудили день и рухнули спать.

6 мая позавтракали как обычно и в восемь часов выдвинулись. Назад как-то двигалось быстрее. Да и сопки постоянно радовали цветущим багульником. У реки Каменка у одной из машин появилась проблема. Полчаса ушло на её устранение, и вскоре поехали дальше. Объехали гору Алента. Добрались до Кузнецово. Снова живописные берега р. Кузнецова. Грязь решаем объехать. На обратном пути уже нет желания с нею бороться. К часу дня уже походим к Усть-Соболевке. Через полчаса уже на р. Максимовка. Здесь думали пообедать, но начинается дождь. Едем до Амгу, куда прибываем в четыре часа.

В Амгу обедаем, заправляемся. Появляется несколько вариантов ночёвки. В итоге выбираем зимовье не далеко от трассы. К восьми часам добираемся до зимовья. Готовим ужин и разбредаемся спать. Устали за день.

Вот и 7 мая. Ночь в зимовье была тёплой. Но вода, оставленная на улице, превратилась в лёд. На термометре -8С. В половине седьмого завтракаем. В начале восьмого выдвигаемся. Сегодня планируем быть дома.

Поэтому всю дорогу летим или пытаемся лететь. На развилке на Малую Кему в 8:45 останавливаемся отдохнуть. Около 10 часов проходим Терней. Едем вдоль заповедника, но в этот раз животных не видим. А по пути туда видели двух оленей и кабана. К одиннадцати часам добираемся до Пластуна. Здесь надо встретить Дмитрия, который с зимовья уехал рано утром на мотоцикле. Его прицеп не отремонтирован. Занимаемся ремонтом. В первом часу выдвигаемся из Пластуна. Погода переменчивая.

В половину второго у бухты Озёра останавливаемся на обед. Нормальному обеду мешает дождь. Прячемся в кунге на 66-м. Пока ели, дождь закончился. Вокруг уже много зелени. Спешим в Дальнегорск. Здесь заправляемся в половину четвёртого и движемся дальше. В начале пятого останавливаемся на Дальнегорском перевале. Немного отдохнули и снова в дорогу.

Погода в этот день регулярно поливала нас дождиками. Мы приближались к Уссурийску и невольно обращалось внимание на то, сколько много разрушенных мостов на дороге. Мы их видели более десятка. На грунтовых дорогах и на асфальтированных. Пожалуй, только у лесорубов со Светлой мосты на дорогах были в порядке. На всём остальном протяжении пути, а мы проехали более тысячи километров в одну сторону и столько же обратно, один рухнувший или смытый за другим. Потоки машин идут по временным мостам.

В семь вечера остановились в Новомихайловке на ужин. Закусочная «Семья» нам показалось вполне достойным учреждением. А на выходе умилила семья ласточек, построившая гнездо прямо над дверью. Родители пытались кормить птенцов, но пугались собравшихся зевак, поэтому не стали фотоаппаратами тревожить птиц и поехали дальше.

В двенадцатом часу ночи мы уже были в Уссурийске.

Неделя путешествия по краю с попыткой проезда в Хабаровский край завершилась. Вероятно, в нашем месте можно попробовать пройти в Хабаровский край через несколько лет, когда лесники соединят трассы. В Светлой нам рассказали, что есть другой путь, но нас интересовала дорога на Сукпай. На следующие майские праздники придумаем другой маршрут.

Больше фото в фотоальбоме

Текст: А. Мезенцев,

председатель Уссурийского местного отделения ПКО РГО – ОИАК.

Фото: А. Мезенцев, И. Лобжа.

НАШИ ПАРТНЕРЫ