Ничто не забыто. Никто не забыт!

Моряки всего мира знают, насколько трудна и опасна их работа. Но год от года они уходят в море и, к огромному сожалению, не всегда возвращаются благополучно. Здесь несколько причин: это и форс-мажорные ситуации, когда непреодолимая сила природы берёт верх над человеком и над его, казалось бы, самой современной техникой, но чаще всего в морских катастрофах виноват сам человек, как принято говорить, срабатывает «человеческий фактор» и это, как утверждает статистика, в 95% случаев морских катастроф и аварий.  Плохое знание своего судна, небрежное отношение к своим обязанностям, грубое нарушение правил техники безопасности и других судовых правил и требований, буквально «написанных кровью» моряков – всё это и приводит к печальным последствиям на морском флоте.

Профессор Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского (МГУ) д-р тех. наук В.П. Болотов в 1994 г. провел с курсантами МГУ беседу на тему ответственности моряков за свои действия на судне, подчеркнув к чему приводит нарушения вышеперечисленных правил и положений. В основу своего выступления он положил пример гибели  в ночь с 12 на 13 декабря 1939 г. парохода «Индигирка» у о. Хоккайдо, когда в море погибло 745 человек! Благодаря активной позиции В.П. Болотова такие встречи с будущими моряками стали в университете (тогда ДВВИМУ, а затем Морской академии) традицией, которую назвали «Днём памяти жертв морских катастроф». Было принято решение проводить мероприятие ежегодно 13 декабря. С 2004 г. в них начали принимать активное участие сотрудники Центра патриотического воспитания МГУ. На такие встречи с курсантами стали  приглашаться опытные моряки, которые вместе с ними обсуждали классические морские катастрофы, а также знакомили их с  катастрофами и аварийными ситуациями в мировом флоте за последний год, анализируя причины происшествий и возможности их избежать. Безусловно, каждая такая встреча сопровождалась ярко оформленными слайд-шоу.

Периодически в таких мероприятиях участвует президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, член Совета ПКО РГО – ОИАК П.И. Осичанский, который в 2010 г. познакомил курсантов и всех собравшихся в зале со своей недавно презентованной книгой «Спасите нас на суше. Уроки морских катастроф», в которой проводит глубокий анализ самых трагических случаев гибели судов, их исчезновения, взрывов, пожаров и других морских катастроф за достаточно большой промежуток времени.

В 2017 г. у о. Беринга на рейде п. Никольское т/х «СТ Конфиденс», принадлежащем ПАО «Совфрахт-Восток» был зацеплен и поднят старинный кованный якорь приличных размеров. Как определила экспертиза, якорь изготовлен в конце 18 или в начале 19 века, конструктором такого типа якорей был лейтенант ВМФ Англии Уильям Роджер. Как известно, именно в конце 18 века в течение многих лет, с небольшими перерывами, несколько английских экспедиций, состоявших из многих кораблей, с 1848 по 1880 гг. у берегов Аляски, в проливе Беринга и в северной части Тихого океана пытались найти следы пропавшей английской экспедиции (1845 – 1847 гг.) под руководством Джона Франклина, которая пыталась найти северо-западный проход из Атлантики в Тихий океан. К сожалению, многолетние поиски того времени не принесли успехов. И лишь в 2014 г. канадские подводные археологи, используя современное оборудование, нашли оба судна пропавшей экспедиции «Эребус» (мрак) и «Террор» (ужас) у берегов Канады. Ранее на островах Кинг-Уильям и Бичи были найдены захоронения и предметы обихода погибших членов экспедиции. Предположительно, что найденный у о. Беринга якорь принадлежал одному из поисковых английских судов и служил там либо становым, либо вспомогательным (верпом или стоп-анкером) в зависимости от размеров судна, и был им утерян.

Генеральный директор ПАО «Совфрахт-Восток» А.А. Хрусталёв сделал буквально «царский» подарок для своей Альма-матер (он – выпускник ДВВИМУ) – подарил этот уникальный якорь МГУ им. адм. Г.И. Невельского, а также спонсировал его установку на территории МГУ. Но, якорь не просто установили. По предложению начальника Управления по воспитательной работе А.Б. Голенищевой и при большой помощи проректора по воспитательной работе и военному обучению Я.Л. Виткалова за довольно короткий срок на территории кампуса МГУ им. адм. Г.И. Невельского был создан памятник «Жертвам морских катастроф».

8 июля 2019 г. в торжественной обстановке, в присутствии курсантов, студентов, слушателей детской школы «Мореход», сотрудников МГУ и гостей памятник был открыт. На открытии выступили: ректор МГУ Д.В. Буров, председатель Думы г. Владивостока А.П. Брик, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, член Совета ПКО РГО – ОИАК П.И. Осичанский, ген. директор ПАО «Совфрахт-Восток» А.А. Хрусталёв и другие присутствующие. Все они отметили значимость такого памятника для морского сообщества, а курсантам пожелали долгого и безаварийного плавания. На одном из валунов памятника, на отливающей золотом пластине выбита строфа из стихотворения, написанного специально к этому случаю председателем Совета ветеранов МГУ, поэтом О.А. Матвеевым: 

Жертвам морских катастроф

 

Пусть камень седой о них память хранит –

О тех, кто однажды морской стал волною,

Уйдя в океан за своею судьбою.

… Ничто не забыто. Никто не забыт!

Тект, фото: Г.А. Воронин, КДП, член ПКО РГО – ОИАК

НАШИ ПАРТНЕРЫ