Маршрут творчества: Лесозаводск – Усть-Нера
Друзья по Литературно-музыкально-художественной студии «Паруса» зовут живописца Владимира Листрового художником-передвижником. Это уважительное звание закрепилось за ним во время Дней славянской письменности и культуры во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые начали проводиться на Дальнем Востоке в теперь уже далеком 2004-м году. На маршрутах кирилло-мефодиевского праздника Владимир Листровой работал по программе творческих встреч с населением наравне со всеми остальными участниками автопробега, вел фотолетопись «крестного хода на колесах», успевая организовывать передвижные выставки картин и фотографий и даже делать этюды с натуры, которые потом воплощались в замечательные живописные полотна.
Нынешним летом очередная творческая экспедиция художника из Приморья длилась более полутора месяцев. Для поездки в Якутск Владимир Листровой тщательно готовил автомобиль, оснащая его полочками, застежками, прижимчиками и прочими, такими необходимыми в дальней дороге, «мелочами». Успеть надо было к 29 июня – открытию известного ежегодного якутского национального праздника Ыысыах.
Традиционный праздник встречи лета – не просто дань уважения природе-кормилице. Это возможность сохранения национальных обычаев, поддержания некогда утерянных навыков и умений. На несколько дней в окрестностях Якутска – местности Ус Хатын – возрождается огромное стойбище, куда считают своим долгом попасть люди из разных улусов республики. Помимо заранее подготовленных театрализованных представлений праздник наполняется соревнованиями, угощением национальными блюдами, скачками, массовыми ритуальными танцами, конкурсами кочевых народов Севера.
Став официальным гостем праздника, Владимир Листровой получил возможность выставить свои работы в одном из традиционных национальных жилищ – ураса. Благодаря специальному отверстию на вершине конуса, естественного света белой ночи хватало для обзора картин даже в полночь, так что эта выставка стала первой в биографии художника круглосуточной экспозицией.
Современная Саха (Якутия) стремится соединить национальные особенности и достижения новых технологий. В числе печатных СМИ республики есть издания, входящие в топ-10 лучших печатных изданий России. А в интервью местным телевизионщикам Владимир рассказывал, конечно же, о Приморье, о своих планах, о творческих достижениях друзей-земляков.
Гостеприимная Якутия встретила дальневосточника как дорогого гостя. На встрече в мастерской заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) художницы Александры Бочкаревой-Иннокентьевой, кропотливо создающей исторически достоверный холст о якутской свадьбе, не обошлось без воспоминаний о Приморье и Владивостоке, где Александра получила профессиональное образование.
4 июля Владимир держал экзамен перед коллегами и знатоками живописи в городской галерее Ургэл, где состоялось торжественное открытие его персональной выставки. Инициатором проведения экспозиции стал руководитель галереи – заслуженный художник России и народный художник Якутии Юрий Спиридонов. Приятно порадовало отношение к мероприятию не только обычных зрителей, но и ответственных сотрудников. Встретиться с «заезжим гостем», пообщаться и сказать слова благодарности за творчество сочли возможным министр культуры и духовного развития республики Саха (Якутия) Юрий Куприянов, начальник управления культуры и духовного развития Якутска Антонида Корякина, директор МБУ «Окружной центр народного творчества» г. Якутска Семен Михайлов, искусствовед, заслуженный деятель искусств РС (Я) и РФ Зинаида Иванова-Унарова, председатель ВТОО «Союз художников России» Василий Амыдаев.
Отшумели праздничные мероприятия, и появилась возможность вновь оказаться у Ленских столбов, работать на берегах красавицы-Лены. Вместе с Юрием Спиридоновым был пройден автомобильный маршрут вдоль реки от Якутска до Тулуна и обратно.
Особенности местного ландшафта, исторические штрихи складывались в один образ постепенно. Первое время удивляла ровная, словно постриженная трава. Оказалось, что такое «окультуривание» берут на себя многочисленные табуны. На сотни верст вокруг – лишь ветер да чудом сохранившийся надгробный камень...
Быть может, со временем сотрутся из памяти непривычные названия ямщицких станций и купеческих селений, но навсегда останется щемящее чувство уважения к тем, кто ценой своей жизни платил за преодоление этих бесконечных верст, освоение этих безграничных пространств.
Одно из таких исторических поселений – Еланка. Ямщицкая станция стала в советское время оживленным поселком. В память о тех, кто жил здесь в прежние, даже не годы, а века, кто был здесь оплотом российской земли, растил детей и уходил на фронт, благодарные потомки в 2003 году установили памятные стелы. Сейчас, не выдержав перестроечных потрясений, деревня встречает гостей размеренной тишиной над размеренным течением Лены.
Неторопливость как бы витала в воздухе, настраивая на лирический лад. Писалось легко. Но разом налетели тучи, – и проторенная вдоль Лены дорога вмиг превратилась в непроходимую грязь. Тщетность попытки выехать стала очевидной уже через несколько сотен метров.
В 2016, работая в Якутии в составе международной группы художников, Владимир Листровой сожалел о невозможности «отлучиться» от программы. Все было просто здорово – и водный поход вдоль Ленских столбов, и спуск в вечную мерзлоту, и талантливейшие коллеги-художники! Но начать знакомство с колымской трассой он смог только в этом году.
Любая поездка Листрового по России – это экскурс в ее историческое прошлое, без которого нет настоящего понимания современности. В Якутии многие объекты сохранены как исторические памятники благодаря стараниям людей неравнодушных. Ими оберегаются и жилища ссыльных каторжан на территории Черкехского историко-мемориального музея под открытым небом «Якутская политическая ссылка».
Черный прижим – название кусочка трассы, закрепившееся за частью старой дороги вдоль Черной скалы. Как говорят, не только из-за сложности рельефа, сколько из-за количества погребенных в ней строителей этой самой дороги. Появятся холсты, написанные Листровым на государственной трассе «Колыма» в очередной выставочной экспозиции, – и будут экскурсоводы рассказывать о пейзаже, ставшем историей, и сохранится теперь уже в памяти нового поколения непростая историческая правда.
Нельзя без восхищения рассказывать о стойкости духа гулаговских инженеров, которые даже в лагерных условиях создавали проекты, сохранившие жизни десяткам других людей. Деревянные мосты, встречающиеся на старой дороге, были построены по чертежам политзаключенного Эриха Герлингера и отличались особой прочностью. Кстати, сам конструктор после освобождения остался в Якутии и жил в поселке Теплый Ключ.
Интересные чувства испытывает человек, не раз слышавший какие-то географические названия, а потом вдруг оказавшийся именно в том месте. Так случилось и с рекой Индигиркой, и с поселком Усть-Нера. Получилось, что в этом году в путешествии по колымской трассе это место оказалось крайним. Затем начался обратный путь, оказавшийся не менее интересным и богатым на встречи и впечатления.
Проводником на колымской трассе Владимир Листровой уговорил быть талантливого якутского художника Федота Макарова – заядлого охотника и знатока тех мест. С таким напарником и в пути надежно, и работать интересно.
Июль в этих местах может быть цветущим и снежным одновременно. Однажды снегопад застал художников на перевале, а второй неслышно прошел ночью на одном из низинных участков. Ложились спать летом, а проснулись – зима!
Одними из первых, кому удалось посмотреть «свежие» работы путешествующих художников, стали будущие геологи из Якутского национального университета. Теперь на места, где проходит их студенческая практика, они посмотрели и глазами приморца Владимира Листрового.
Солнце и реки, горы и села – около 30 полноценных пленэрных этюдов размером 50 на 90 сантиметров привез художник домой, проделав более 10 500 километров по маршруту: Лесозаводск – Биробиджан – Райчихинск - Благовещенск – Невер –Тында – Нерюнгри – Алдан – Томмот – Якутск – Покровск – Еланка – Тит-Ары –Тулун – Якутск – Нижний Бестях – Чурапча – Хандыга – Кюбюме – Усть-Нера и обратно. Провел три выставки, провез домой более 100 работ. Планирует написать новые. И уже мечтает когда-нибудь вернуться и пройти по колымской трассе до Магадана. Уже в статусе члена Приморского краевого отделения Русского географического общества.
Больше фото в фотоальбоме
Текст: Наталья Козырева,
Фото: Владимир Листровой