«На память друзьям» – первый сборник стихов Павла Гомзякова
Павел Гомзяков – наш земляк, поэт. В приморской литературе единодушно историки и литераторы называют его первым профессиональным поэтом Владивостока. Да поэзия Владивостока начиналась именно с этой книги – «На память друзьям», напечатанной в 1885 году в типографии главного командира порта Восточного океана, о которой многократно писалось: «...к сожалению, она не сохранилась».
Но теперь сенсация! Недавно первая книга, которую Гомзяков выпустил гимназистом в 17 лет, нашлась. Находка принадлежит руководителю издательства «Русский Остров» Александру Пименовичу Яковцу. Клубу «Юный краевед» ПКО РГО – ОИАК в электронном варианте находку Александр Пименович передал не случайно. Именно по предложению нашего клуба, при поддержке целого ряда организаций, в 2005 году стартовал конкурс молодых поэтов имени Павла Гомзякова «Гул океанского прибоя». Эта строчка из стихов Павла Гомзякова выбрана была бессменным председателем жюри поэтом Борисом Лапузиным. За девять лет существования конкурса выросла целая плеяда юных и молодых поэтов, их стихи публиковались в СМИ, в том числе и в краевой детско-юношеской газете «Прибой» и конечно же в альманахе «Литературный Владивосток», а главное в свет вышли сборники более десяти авторов, в том числе сборники литобъединений художественного училища, ВГУЭС.
Так получилось, что я первой познакомилась со сборником «На память друзьям». Мне, как и ему тогда, 17 лет. Наше поколение очень отличается, в принципе, было бы странно если бы оно было таким же как и 100 лет назад. Очень многое изменилось, но нас с ним объединяет юношество. Для меня юношество в первую очередь тонкая грань между остатками детства и началом взросления личности человека. Меня удивила его прямолинейность и точный взгляд на жизнь.
Не мечтай же, дорогая,
Не смущай себя:
Отрезвление будет горько,
Верь мне, для тебя,
Грёзы, чудные виденья
Разлетятся вмиг
Лишь действительность, явившись
чуть коснётся их.
ххх
Буря миновала,
Небо голубое
Ясно и прозрачно;
Так невзгоды жизни,
Вихрем пронеслися
И душа спокойна!
В целом ряде стихов можно прочитать достаточно чёткий акцент о смерти, тоске. Но это возможно и дань поэтической моде. Писали о смерти, разлуке, тоске, одиночестве...
«Письмо к больному другу».
…И голые стены больницы твоей
Тебя как в тюрьме берегут.
«Прощание»
Придёт весна — всё оживится,
А я, подруги, буду там,
Где царствует Господь ваш сам.
И буду там за вас молиться,
Сестру мою вы берегите...
В его стихах, можно взять такое прекрасное качество, как позитив, повторюсь, что даже о смерти он не всегда отзывался серьёзно, умудрялся подшутить над старухой с косой. Поразило, что мальчик гимназист, который выражал в книге все яркие моменты его жизни, лучше, чем любой современный фотоаппарат. Вот некоторые строки...
«Амуру»
Прозрачной летней синевой;
Люблю я твой простор могучий
И берегов зеленых кручи,
И необъятные леса,
И ив прибрежных пояса.
«Лесной ключ»
...Заискрился в струю
Светлый солнечный луч,
И с тех пор в том лесу
Протекает тот ключ
Я напиться люблю
Влагой светлой его,
Отражение смотреть
В нём лица моего,
И по целым часам
Я сидеть тут готов
Навевает бес сна
Он прелестный ряд снов,
Под журчаньем его
Знай лишь только мечтай
Уносясь далеко
В очарованный край».
Запах этой книги уже служит особым проводником во времени, поправки карандашом самого Павла Гомзякова, который он когда-то держал в руках и в страсти дополнял свои мысли, которые по-видимому его переполняли. Книга - это колба знаний, которую нужно испить до конца. Читайте больше, это не так сложно, гораздо сложнее умещать в одну фразу глубокий смысл чтобы донести это для читателя. Я очень горжусь, что у нас в Приморье были, есть и будут такие замечательные поэты как Гомзяков! Читая его стихи не все понятно, что поделать это прошлый век, за век многое изменилось, но смысл всегда один. Впитывайте в себя знания.
Василиса Солодуненко, член клуба «Юный краевед» ПКО РГО – ОИАК, 17 лет