Путешествие на остров Шкота
Дружная команда, основу которой составили члены секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК, 20 октября 2019 года отправилась из Владивостока на остров Шкота на нескольких машинах. Пешеходная часть маршрута началась у бывшей проходной одной из воинских частей на острове Русский.
Около двух километров мы прошли по дороге среди яркого, удивительно разнообразного осеннего леса. Не только клены радовали нас своей красотой, но и разновозрастные калопанаксы, грабовый подлесок, лианы винограда амурского.
И с первых шагов сопровождала нас история, в первую очередь история военная, которая здесь прослеживается повсюду. Так, по дороге к «пункту назначения» мы сделали краткую остановку на бывшей территории одной из воинских частей, а позже миновали современные ее позиции. Немного позже прямо с дороги увидели броневую башню дальномера батареи № 982 постройки 1930-х годов и часть бетонных обводов бруствера форта № 10 («Форта Князя Олега») проекта 1910 г.
В свое время форт предназначался, в частности, «для прикрытия от высадки десанта на побережье близ дамбы острова Шкота». Задача «не допустить использование примыкающего к югу Русского острова рейда Шкота для якорной стоянки неприятельских кораблей» была поставлена впервые более ста лет назад и выполнялась затем с привлечением доступных сил и средств на протяжении долгого времени.
Остров назван в честь капитан-лейтенанта корвета «Америка» Николая Яковлевича Шкота. Площадь около 2,5 км², максимальная высота над уровнем моря — 146,6 м. Большая часть острова покрыта широколиственным лесом. Юго-восточное побережье, обращённое к открытому морю, более возвышенное. Обращённые на север и северо-запад склоны полого спускаются к бухтам Новый Джигит и Пограничной на острове Русском, с которым остров Шкота соединяется галечной косой.
По периметру острова расположены долговременные огневые точки постройки 1930-40-х годов. Одна из них, ОРПК № 252 «Штурм», было установлено для защиты южного побережья острова Русский недалеко от насыпной косы, по которой мы переходили к острову.
А совсем недалеко от него – следы другой, не военной истории - остатки бетонных чанов для засолки рыбы, от которых начался наш маршрут по острову Шкота.
Нам предстояло пересечь остров с севера на юг. Для этого мы воспользовались дорогой, проложенной когда-то для обслуживания крепостных объектов.
Еще в 1913 году на острове была возведена батарея № 362 на 4 120-мм пушки, а в 1914-16 годах - батарея № 636 на четыре 10-дюймовые береговые пушки. В советское время на ее позициях разместилась батарея № 904 с расположенным неподалеку от неё городком артиллеристов. Сегодня от построек военного городка остались лишь стены. Мы совершили небольшую остановку на этой территории. И обнаружили на стене одной из казарм тексты приказов Наркома обороны И.В. Сталина, обращенных к бойцам разных родов войск. Этот уникальный объект мог бы, по мнению некоторых членов нашей команды, при должном оформлении стать достопримечательностью острова.
От бывшего казарменного городка мы прошли дальше мимо старых артиллерийских позиций. Вскоре дорога перешла в тропу над обрывистыми берегами юго-западной оконечности острова, которая славится своими живописными видами.
По дороге была сделана остановка рядом с остатками старого военного объекта, который на некоторых картах отмечается как «целеуказательный пост батареи», но участниками похода были высказаны и другие соображения по поводу того, зачем он был здесь сооружен.
Во время привала Лариса Дмитриевна Жигула познакомила нас с геологической картой острова.
Затем мы проследовали к мысу Маячному, самой дальней точке нашего маршрута. После посещения этого интересного объекта отправились в обратный путь вдоль западного побережья острова, в одну из бухт которого спустились по крутому распадку, чтобы полюбоваться ее красотами.
После прогулки по берегу моря большая часть группы вернулась на тропу, затем вышла на основную дорогу и по ней уже известным путем вернулась в начало нашего маршрута по острову Шкота. Другая часть команды отправилась для осмотра военных объектов, назначение которых еще предстоит выяснить. После общего сбора и обмена впечатлениями мы по дороге среди красочного осеннего леса возвратились к оставленным машинам.
Путешествие никого не оставило равнодушным. Не только хорошая погода, но и хорошая компания и отличное настроение были в нем нашими постоянными спутниками. Поездка подарила нам яркие впечатления и желание обязательно вернуться на остров Шкота и пройти по нему новыми маршрутами за новыми открытиями.
Хочется от лица участников этого мероприятия поблагодарить организатора и вдохновителя похода Владислава Купчика, а также наших товарищей-автомобилистов, которые доставили группу до места назначения.
Текст: Евгения Каменева,
Фото: члены секции Краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК